Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.





Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

 

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

Выделяют следующие типы мировоззрения:

1. мифологическое 2. религиозное 3. философское

Мифология возникла на ранних этапах между личностью, природой и обществом.

Миф – есть ни что иное как стремление в области познания, когда не находя ответа на возникший вопрос люди создают определенный образ (миф). В мифе отсутствуют различия между понятиями духовного и телесного начала, естественным и сверхъестественным, отдельным и общим, необходимостью и случайностью.

Для мифа характерно:

- эмоционально-образная форма;

- очеловечивание природы;

- отсутствие рефлексии (рефлексия – работа сознания, мысли человека над собственным сознанием, размышление над собственными взглядами);

- утилитарная направленность мифологии (решение повседневных задач с помощью мифа).

Когда человек начал выделять себя в качестве индивида, тогда появляется религия.

Основа религии – вера в сверхъестественное начало. Принципиальное отличие от мифа в том, что это новый взгляд на мир, согласно которому:



- мир в целом был кем-то создан (креативизм);

- мир управляем;

- существует система подчинения;

- в основе всего веропоклонение;

- во главе всего стоит «Один» (в отличие от мифа – качественно новый взгляд на мир).

Свобода человека была ограничена. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Самые важные нравственные нормы человечества оформлены в религии.

Возникновение философии стало диалектическим отрицанием мифологии.

Поскольку человек непрерывно постигает окружающий мир, у него наряду с религиозным взглядом на мир возникает реалистическое миропонимание, в недрах которого и возникло философское мировоззрение.

Философия возникает в результате накопления научных знаний, их рационального осмысления как необходимость теоретически раскрыть проблемы мироздания и человеческого существования. Она возникла только тогда, когда личность окончательно осознала свое своеобразие и смогла противопоставить себя обществу и общепринятым установкам. Философия отражает уровень интеллектуального развития.



У философии и религии имеется общая цель - вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл. Общая проблематика - духовно-нравственная.

Основа религиозного воззрения на мир - вера. Философия же отразила потребность в понимании мира и человека с позиций светского знания, естественного разума.

 

Специфика философского знания. Предметное поле философии.

 

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику)

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;



• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога).

Предметное поле философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», и т.д.

Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. И. Кант видел высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Так возникли материализм (исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен) и идеализм (исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия) как два основных направления в философии.

В-четвертых, философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (идеальное государство Платона и Конфуция, «Утопия» Мора), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

 

Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.

 

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Функции:

1. Мировоззренческая (способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром);

2. Методологическая (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности);

3. Мыслительно-теоретическая (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира);

4. Гносеологическая (из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);

5. Критическая (роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания);

6. Аксиологическая (функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др);

7. Социальная (объяснить общество, причины его возникновения, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества);

8. Воспитательно-гуманитарная (состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни);

9. Прогностическая (заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества).

В современном значении и понимании общим для идеологии и философии является только то, что и философия, и идеология - определенные концепции, системы идей, определяющие бытие в его теоретической форме. По своему конкретному содержанию и значению, способу функционирования, своей направленности - это совершенно различные типы отношения человека к миру.

Особое значение и большое внимание разработке понятия «идеология» уделял марксизм. В марксизме понятие идеологии как системы философских, религиозных, моральных, эстетических и политических взглядов было отнесено к сфере духовной деятельности и разрабатывалось как категория исторического материализма - марксистского учения о формах и перспективах общественного развития. Идеология - это теория, отражающая точку зрения определенных социальных групп, классов и их партий, следовательно, идеология является групповым, массовым сознанием.

Философия представлена плюрализмом (позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения) мнений и взглядов. Свобода мнений и творчество индивида - ее суть. Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.
В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.
Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. В философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры.
Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. Искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.