Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЦИОНАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ





Рационализм и иррационализм – это два разных типа рефлексивной философии (см. структуру философского знания).

Рационализм – И. Кант.

Иррационализм – Ницше.

Фридрих Ницше (1844 – 1900 гг.) – основоположник философского направления «философии жизни». Его последователями были Дильтей (лауреат нобелевской премии), Зиммель, Берксон и т.д.

В этом философском направлении понятие «жизнь» имеет особый смысл – это не бытовой и не биологический смысл, а эстетический. Ницше писал, что «жизнь имеет эстетическое оправдание».

С точки зрения Ницше эстетическое сочетает в себе чувственное и рациональное начала. Чувство ведет разум к истине, то есть чувственные компоненты доминируют.

С точки зрения Ницше жизнь может быть познана только на основе интуиции, а не на рациональной основе. Таким образом, по Ницше предмет философии – жизнь (в ее эстетическом смысле), а метод философии – интуиция (см. тему № 4 – типы философствования).

Ницше – философ-мифотворец. Стиль его философствования – мифопоэтический. Ему принадлежат следующие мифы: о сверхчеловеке, о вечном возвращении, о Заратустре и т.д.

В философствовании Ницше сочетаются очень серьезные философские, интеллектуальные, духовные традиции. Например, один из исследователей творчества Ницше Свасьян подметил, что Ницше никогда не оговаривается о том его эти идеи или эти идеи он хотел бы подвергнуть сомнению (в его философских текстах присутствует скрытая драматургия идей, разворачивающаяся по законам сократовской майевтики и иронии).



Поэтому когда Ницше негативно высказывается о христианстве и т.д., необходимо понимать, что это не обязательно его позиция. Он писал, что «на мир нужно смотреть из разных глаз».

Свасьян отмечал присущую Ницше полисубъектность, то есть Ницше в своих текстах как бы ловит и транслирует голоса мира, выражающие очень разные позиции, совершенно противоположные взгляды.

[Ницше, как и Платон, раздавал различные идеи разным безымянным участникам философского действа]

[Также обстоит дело относительно идей, «приватизированных» фашисткой идеологией. Ницше приписывает право самозаконности сверхчеловеку, но это только ироничный миф, своего рода майевтика альтруизма от противного, то есть от мизантропии]



ВОЛЯ К ВЛАСТИ И СВЕРХЧЕЛОВЕК. ФИЛОСОФСКАЯ ИРОНИЯ И МАЙЕВТИКА НИЦШЕ

ВОЛЯ К ВЛАСТИ

В обыденном сознании, в различного рода идеологеммах имя Ницше ассоциируется с понятиями «воля к власти» и «сверхчеловек». Зачастую этим понятиям придается упрощенный, примитивизированный смысл: воля к власти трактуется как примитивное стремление субъекта к доминированию над другими, а сверхчеловек – как «белокурая бестия», идущая по головам.

Однако, философия Ницше – это настолько выдающееся явление в истории мировой мысли, что опрометчиво отдавать его «на откуп» фашисткой идеологии, примитивным мифологемам обыденного сознания. Сам Ницше, как известно из воспоминаний современников, понимал силу воздействия своих текстов, их провоцирующий характер.

Очевидно, что мыслитель такого уровня, гений не стал бы утруждаться по поводу выше описанных трюизмов (банальностей).

В начале работы «Антихрист» пишет: «Хорошо то, что увеличивает волю к власти». Почему волю к власти, а не власть? Ницше – философский «блудный сын» Канта. Поэтому без Канта невозможно понять Ницше адекватно.

Философия Гегеля также оказала на Ницше значительное влияние. Гегель считал, что содержанием воли является постановка целей и поиск средств, но условием существования воли является невозможность полного осуществления целей, так как если все цели осуществлены, то пропадает стержень субъективности (желать больше нечего), и субъект не противостоит окружающему миру, не выделяется из него, наступает «чистая неопределенность Я». По Гегеглю воля – это стержень субъективности.



Ницше придерживался этого же подхода и отмечал, что воля к власти с этой точки зрения является условием самосовершенствования субъекта, для которого необходима власть прежде всего над собой («Победи себя и ты победишь весь мир»).

ПОНЯТИЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕК»

Понятие «сверхчеловек» в текстах Ницше выступает в трех эпостасиях:

  1. Реальная историческая личность (Цезарь, Наполеон, Гете и т.д.);
  2. Мифологема сверхчеловека (мифологема – это смыслообразная единица). Мифологема сверхчеловека – это тип средневекового феодала – брутальный (грубый), сильный. Этот тип Ницше называл «белокурая бестия». Сверхчеловек презирает толпу, он – аристократ. Диктует свои законы;
  3. Философская концепция сверхчеловека.

Философская концепция сверхчеловека отличается от мифологемы сверхчеловека и имеет прямо противоположный смысл – сверхчеловек и философской концепции является спасителем.

[Например, известно, что в русской литературе и философии именно этот смысл понятия «сверхчеловек» нашел наиболее рельефное выражение. Например, у Горького Данко ведет себя как сверхчеловек – спаситель людей. У Владимира Соловьева (работа 1899 г.) сверхчеловек также представлен не как «белокурая бестия», идущая по головам, а гуманистически, позитивно, так как именно сверхчеловек, по его мысли, может показать людям путь к бессмертию]

Сверхчеловек по Ницше появляется в переломную («трагическую») эпоху, когда утрачены, разрушены все привычные идеалы и ценности, Боги, живущие в человеческом сердце и лежащие в основе интереса к жизни. В трагическую эпоху люди не хотят жить, так как то, чем наполнено сердце, убито.

Ситуацию переломной эпохи Ницше фиксирует так: утрата людьми смысла жизни, уход от реальности в фанатизм, наркоманию, мистику, распутство, которые ведут к утрате способности наслаждения.

С точки зрения Ницше трагические, переломные эпохи появляются в истории периодически. Только сверхчеловек в такой момент способен показать растерявшемся людям путь к спасению во имя жизни. Жизнь, по Ницше, это главная ценность. «Мир не плох и не хорош. Надо бороться в нем за жизнь, как бы он не изменился». Пример такой борьбы показывает сверхчеловек: он способен вырвать из сердца обветшавшие идеалы, ценности, Богов и создать новые во имя жизни.

Таким образом, из философской концепции сверхчеловека ясно, что воля к власти – это прежде всего власть над собой, а не доминирование над другими.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (ПСЖ)

Есть два основных подхода в проблеме смысла жизни:

  1. Смысл жизни определяется в координатах, находящихся за пределами индивидуального бытия (смысл жизни заключается в стремлении к Богу, в служении обществу или определенной идее);
  2. Смысл жизни заключается в самой жизни – в индивидуальном бытии человека (это теории самореализации, самости).

С древних пор существовали различные объяснительные модели смертности человека:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.