Сделай Сам Свою Работу на 5

Логические задачи по теме





1. Какое слово в данном высказывании соотносится с категорией бытия: «Здесь есть много красивых вещей»?

2. Какие формы движения материи соответствуют предметам следующих наук: физика, химия, физиология, социология?

Библиографический список

Аристотель. Категории / Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. – С. 51–90.

Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2.

Лосев, А. Ф. Самое само. Бытие – Имя – Космос / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993.

Платон. Парменид / Платон. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2.

Платон. Тимей / Платон. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 3.

Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. Избр. произв.: в 2 т. – Л.: Прогресс, 1957. – Т. 1.

Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 1993

 

Лекция 5. Философские теории развития

Философов издревле интересовали вопросы взаимосвязи и развития

как природных явлений, так и процессов общественной жизни. В древнем Китае даосы утверждали, что все существующее движется по раз навсегда установленному пути – дао. Т.е. движение у них – объективный процесс. Древнегреческий философ Гераклит, которого вполне справедливо считают родоначальником стихийной диалектики, утверждал, что все течет, все изменяется. Его заслугой является и идея не только о взаимосвязи противоположностей, но и об их борьбе. Говоря о четырех стихиях, он утверждал, что смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают. У Демокрита, все состоит из атомов, которые находятся в постоянном движении в пустоте по раз навсегда определенному направлению.



В эпоху Средневековья господствующее положение в философии занимает метафизическая концепция развития, дополненная с началом Нового времени механистической теорией.

Если в эпоху Ренессанса возрождаются и развиваются многие фило- софские идеи античности, в том числе и взгляд на человека как венец раз- вития природы, то стихийнодиалектические идеи получают свое возрождение и развитие только в XIX веке в трудах Г.В.Ф. Гегеля, а затем К.Маркса и Ф. Энгельса.

В ХХ веке возникает и получает всеобщее признание синергетическая концепция развития, не отменившая, а дополнившая диалектическую кон- цепцию. Начнем же знакомиться с основными философскими ученьями о развитии.



План лекции:

1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

2. Категории диалектики.

3. Основные законы диалектики.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Диалектика представляет собой теорию и всеобщий метод познания и преобразования действительности. Выделяют объективную и субъективную диалектики. Объективная диалектика рассматривает связи и развитие, присущие объективной реальности, а субъективная – их отражение в сознании людей, в процессе познания. Диалектика в познании не подменяет специальных методов конкретных наук, а является их общей основой, выступает как способ воспроизведения в мышлении наиболее общих законов, свойств и отношений объективной реальности. Элементами диалектики выступают ее принципы, категории и законы.

Эти элементы могут быть присущи различным, в том числе противоположным, философским направлениям: материализму и идеализму.

Противоположностью диалектического метода является метафизика (напомним, что этот термин используют и как синоним онтологии или понятия философии вообще). Для метафизического метода характерно тяготение к построению однозначной и статичной картины мира, односторонность трактовки явлений, редукция (сведéние) сложного к простому. Когда речь идет о движении, то оно, как правило, рассматривается как движение по замкнутому кругу.

Рассмотрим основные принципы диалектики.

Всеобщая связь и взаимодействие

Одним из основных принципов диалектики является принцип всеобщей связи. Связь – это состояние взаимообусловленности явлений и процессов, зависимость одних явлений и процессов от других в каком-либо отношении. В мире все взаимосвязано. Связи могут быть существенными и несущественными, непосредственными и опосредованными, внутренними и внешними, прямыми и косвенными, необходимыми и случайными и др. Такое деление часто является условным, так как в одних условиях они могут быть и необходимыми, и непосредственными и внешними, а в других – случайными, опосредованными, внутренними и т.п. Т.е. все зависит от конкретных обстоятельств и конкретных изучаемых предметов (явлений).



Все предметы в мире не только взаимосвязаны, взаимозависимы, но и взаимодействуют друг с другом. Одни предметы воздействуют определенным способом на другие предметы и одновременно испытывают их воздействие на себе (вспомним теорию отражения в физике или закон Архимеда, например). Выявление в окружающем нас мире различных связей и форм взаимодействия

̶ важнейшая задача познания. При этом диалектический подход предполагает рассмотрение целостных систем в единстве всех их разнообразных связей, с учетом характера взаимодействия элементов внутри системы и взаимодействия данной системы с другими системами.

Всеобщая связь явлений в наше время признается не только диалек-тикой, но и другими философскими системами, хотя часто характеризуется в них субъективистским выхватыванием отдельных сторон и свойств объекта и их произвольным механическим соединением. Это — упрощенный подход, проявление эклектики, т. е. бессистемного сочетания различных сведений и знаний.

Движение и развитие

Важнейшим неотъемлемым свойством (атрибутом) бытия является движение, включающее в себя все происходящие в мире процессы. Философское понимание движения охватывает всякое взаимодействие любых объектов. Движение — это любое изменение вообще. Движение абсолютно, в то время как покой относителен. Так, тело, покоящееся на поверхности Земли, находится в движении вместе с Землей вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой это же тело движется вокруг центра Галактики и т. д. С таким пониманием движения соглашается и метафизик. Для диалектика же важнее является утверждение о том, что для покоящегося на Земле тела характерно внутреннее изменение, хотя бы такое, как старение. Поэтому диалектик и стремится отыскать такой внутренний источник самодвижения, саморазвития предметов, процессов, явлений действительности.

Развитие является частным случаем движения. Это – направленное движение. В ходе развития имеет место возникновение принципиально нового, переход вещей и явлений в другое качественное состояние. Новое возникает на базе старого по мере складывания предпосылок и условий перехода от старого к новому. То, чего вчера еще не было, сегодня начало быть. Здесь – переход от небытия к бытию.

Движение может осуществляться как по восходящей, так и по нисходящей ветвям. В первом случае это будет прогрессивным развитием, а во втором — регрессивным, хотя в бытовой лексике часто развитие трактуется только как движение от низшего к высшему, т.е. как прогресс.

Диалектический принцип развития служит основой познания и объяснения как явлений природы, так и истории общества. Развитие при этом понимается как процесс закономерных, направленных изменений, включающий как количественные, так и качественные изменения рассматриваемых объектов. Философское диалектическое понимание развития предполагает необходимость учитывать все разнообразие связей и отношений действительности. Это особенно важно при изучении истории развития общества. Н.Г. Чернышевский, говоря об историческом развитии, обращал внимание на то, что история – не тратуар Невского проспекта, т.е. – не прямолинейный поступательный процесс. В ней могут быть остановки, отклонения от основного направления, возвраты назад. Но все это будет движением и развитием.

Формы движения материи

Вся объективная реальность, которая дается человеку в его ощущениях, существуя независимо от них, обозначается в философии понятием «материя». Закономерные и многообразные переходы от старого качества к новому ведут к тому, что в мире существуют качественно различные типы объектов и процессов.

В мире нет материи без движения, как и не может быть движения без материи. Движение – атрибут материи, ее неотъемлемое свойство. Движение абсолютно, а покой, как временное состояние материи, относителен. Покой – один из моментов движения.

Основные типы движения и взаимодействия объектов, существующих в мире, получили название форм движения материи. В соответствии с данными современной науки, выделяют три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе, в обществе. С учетом принятой классификации наук обычно рассматривают физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения.

Все названные формы движения взаимосвязаны, что и свидетельствует о материальном единстве мира. Эта взаимосвязь характеризуется сочетанием и сложным взаимодействием прогрессивных и регрессивных тенденций. Прогрессивная тенденция изменений предполагает повышение степени организации систем. В наиболее общей форме она проявляется в последовательном переходе в процессе эволюции Вселенной от физической к химической, биологической и социальной группам форм движения.

В каждой из названных групп имеется множество форм движения, что свидетельствует о неисчерпаемости материи. Указанная же последова-тельность групп свидетельствует об определенной направленности изменений в объективном мире, подтверждая применимость принципов развития к наблюдаемому нами миру в целом.

Физические измененияприсущи любым объектам природы и, в первом приближении, могут конкретизироваться через известные типы взаимодействия: пространственные перемещения, а также электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное) и слабое взаимодействия. Источниками взаимодействия служат соответственно: электрический заряд, масса, световой заряд, слабый заряд. Электромагнитное и гравитационное взаимодействия имеют бесконечный радиус, сильное и слабое взаимодействия проявляются только в микромире.

Химическая форма движениявозникает на определенной стадии эволюции Вселенной, когда происходит генезис химических элементов и возникают различные атомно-молекулярные структуры. Процесс синтеза химических элементов в природе происходит и в нашу эпоху. Так, звезды типа «красный гигант» и так называемые сверхновые звезды являются настоящими «фабриками по производству элементов».

Усложнение химических соединений и возникновение высокоорганизованных надмолекулярных структур (химическая эволюция) обеспечили закономерный переход к более высокой, связанной с жизнью форме движения материи — биологической.Жизнь реализуется в отдельных организмах и в их совокупностях (популяциях, видах и др.). Согласно данным генетики, воздействия внешней среды (например, радиоактивное или ультрафиолетовое излучения) приводят к мутациям и могут сопровождаться появлением качественно новых организмов. Благодаря естественному отбору наиболее приспособленные к условиям среды обитания организмы выживают и дают начало новым биологическим видам.

На вершине биологической эволюции находятся высшие обезьяны. Ближайшие предки человека, австралопитеки, несколько миллионов лет назад перешли к наземному образу жизни и употреблению естественных предметов в качестве орудий. Систематическое применение орудий сопровождалось зачатками общественного производства, а в дальнейшем трудовая деятельность создала предпосылки появления сознания и речи. Процесс становления человека и общества привел к возникновению самой высокой, социальной формы движения материи.

Эволюционные изменения в обществе, связанные с ростом и совершенстованием производительных сил, подготавливают революционные процессы — возникновение качественно нового общественного строя. Революции происходят там и тогда, где и когда производственные отношения становятся тормозом, сдерживающим развитие производительных сил, главной в ряду которых являются люди. Производительные силы возмущаются, сбрасывают старые производственные отношения и заменяют их новыми, более прогрессивными, способствующими дальнейшему развитию производительных сил. Эволюционные и революционные процессы диалектически взаимосвязаны. Новое не может появиться из ничего. Новое – результат развития на основе старого, существующего, хотя и не является его повторением в главном и основном. Здесь налицо диалектическое отрицание, о чем речь пойдет в дальнейшем.

Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. Вместе с тем высшие формы движения несводимы к низшим. Так, явления жизни нельзя полностью объяснить и предсказать, исходя из законов, описывающих физические и химические процессы. Точно так же социальное не сводится к природному. Например, нравственность, любовь, патриотизм и т. п. невозможно объяснить исходя из анатомии, физиологии, генотипа или любых других биологических характеристик человека, хотя история знает немало биологизаторских концепций происхождения морали, авторы которых и пытаются вывести принципы регуляции общественных отношений из явлений живой природы, из коллективных форм жизни некоторых живых организмов.

Категории диалектики

Традиционно в качестве основных понятий диалектики, ее категорий рассматривают такие «парные» соотносительные понятия, как единичное и общее, явление и сущность, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание. Категории диалектики – это формы отражения в мышлении универсальных взаимосвязей, присущих любым объектам действительности.

Соотносительные категории выражают противоположные аспекты, стороны действительности. Несмотря на это в определенных условиях эти категории могут переходить друг в друга. Рассмотрим указанные особенности категорий диалектики на ряде примеров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.