Сделай Сам Свою Работу на 5

Сознание и язык. Сознательное и бессознательное





Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык – наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется. Сознание является отражением действительности, а язык – ее обозначением и выражением в мысли.

С вопросом биологического и социального тесно связана проблема бессознательного и сознательного в человеке. На протяжении длительного времени в науке и философии доминировал принцип антропологического рационализма. Человек в данном случае выступал лишь как «человек разумный». Начиная с нового времени в учении о человеке все большее место занимает проблема бессознательного. Фрейд открыл целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из трех пластов: -самый нижний и мощный пласт – «оно» – находится за пределами сознания. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи; - средний слой сознательного – «я»(ego) – человека. -верхний пласт человеческого духа – «сверх я» – идеалы и нормы общества. Человек – прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).



Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «оно»., выделил в нем долее глубокий слой – «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы-архетипы (образ матери-родины, народного героя).Человек – существо архетипное. Неофрейдийское видение у австрийского психиатра Райха и у американского психолога Хорни. Райх биологизирует бессознательное, рассматривая человека вместе с тем как природно-социальное существо. Хорни пытается социологизировать бессознательное, делая акцент на социокультурные условия бытия. Человек – существо стремящееся к самореализации.



Проблемы современной теории познания

Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, его познавательные возможности и способности; предпосылки, средства и формы познания.

Главным в теории познания является вопрос об отношении знания о мире к собственно миру, способность нашего сознание давать адекватное отражение действительности. Основана на следующих основных положениях:

- Принцип объективности - признание объективного существования действительности как объекта познания;

- Принцип познаваемости - признание того факта, что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отражение действительности;

- Принцип активного творческого отражения - признание того, что процесс узнавания - это целенаправленное творческое отражение действительности в сознании человека;

- Принцип диалектики - сознанием в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля.

Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общества, и сам человек, и отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще.признание необходимости применения к процессу познания основных принципов, законов, категорий диалектики. Принцип практики, т.е. признание общественно-исторической предметно-чувственной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого себя, основой, движущей силой, целью познания и критерием истины. Принцип историзма, который требует рассматривать все предметы и явления в их историческом возникновении и становлении; Принцип конкретности истины, который отмечает, что абстрактной истины не может быть, истина всегда конкретна.



Процесс познания возможен только при взаимодействии человека с явлениями действительности.

Познание: сущность, формы. Знание и вера

Проблемой познания, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология, которая является одним из разделов философии. Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Формы познания (чувственная, рациональная, интуитивная):

Чувственное познание - это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Рациональное познание (мышление) - это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм. Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении.

В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения — это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.

Основные равные познания: чувственное и рациональное

В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (рациональное и другие виды мышления), которые находятся в тесном единстве друг с другом.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции.

Как момент чувственно-предметной деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах (ощущение, восприятие и представление), каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятия чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.

Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоение внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.