Сделай Сам Свою Работу на 5

Человек и общество в философии Просвещения






Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. Она зародилась в Англии, у ее истоков стоял Дж. Локк. Развитие философии Просвещения шло и в Германии, Франции, России. Но наибольшую известность снискали деятели французского Просвещения: Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
- деистическое;
- атеистическо-материалистическое;
- утопическо-социалистическое (коммунистическое).

1. Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители.
Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого:

  • отвергали идею личного Бога
  • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
  • видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);
  • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение.
    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2.Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
3
. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости





Учитывая роль философии в это время, эпоху Просвещения часто называют веком философии. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий (и в том числе социальных бедствий) состоит в людском невежестве. Следовательно, для ее устранения необходимо просвещение людей, - отсюда и само название эпохи. Но при этом речь шла о просвещении только высших слоев общества, для чего необходимо, чтобы во главе государства стоял просвещенный монарх. Поэтому одну из своих главных задач философы той эпохи видели именно в просвещении монархов. Достижения в этой области оказались достаточно своеобразными: среди монархов Европы стало модным выглядеть просвещенными.

Одним словом, все философы-просветители сходятся в мысли, что человек – естественное и высшее природное существо. И как естественно-природное существо в реальности каждый человек предстает как индивид, т.е. отдельное, единичное существо полноправное со всеми другими в границах природы.

Хотя как естественное существо человек изначально эгоистичен, эгоизм в данном аспекте понимается как положительная система жизнеутверждения. Человек является эгоистом не потому, что он порочен, а потому, что он исходит из мотива полезности. Но любовь к себе делает возможным и проявление любви к другим. Как естественное природно-эгоистическое существо человек стремиться к полезности, содержанием которой является достижение частных, личных интересов, которые находятся в соответствии с законами самой природы, – основная идея Просвещения о человеке.



Исходя из этого, в философии Просвещения делается вывод о человеке как суверенном и свободном, естественном существе, подчиняющийся каждый одним и тем же законам природы. Поэтому от природы человек наделен не только естественными потребностями и интересами, но и естественными правами, которые никем не могут быть отчуждены, буквально – отобраны, у человека. Это – право на жизнь, право на реализацию своих потребностей и интересов и т.д. И конечно, право на частную собственность, без которой естественные права не могут быть положительно утверждены.

Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который один только и способен изменить жизнь человечества к лучшему. Эта идея нашла свое выражение в знаменитом тезисе И. Канта: «Имей мужество жить собственным умом!».

В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека. Популярным лозунгом эпохи стали слова Вольтера, относящиеся к христианской церкви: «Раздавить гадину!». Основным орудием борьбы при этом были насмешка и сарказм, стимулировавшие развитие религиозного скептицизма и вольнодумства, и даже атеизма. Однако далеко не всегда эта критика вела к атеизму, тот же Вольтер говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни - географической средой: это концепция «географического детерминизма» Монтескье.

В эпоху Просвещения получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства, основы которой были заложены еще в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Учение об «общественном договоре» было особенно последовательно и полно развито Ж. Ж. Руссо.

Таким образом, социальное осмысление жизненных сил человека и общества в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. приобрело невероятный масштаб, широту и глубину. Оно все более становилось рационалистическим, соотносимым с практикой, точным знанием. Вместе с тем для него более значимым было влияние авторского начала, а также традиций разнообразных школ социальной мысли, разнообразие которых увеличивалось.

Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер(1694-1778). Его огромный талант нашел выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных, философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Основные сочинения Вольтера: «Философские письма» (1733); Влияние идей Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Антиклерикальные произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в. Убежденный в существовании верховного разума, и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, злого, преступного, и считал причиной всего этого самих людей. Благодаря Богу, способному удерживать многих людей от пренебрежения моральными и правовыми запретами, жизнь в обществе еще не стала адом. Поэтому, горько шутил философ, если бы Бога не было, его следовало бы выдумать; в противном случае человек сам возомнил бы себя Богом и не замедлил бы вознестись над моралью и законом.

Дени Дидро (1713-1784) - французский философ, писатель, лидер когорты философов-энциклопедистов. Став известным философом, посетил Россию по приглашению от Екатерины II. Для Дидро человек - продукт природы, обладатель естественных потребностей, имеющий естественное право на счастье. Сердце человека позволяет ему различать добро и зло, предписывает ему не делать другим того, чего он не желает себе, и дает понимание того, что истинное счастье достижимо только в обществе. Объединяясь в сообщества, люди добровольно ограничивают свои притязания, чтобы избегать разрушительных столкновений. Если же подобные конфликты возникают, то для их разрешения существуют специальные лица во главе с государем, который является общим центром единения всех отдельных воль.

Дидро исходил из этико-антропологической посылки, отличающейся от позиции Гоббса, утверждая, что от природы люди расположены скорее к добру, чем к злу. Но и он признает необходимость государственности и считает, что она является продуктом общественного договора, который «сближает, объединяет и связывает между собой множество до того изолированных существ».

У человечества нет выбора; люди не должны двигаться вспять, а обязаны совершенствовать формы общественной жизни, цивилизованности и государственности.

 


25. Критическая философия И. Канта, ее предмет, задачи и содержание.

Критическая философия Канта – это все его труды во второй, критический, период его деятельности.

Учение было изложено в трактатах «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих работ Кант изложил свое учение о познании, во второй — этику, в третьей — эстетику и учение о целесообразности в природе. Предпосылка - независящий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир вещей; Кант называет их «вещами в себе». Познание начинается, по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы ¦чувств и вызывают ощущения. В этом тезисе Кант — материалист. Здесь первичное для него не наше сознание, а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о формах и границах познания, он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании.

Основная черта «критической философии» Канта — примирение материализма с идеализмом, агностицизм. «Когда Кант, — говорит В. И. Ленин, — допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист». Учение о непознаваемости «вещей в себе» имеет идеалистический смысл, потому что в конечном счете «вещи в себе» оказываются у Канта трансцендентными, т. е. потусторонними, существующими вне времени и пространства. Время же и пространство, количество, качество, причинность и все другие объективно существующие связи и отношения рассматриваются Кантом как субъективные, существующие лишь в качестве форм познания чувственности и рассудка.

 

Кант задумывается об ограниченных способностях человеческого разума, поэтому начинает исследовать познавательные способности человека и границы нашего познания. Пишет книгу: «Критика чистого разума», где рассматривает познание, как деятельность, протекающую по своим собственным законам, и делает гносеологию основной философии.

Цель самой работы Канта: доказать, что хотя никакое наше знание не может выйти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно и не выводится индуктивно из опыта. Большую часть «Критики» Кант посвятил показу трудностей, которые возникают от применения категорий к вещам, которые не воспринимаются - человек приходит к взаимно противоречащим суждениям.

В работе Кант формулирует 3 основных вопроса:

Что я могу знать? («Критика чистого разума»)

Что я должен знать? (этическое учение Канта, «Критика способности суждения»)

На что я могу надеяться? (трактат «О вечном мире»)

Кант поставил перед собой задачу показать, как получается всеобщее и необходимое знание. Он предложил рассматривать не структуру познавательной субстанции, а специфику познающего субъекта.

Кант задается проблемой достоверности познания. Он вводит понятие об априорных (доопытных) формах чувственности человека, изначально ему присущих (пространство и время). Пространство и время – не объективные, а субъективные формы чувственности человека, изначально ему присущие, они являются формами чувственности познающего субъекта. Пространство – априорная форма внешнего чувственного содержания. Время – априорная форма внутреннего чувственного содержания. С помощью этих форм человек упорядочивает свои ощущения (пространство как геометрическое свойство, время как арифметическое).

Делит суждения на аналитические (следующие из закона противоречия, «высокий человек есть человек») и синтетические (все суждения, которые мы знаем благодаря опыту). Также в «Критике» Кант предлагает и другую градацию суждений: эмпирические (те, которые можно знать только с помощью чувственного восприятия) и априорные(имеют другую основу, нежели опыт, например, все суждения чистой математики, не требуют подтверждения).

В своей работе Кант исследовал познавательные способности человека. Они включают 3 этапа:

Чувственное познание: ощущение, которое мы получаем от окружающих предметов, которые хаотичны;

Рассудочное познание: мышление, которое оперирует понятиями и категориями.

Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а форма рассудка, т.е. понятие и категории создают предмет.

По Канту достоверность наших знаний может быть синтезом чувств и рассудка.

«Ощущения сами по себе, без понятий рассудка – слепы, а понятия рассудка сами по себе без ощущений – пусты» - И. Кант.

Разумное познание: высший этап в познании, в отличие от рассудка разум вырабатывает идеи, которые выходят за границы нашего опыта: Бог, дружба, мир и т.д.

Кант совершил переворот в философии, поставив в основу гносеологию, т.к. до Канта рассматривали структуру предмета, которая воздействует на человека. Кант поставил в центр не предмет, а процесс познания субъекта, который получил знания с помощью априорных форм чувственности.

Идеальное состояние общества, по Канту, — мир между отдельными лицами и между государствами. Но этот мир — чрезвычайно далекая цель, теряющаяся в неразличимом будущем. Реальность исторической жизни не состояние мира, а борьба, непрекращающиеся антагонизмы между людьми. Не занимаясь много вопросами философии истории, Кант все же пришел к мысли, что противоречивость исторического процесса — необходимое условие совершенствования человеческого рода.

Критика философии Канта слева была подробно развита в XIX в. в материалистическом учении Фейербаха, Чернышевского и др. Критика кантианства справа развернулась еще при жизни Канта — в последнем десятилетии XVIII в. Крупнейшим представителем этой критики был Фихте.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.