Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировоззрение и его Исторические типы мировоззрения






Мировоззрение - это, обусловленная внутренними установками, исторической и культурной традицией, личностными и бытийными обстоятельствами, система принципов, подходов к решению проблем, ценностей, взглядов, идеалов и убеждений человека или социальной общности, в свою очередь, определяющая специфику понимания и отношения индивида (социальной группы) к действительности и к самое себе, как ее элементу.

Мировоззрение есть результат, осуществляемого на протяжении жизни (для социальной общности - истории), духовного освоения человеком космоса (мироздания). Таким образом, объектом мировоззрения является мир в целом (а не его отдельные элементы, являющиеся объектом изучения конкретных наук), а его предметом - т.е. тем, что человек выделяет в процессе духовного поиска - отношение внутреннего мира человека (а не его составляющих, что специфицирует религиозное сознание и искусство) к целостности мира как такового.

Духовное освоение мира в целом осуществляется двумя основными способами: либо путем формирования системы связанных, по преимуществу, психологическими ассоциациями, образов и представлений, либо созиданием логически организованной совокупности понятий и категорий. Отсюда - выделяют два базисных сегмента мировоззрения: 1) эмоционально-образный и 2) логико-рассудочный. И первый и второй генетически обусловлены обыденным сознанием. Первый - через возникающие в процессе жизнедеятельности спонтанные переживания индивида или группы индивидов, второй - через здравый смысл. В контексте первого сегмента мировоззрения находят себе место такие формы общественного сознания, как мифология, религия и искусство, в контексте второго - философия и науки. При этом философия не сводится к совокупности наук подобно тому, как сложение частей не образует целостности, а мифология, религия, науки и искусства, в свою очередь, являются источником теоретического осмысления результатов творческой (духовной) деятельности, итоги которого относятся к философии так, как элементы относятся к системе. Формы общественного сознания присущие первому сегменту мировоззрения находят свое выражение в действительности посредством словесных и несловесных (музыка, скульптура, живопись) образов, философское и научное мышление осуществляется при помощи знаков (символов) и слов.
ИСТОРИЧЕСКИМИ ТИПАМИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ





1) мифологическое,

2) религиозное

3) философское.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир -продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе - мироощущение.

Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил. Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией существовала и религия.

Религия-есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов.



Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явилось создание философских систем.

Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Вывод:

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

 

 


 

Основной вопрос философии и его значение

Основной вопрос философии.Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе (Ф. Энгельс). Вопрос имеет две стороны: что первично – природа или дух, материальное или реальное?(материалисты и идеалисты) Познаваем ли мир?(диалектика и метафизика).

Вопрос имеет 2 стороны

1) что первично, изначально — природа или дух, матери­альное или идеальное? Иногда он формулируется несколько иначе: дух, сознание порождает материю, бытие или наоборот природа, материя, бытие порождает дух, сознание? Философы по-разному отвечают на этот вопрос.

Материализм. Материалисты считают, что материя первична, она лежит в основе всего существующего. Материализм считает, что вне нас существует мир, который мы можем познавать и познаем, даже преобразуем, но именно он — объективная реальность.

Идеализм. Первично сознание, дух, материя производна от сознания, мысль (идея) лежит в основе всего. (возник после отделения умственного труда от физического)

Различают объективный ( начало положил Платон, представитель нового времени - Гегель) и субъективный идеализм ( основатель священник Дж. Беркли).

Объективный. (основоположник – Платон). Объективный идеа­лизм утверждает, что до нас и независимо от нас существует идея (мировой дух, разум как таковой), а мир представляет собой порождение этой идеи. Объект вообще — это то, что существует вне челове­ка, независимо от его сознания, то, на что направлена его деятельность.

 

Субъективный.Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку данный человек его воспринимает. Нет воспринимающего человека – нет мира. Сами ощущения и есть свойства вещей. Субъективное — это то, что свойственно человеку (субъекту). Беркли считал, что реален только субъект, его сознание. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку конкретный человек непосред­ственно ощущает, воспринимает — видит, слышит, осязает. Субъект, человек, порождает мир. Но такая точка зрения настолько противоречит здравому смыслу, что Беркли делал оговорку ,что всемогущий Господь Бог не позволил бы ему так заблуждаться.

 

Познаваем ли мир?

Агностицизм.Не знаю, существует ли реально объективный мир, а если существует, то он непознаваем. В современной философии агностицизм проявляется в прогрматизме.

Агностицизм по Канту и по Юму:

Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность
предметов как внешний источник ощущений.

Кант задумывается об ограниченных способностях человеческого разума, поэтому начинает исследовать познавательные способности человека и границы нашего познания.

Материалисты и объективные идеалисты признают познаваемость мира.

Методы познания. Диалектика– метод познания действительности, который рассматривает явления мира как не только взаимосвязанные, но и находящиеся в постоянном развитии, изменении. Метафизика– признает количественное развитие: мир предстаёт как простое повторение, нечто неизменное.

Метафизика: отрицает качественное развитие, признаёт только количественное; источник развития – «внешний толчок»; линейное развитие.

Диалектика: признаёт и качественное, и количественное развитие; источник развития – внутренний, «борьба противоположностей»; поступательное развитие.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.