Сделай Сам Свою Работу на 5

Законы категории диалектики.





Все законы диалектики носят универсальный характер,

то есть действуют везде и в природе и в обществе и в

мышлении. Диалектика, как теория развития включает

в себя систему категорий то есть основных понятий с

помощью которых и раскрывается суть и содержание

развития.

К категориям диалектики относятся все понятия входящие

в формулировки законов, а так же следующие парные

категории: причина и следствие, сущность и явление,

форма и содержание, возможность и действительность,

единичное и общее, случайность и необходимость.

 

 

Проблема познания является одной из

ключевых в философии. Раздел философии,

в котором она изучается, называется гносеологией.

Одним из важных вопросов в т.п. является вопрос о

познаваемости мира. В философии существует 3

основные точки зрения на вопрос о познаваемости мира:

1)Мир познаваем и нет предела человеческому познанию.

2)мир познаваем, но есть предел человеческому познанию

и есть вещи, которые человек никогда познать не сможет.

3)мир не познаваем, и все наши знания условны,

представляют собой исторически изменяющиеся мнения.



В своём историческом развитии человечество формировало

разные формы знаний. Формы знания: мифы, религия,

наука, искусство, литература. Между разными формами

есть взаимосвязь.

 

 

Уровни и формы познания.

1)чувственное познание; 2)Рациональное познание;

3)Интуитивное познание. Научная философия рассматривает

чувственное и рациональное познание как наиболее важное

для человека. А религия основное значение даёт интуитивному.

Основная форма чувственного познания – это ощущение,

информация, которую мы получаем от рецепторов.

Восприятие-это чувственный образ предмета, который

формируется на основе ощущений. Если этот чувственный

образ сохраняется, то он становится представлением.

Воображение-это способность создавать новые чувственные

образы на основе фрагментов других.

Формы рационального познания - это понятия, суждения,

умозаключение, гипотеза и теория. Понятия – это знаки, которые

существуют в виде слов. С помощью понятий мы обозначаем

предметы, свойства и отношения. Суждение – это связь понятий.



Грамматической формой суждения является предложение.

Умозаключение – связь суждений, когда на основе одних мы

выводим новые суждения, которые уточняют, что то или иное

дают новые знания. Наиболее распространёнными видами

умозаключений являются индукция и дедукция.

Индукция – переход от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному. Важной познавательной

формой мышления является гипотеза. Именно гипотеза дает

возможность строить предположения о предметах, их свойствах

и отношениях, которые после определённых процедур проверки

могут стать объективными знаниями. Гипотезы могут быть

применены как в повседневной жизни, так и в науке, в которой

они определяют направленность исследований. Теория-это

необходимая часть научного познания. Это результат реализации

определенной исследовательской программы. Теория выполняет

важные функции, важнейшей из которых является объяснение.

В разных науках теория имеет свою специфику: в точных науках

строгость и основательность определяется формулировкой законов.

Законы, формулируемые в теориях имеют большую объяснительную

силу. В науке различают законы двоякого рода: динамические и

статистические. Закон в науке фиксирует существенную необходимую

связь явлений. Динамические законы фиксируют жёсткие и однозначные

связи между явлениями. Статистические законы фиксируют связи,

обнаруживающиеся на определённой совокупности случаев.

Формы чувственного и рационального познания взаимосвязаны,

определяют друг друга. В истории философии имели место



абсолютизации значений и роли форм чувственного и рационального

познания – эмпиризм. Философом, стоящим на позиции эмпиризма,

т.е. абсолютизации чувственного опыта был Френсис Бэкон.

Сторонником рационализма был Рене Декарт. Он абсолютизировал

роль рационального познания, полагал, что чувства и опыт могут

нас обманывать и проникнуть в суть вещей способен только разум.

Современная теория познания исходит из единства чувственного и

рационального познания. Рациональное невозможно без чувственного,

поскольку чувство связывает нас с внешним миром.

 

Проблема истины в философии.

Важнейшим понятием теории познания является

категория истины. Это понятие служит для

характеристики знаний с точки зрения их объективности.

Но понимание истины, её критериев в разных философских

учениях разное. В позитивизме за истину понимается знание,

которое признается научным сообществом, является

результатом соглашения. В прагматизме за истину принимается

любое знание, которое приносит пользу. Истина – это знание,

соответствующее действительности. В марксизме абсолютная

истина - полное исчерпывающее знание о предмете. В науке

абсолютная истина – это идеал, к которому стремится познание.

Важным понятием теории познания является конкретная истина.

Истина всегда конкретна в том смысле, что привязана к

определённому месту и времени. Поэтому то, что истинно

сегодня и сейчас может перестать быть истиной. Абсолютизация

истинности знания ведёт к их догматизации. Для определённых

видов знаний догмы очень важны.

 

Роль практики в познании. До возникновения марксизма

познание понималось, как простое созерцание.

В марксистской теории познания важнейшим элементом

процесса познания является практика. , под которой

понимается предметная преобразующая деятельность

человека. Именно практика выступает опосредующим

звеном между познающим субъектом и объективной

действительностью. Практика выполняет важные

функции в процессе познания. Они сводятся к следующим:

1)практика – это основа познания. Это означает, что

процесс познания возможен только в практической

деятельности. 2)практика – это цель познания. 3)

Практика – это критерий истины. Только в практике

мы можем определить объективность, истинность знания.

Понятие науки.

Понятие науки может использоваться в 3-х основных смыслах.

1) наука как особая система знаний отличающаяся от других по ряду

признаков: языку, доказательству, обоснованности, политическому

строю, методам.

2) Наука как особым образом организованный процесс познания.

3) Наука как социальный институт, то есть совокупность учреждений,

организаций, научных сообществ цель которых получение новых знаний.

 

Социальные функции науки.

1) Культурно - мировоззренческая. Влияние науки на культуру

в целом и на мировоззрение в частности.

2) Наука как непосредственная производительная сила.

Эта функция науки выражает влияние науки на

производительные силы общества.

3) Наука определяет сущность и характер научно технических революций.

4) Наука как социальная сила, как инструмент организации

и управления социальными процессами, обществом.

В этом огромное значение имеют науки об обществе

и человеке. Социальная функция науки для общества

становится более значимой с точки зрения обеспечения.

 

Уровни научного познания.

Выделяют 2 уровня. Нижний – эмпирический, опытный.

На этом уровне осуществляется процесс сбора, проверки,

систематизации и классификации научных фактов на

основе спец методов разрабатываемых в науке.

Теоретический уровень научного познания формируют

теории в которых даётся объяснение фактам, формируются

законы фиксирующие сущ и необходимые связи между

явлениями при этом именно законы обладают наибольшей силой.

Динамические законы фиксируют однозначные связи между

явлениями, то есть связи которые обнаруживают себя в 100

случаях из 100. Статистические законы фиксируют связи между

явлениями которые могут иметь исключение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.