Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика средне западноевропейской философии. Августин Блаженный





Типы мировозрения и их характеристики.

Мировозрение – совокупность представления человека о мире. В состав мировозрения входят: убеждения, знания, идеалы, ценности, настроение. Различают два уровня мировозрения: мировосприятие, миропонимание. Типы: повседневно-обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное, художественное.

- Мифологическое – в рамках этого мировозрения природные и социальные явления наделялись человеческими характеристиками.( способностью чувствовать, желать, хотеть)

Антропоморфизм – форма человека. Объяснение мира сводилось к построение родословной божеств. Каждое божество – олицетворение природной стихии или явления. – Религиозное – хар. существованием сверхъественного мира, этот мир условие существование естественного мира. Библия, Коран – богодухновенные книги, книги открытые человеку Богом. Религия связана с культом, предполагающим обряды и праздники.

- Научное – опирается на доказательство. В арсенале науки есть возможность экспериментальной проверки.

 

Античная натурфилософия ( милетская школа, школа Пифагора, Эмпедокл)



Милетская школа( Представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Первые философы реализуют модель объяснения мира исходя из принципа первоначала – то, из чего все произошло. Фалес за первоначало берет воду.(Пища всех существ должна быть влажной, и для проростания семени земля должна быть влажной). Анаксимен за первоначало берет воздух. Воздух может сгущаться и разряжаться. Разряжаясь воздух становится огнем, а сгущаясь превращаются в воду, а затем в землю. Анаксимандр берет апейрон (беспредельное). По его взглядам существует вечное движение, в ходе него произошло образование миров. Человек произошел от рыб, Земля имеет форму цилиндра.

Школа Пифагора. Основной принцип все есть число. Четное и нечетное пифагорийцы соотносили с беспредельным и пределом. Мир – согласие противоположных начал. Познать вещь – выявить пропорцию составляющих элементов. Первоэлементы – земля, огонь, воздух, вода, эфир – многогранники. Пифагорийцы сторонники учения орфиков т.е. после смерти душа переселяется в другое тело.



Эмпедокл. Согласное Эпмедоклу изменчиво все мироздание. Эту изменчивость он объяснял борьбой 2х противоположных сил – любви и раздора.

Натурфилсофия – умозрительное истолкование природы. Представители пытаясь понять мир пришли к понятию космоса. Космос – гармоничное, упорядоченное целое.

 

 

Философия Гераклита

Главная характеристика мира состоит в его изменчивости. В мире нет объекта, все представляет процессы. Известно высказывание “В одну и ту же реку мы входим и не входим; существуем и не существуем”. В качестве первоначала он берет огонь. Огонь может превращаться во что угодно и в то же время все может становиться огнем. На огонь обменивается все и огонь на все, как на золото товары и товары на золото. Гераклит считал важным учение ослиянии противоположностей.Они сливаются, чтобы породить гармонию. Разумение – величайшая добродетель и мудрость в том, чтобы действовать в согласии с природой.

 

Элейская школа философии (Парменид, Зенон)

Представители (Парменид и Зенон). Парменид утверждал, что есть только бытие, а небытие не существует, поскольку небытие невозможно помыслить. Чувства дают, лишь мнения о вещах. Бытие едино, вечно, неизменяемо – оно абсолют. Ученик Парменида Зенон. Зенон с помощью апорий (сложных задач) пытался доказать учение Парменида. Одна из апорий получила название дихотомия деление пополам. Чтобы пройти путь , нужно пройти половину пути т.е. за ограниченное время нужно пройти бесконечную сумму половину половин – это невозможно. Согласно Пармениду и Зенону то, что нельзя помыслить не существует.



6. Сравнительная хар-ка учений Софистов и Сократа

Софисты(Представители Протогор и Горгий)

Софисты первые платные учителя греков. Умение произвести впечатление на собеседника – основная цель, которую преследовали ученики софистов. Софисты считают, что человек должен уметь формулировать собственное мнение. Для них важно внутреннее состояние индивида. Они считают, что люди по-разному воспринимают мир, в зависимости от своего состояния.

Сократ. Человек выделяется из миры природы поскольку он способен к самостоятельному выбору и поступку. Сократ предложил осваивать добродетель, не подражая внешнему, а разбираясь во внутреннем, в своей душе. Прояснение истины возможно в ходе беседы, спора. Сократ вместе с собеседником пытается понять, что такое мужество, справедливость. Поняв точку зрения этих философов можно сказать, что они отдавали предпочтение внутреннему состоянию индивидов.

 

Учение Демокрита.

Для объяснения мира Демокрит берет два начала – атомы и пустоту. Пустота – пространство, в котором движутся атомы. Демокрит понимает атомы, как неделимые частицы. Атомы недоступны нашим чувствам, они только умопостигаемы. Атомы вечны и неизменны. Могут иметь самые различные формы и находятся в постоянном движении. Сталкиваясь они могут разлетаться и соединяться. Вещи – соединения атомов. Душа состоит из атомов, шарообразной формы, они наиболее подвижны. По учению Демокрита миры бесконечны по числу, могут возникать и подвержены уничтожению. Из ничего ничто не может воникнуть.

 

Общая характеристика философии Платона (теория идей, учение о душе и её структуре)

Для нашего мира характерно возникновение и уничтожение. Все состоит из частей и подвержено распаду. Все в мире постоянно изменяется. Подлинно существует не вещь, а эйдосы т.е. идеи. Эйдосы – безтелесные формы, образцы вещей. Идеи вечны, целостны. Мир эйдосов образуют идеи предметов, существ, явлений, отношений, качеств( справедливость, истина). Идеи не нуждаются в своем существовании в вещах, а вещи не могут существовать без идей. В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное

телесное тело. Душа едина и неделима. Тело имеет материю, значит оно делимо и состоит из частей. Душа состоит из 2х частей. Высшей – разумной и низшей – чувственной. Платон сторонник переселения душ. Этика Платона ориентирована на формирование совершенного общества. Платон делит людей на 3 вида, в зависимости от того какая часть души преобладает: разумная, аффективная, чувственная. Если разумная, то люди привержены правде, аффективная, то человек храбрый, мужественный, чувственная, то такие люди должны заниматься физическим трудом.

 

 

9. Общая характеристика философии Аристотеля (учение о форме и материи, этика Аристотеля).

Любая вещь – единство формы и материи. Форма – активное начало (действительность). Материя – смертное начало (возможность). Аристотель создал силлогистику – систему логики. Логика Аристотеля служила главным методом научного доказательства. Анализируя возможные высказывания об идеях (высказывание – категория). Аристотель выделяет 10 категорий. Ближе к бытию – категория сущности. Остальные – качество, количество, отношение, место , время, действие, состояние. По Аристотелю материя бесконечно делима. Форма – неделима. Наивысшая сущность – вечный двигатель т.е. форма, лишенная материи. Двигатель заставляет все существующее стремится к нему. Человек – животное, наделенное разумом. Только в общежитии люди могут формироваться, как нравственные существа. Государство – общежитие селений для достижения наилучшей жизни. Аристотель считал, что тело – материя, а душа – форма. Душа – первое, посредством его мы живем. Благодаря душе тело живое, наделенное способностью двигаться, ощущать, разуметь.

Философия Эпикура

Цель – посредством размышлений помочь людям достичь счастливой жизни. Философия Эпикура включает в себя этику, физику, канонику. Каноника – исследует истину и правила ее постижения. Физика – открывает естественные связи в мире. Этика – учение об условиях достижения счастья. Эпикур считал, что все тела это соединения атомов, что началом и завершением счастливой жизни является удовольствие. Наслаждение Эпикур понимал, как отсутствие страданий. Цель жизни – достижение полной свободы от телесных страданий и душевных тревог. Удовольствие нужно подчинить благоразумию. Иногда удовольствию нужно предпочесть страдание, если удовольствие сопровождается последующими неприятностями или когда за страданием следует большее удовольствие. Жизненное кредо Эпикура – “Живи незаметно”.

 

Стоицизм

По мнению стоиков мудрый человек тот, кто следует принципу “кто хочет того судьба ведет, кто не хочет, того судьба тащит”. Космос – разумное живое существо. В мире стоики различали 2 начала: активное(божество) и пассивное(вещество). Божество – огненное дыхание (пневмо). В процессе возникновения вещей часть этого огненного дыхания превращается в воздух. Часть воздуха – в воду, часть воды в землю. Все в мире предопределено. Для стоиков высшим элементом является разум через который человек познает мир. Деятельность – добродетель. В добродетели заключается счастье т.к. она настраивает душу и всю жизнь человека. Благоразумие, мужество, справедливость – добродетели, только они важны для человека. Все остальное – жизнь, здоровье, красота, сила так же как и смерть, болезнь, уродство, бедность, стоики рассматривали, как безразличные вещи. Страсть – неразумное движение души. Страсти нужно искоренять, чтобы достичь аппатий (безстрастие), только тогда человек станет мудрецом. Кредо стоиков – быть исправным, а не исправимым.

 

Неоплатонизм

В центре находится учение об иерархическом строении бытия. На вершине Единое, единство. 2 ступень – мировой ум, 3 ступень – мировая душа(души мировых существ), 4 ступень – уровень материй. Единое осуществляет процесс истечения своей сущности, что приводит к возникновению низших ступеней мировой иерархии. Задача человека – осознать свое заключение в материальном мире. Процесс общения человеческой души с единым требует сверърационального состояния. Такое состояние неоплатоники характеризовали, как экстаз. Наиболее яркими представителями Неоплатонизма были Плотен и Порфирий.

 

Общая характеристика средне западноевропейской философии. Августин Блаженный

Европейская средневековая философия прошла в своем развитии 2 этапа: патристику(2-6 в н.э.) и схоластику( до 14 в. н.э.). Главная особенность – тесное взаимоотношение с христианством. Христианство – монохристическая религия (один Бог). Считалось, что истина открыта Богом. Особое значение приобретает экзентика( искусство правильного толкования библейских текстов. Патристика – совокупность учений отцов церкви.

Августин Блаженный (354-430 г.н.э.). Основные труды – “Исповедь”, ”О граде Божьем”

Августин стремился обосновать учение о творении природы и материи Богом из ничего. Богу присуще всемогущество, бесконечность. Сотворенный мир не обладает бытием, он зависим от Бога, от благодати которую он посылает миру. Августин считает, что эйдосы – мысли творца перед началом творения. Человек создан по подобию Бога. Человек смертен, но духовно способен приобщиться к Богу. Историю человечества Августин рассматривает, как борьбу 2х градов: града Божьего и земного. Град Божий – мир добра, а град земной – мир зла и похоти. Церковь – представление града Божьего на Земле.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.