Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3. Зоопсихология, этиология, социобиология.





Само понятие поведениядолжно корректироваться применительно к разным уровням живой природы. По отношению к простейшим организмам, растениям о «поведении» можно говорить только в переносном смысле: они целиком зависят от внешней среды и в очень ограниченных пределах могут изменяться в ответ на её влияния. Поведение же в собственном смысле этого слова появляется вместе с психикой и ее материальной основой — нервной системой животных. Их высшая нервная деятельность, точнее — её результаты по регуляции жизнедеятельности организма, активное взаимодействие организма со средой и называется поведением. Оно, поведение, складывается из внутренней (психической, образной) и внешней (двигательной, вообще оперативной) активности живого существа.

У животных, — и низших (например, насекомых, рыб), и высших (млекопитающих, особенно приматов) поведение соткано из сложной гаммы безусловных и условных рефлексов, с периодическим проявлением элементарного интеллекта. Напомню, что устойчивая система безусловных (врожденных) рефлексов, наследственная для определённого вида называется инстинктом.



Такие базовые инстинкты, как:

· пищевой — утоления голода и жажды;

· терморегуляционный — поддержания комфортной для вида температуры тела;

· половой — продолжения рода, поиска и завоевания полового партнёра;

· ориентации в окружающем пространстве ради приспособления к нему, выживания;

· предварительной самозащиты-агрессии;

· ряд тому подобных — все они образуют безусловно необходимый фундамент поведения любого животного. Нарушения инстинктивной программы поведения у животных практически исключены и, как правило, губительны, если не сразу для отдельной особи, но в будущем для данного вида.

Вместе с тем, у всех видов животных врожденная программа поведения является более или менее пластичной, она всегда дополняется приобретенными за счёт условных рефлексов индивидуальными и новыми способностями. Условные рефлексы то и дело вмешиваются в инстинкты, но не отменяют, а только дополняют, поправляют их — в зависимости от изменений не только внешней среды обитания в тот или другой момент времени, но и внутреннего состояния определенного организма.



Наконец, кроме рефлексов (и безусловных, и условных) поведение многих пород птиц и высших животных регулируется еще и примитивным интеллектом — способностью решать новые, нестандартные задачи путем несложного анализа и синтеза получаемой информации в прямом контакте с ее источником (окружающей средой). Так, шимпанзе, чтобы достать термитов из муравейника, суют туда хворостины и слизывают с них насекомых; живя на морском побережье, привыкают мыть съедобные овощи в солёной морской воде; и т.п.

Таким образом, генетическое влияние на поведение животных обязательно связано с влиянием окружающей среды.

Характеристики наследственного поведения (согласно К. Лоренцу и Н. Тинбергену):

· стереотипность — некоторые акты поведения в определенных условиях организма и среды повторяются в точности;

· видоспецифичность — поведение определяется особенным для каждого вида животных набором генов;

· потенциальная готовность действовать согласно генетической программе даже в условиях изоляции от особей того же вида; обучение ускоряет рефлекторную реакцию, но не является необходимым для неё;

· поведение происходит целостным блоком, даже если животное никогда его не практиковало (практика — вариант обучения, а оно вовсе не обязательно для запуска наследственной программы).

У человека, в силу сложности его психики, наследственные программы поведения редко действуют столь автоматически, как у животных. Чаще всего — как тенденции, склонности поступать тем или иным образом.

Наука о поведении животных, его сложных формах в их естественной среде обитания называется этология (от греч. «ethos» — характер, нрав, обычай). Основателями этологии признаны Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине за 1973 г., увенчанные ею именно за работы на данную тему, — Карл фон Фриш (Германия), Конрад Лоренц (1903–1989) (Австрия), Николас Тинберген (1907–1988) (Голландия). Решение Нобелевского комитета на сей счёт гласило: «За создание и использование на практике моделей индивидуального и группового поведения».



Став людьми, наши далёкие предки и их многочисленные копии — потомки, т.е. все представители вида Homo sapiens, тем не менее сохранили важнейшие инстинкты — врожденные программы поведения всех животных, в особенности млекопитающих, прежде всего — приматов. В нашей обычной речи слово «инстинкт» как правило означает что-то низменное, чаще всего дурное, что лучше подавлять в себя и скрывать от окружающих. Сказать человеку: «Ты животное!», «Ты не контролируешь своих инстинктов» и т.п. означает оскорбить его. Однако в научном смысле слова, как понятие биологии и психологии, инстинкт — никакое не зло, а благо; гигантское, неоценимое завоевание эволюции живой природы. Организм в этом смысле можно сравнить с «компьютером», а инстинкты — с его «программами», «редакторами». Чтобы начать действовать, мозгу, ЦНС, всему организму нужно «разбудить» заложенную в генах рефлекторную программу поведения. Эта программа вбирает в себя огромный опыт приспособления предков данного вида к среде их обитания, борьбы и сотрудничества этих животных со средой, друг с другом и с другими видами животных. Естественный отбор уничтожил тех животных, которые реагировали не вызовы среды неадекватно. Успешные же реакции в своем большинстве сначала бывали просто случайными, но именно они закрепились в потомстве удачливой особи, легли в основу той самой инстинктивной программы выживания вида, которая сегодня выглядит такой целесообразной, гармоничной.

Если человек слишком долго и слишком упорно поступает наперекор инстинктам, формирует у себя неадекватные условные рефлексы (например, проповедует половое воздержание или непротивление злу насилием), это в какой-то степени подрывает его физическое и психическое здоровье, превращается в фанатика или юродивого. Как это выглядит на примере полового инстинкта, показал З. Фрейд в своей теории неврозов бессознательного. Похожий по своим плачевным последствиям результат получается, если, наоборот, целиком и полностью отдаться инстинктам (что художественно изображено Р.Л. Стивенсоном в «Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда»). В этом случае человека «наказывает» культура — через осуждение окружающих, угрызения собственной совести (пушкинский Борис Годунов: «И мальчики кровавые в глазах!»).

К счастью или к несчастью для нас, все инстинкты у людей подверглись мощному преобразованию, своеобразной цензуре. В роли надзирателя за природными влечениями выступают, во-первых, общество, коллективные интересы человеческого общежития; а во-вторых, сама отдельная личность с ее разумом, творческими целями в жизни. Чтобы возвыситься над природой, преобразовать ее в своих целях, увеличить продолжительность и качество своей жизни, наполнить ее особыми смыслами и ценностями, людям потребовалось ограничить инстинкты. В норме, в массовом своем проявлении ни один инстинкт не действует у людей непосредственно, так, как у животных. Поэтому все аналогии между людьми и животными остаются в той или иной степени условными, нуждаются в оговорках, поправках, добавлениях.

Отдельные научные дисциплины, изучающие людей, акцентируют разные стороны в их поведении. Социобиологиязанимается животным наследием в людской активности. Это, можно сказать, этология человека. Основоположником данной дисциплины считается Эдвард Вильсон (1929) (США), который в 1975 г. (2-е, доп. издание 1980) опубликовал книгу «Социобиология: новый синтез». Ее предмет он определи как «систематическое изучение биологических основ общественного поведения».

Согласно наблюдениям социобиологов, многие формы поведения человека прямо или косвенно восходят к программам поведения млекопитающих и особенно приматов. Называя такие общеживотные формы поведения стереотипными, Вильсон выделял среди них:

· защиту определенного места обитания;

· агрессивность (как опережающую защиту жизни и достоинства особи);

· шаблоны сексуального поведения;

· непотизм (от лат. nepos — внук, племянник), т.е. семейную солидарность, стайность, стадность; покровительство родным и близким особям.

Приведём примеры (далеко не все возможные) этих поведенческих стереотипов у людей, своими корнями уходящих в животный мир.

Защита территории — необходимое условие выживание животного, особенно стайных видов. Стадо как целое окарауливает необходимую для жизнедеятельности, прежде всего питания площадь; отдельная особь внутри стада цепляется за отведенный ей в стадной иерархии участки пространства (при отдыхе, кормлении, передвижении). Так стадо павианов периодически обходит свой участок леса и следит, чтобы другие стада обезьян не заходили сюда; попытки сделать это заканчивается угрозами, а если они не действуют, то драками. Так же собаки и кошки метят тот участок двора, улицы, поля, на который они претендуют. Даже малая размером и слабая собака будет отчаянно драться, находясь в своем дворе или возле своего дома; по мере же удаления от своей территории ее агрессивность будет резко снижаться.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.