Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 4. Философское учение о бытии





Понятие бытия является одним из самых значимых и парадоксальных понятий, присутствующих в языке. Трудно найти язык, в котором бы не присутствовал глагол связка «есть», однако ещё труднее найти человека, который бы всерьёз задумался о том, что она означает в жизни. Между тем жизненные проявления бытия встречаются в повседневном опыте любого человека. Есть много хорошо знакомых понятий, которые в той или иной форме отражают природу бытия. (См. таблицу).

 

Категории существования Категории бытия
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10;… 100… 1000… 10000…100000…n Бесконечность
Знание. Мнение. Вера. Ум. Учёность. Эрудиция… Понимание. Мудрость
Радость. Удача. Везение… Счастье
Воздействие. Предопределение. Необходимость… Судьба
*** ***

 

В левой части таблицы находятся категории, отражающие локальные, или функциональные проявления нашего мира, в правой – категории, смысл которых можно определить только через них самих. В этих категориях выражается само бытие, поэтому они называются онтологическими. Через каждую из них можно выразить всю структуру мироздания.

Данная лекция открывает модуль, посвященный онтологическим проблемам философии. В лекции будут рассмотрены следующие вопросы:



1. История вопроса о бытии.

2. Типология онтологических концепций.

3. Категории бытия.

4. Формы, уровни и виды бытия.

Приступаем к рассмотрению первого вопроса данной лекции.

История вопроса о бытии

 

Термин «онтология» используется для обозначения философского учения о бытии, он состоит из двух корней: «онтос» – сущее, и «логос» – слово и может быть прочитан: либо, как «слово о сущем» (кем-то изрекаемое), либо как «сущее слово» (обладающее самостоятельным бытием). Сам термин был введен в XVII в. в качестве эквивалента понятию «метафизика», однако онтологические категории в том или ином виде присутствуют в любой культуре и в любую эпоху. Это происходит в силу того, что любой человек, выделяющий себя из окружающего мира, так или иначе, обозначает мир как целое. Если нет четкого представления о пределах мира, о начале, конце, сущности, первооснове, то нет и места, в которое можно поместить себя. Понятие бытия в философии не появилось из ниоткуда, оно, скорее, поменяло способ языкового выражения и из чувственного языка мифа было переведено на язык категорий.



Понятие «бытие» в античности

В ранней античной философии можно выделить два подхода к бытию. Один из этих подходов был сформулирован Гераклитом Эфесским, другой – Парменидом. Оба подхода были изложены в трактатах, которые назывались «…о природе» или «…о природе вещей». Однако если Гераклит видел эту природу вещей вечно текучей и изменяющейся, никогда не повторяющей саму себя, то Парменид, напротив, видел бытие неподвижным, совершенным, не изменяющимся и шарообразным.

Гераклит Парменид
Этот космос один и тот же для всех не создал никто из богов и никто из людей, но он был есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий Бытие едино, недвижно, неизменно, вечно, неуничтожимо… и имеет совершенную форму шара
Век – дитя играющее,кости бросающее, дитя на престоле «Бытие есть, небытия же нет»

 

Суть подхода Парменида заключается в том, что бытие предстаёт совершенной сущностью, пребывающей в совершенной и неизменной форме. Это в корне отлично от подхода, который был основан Гераклитом. Гераклит видит бытие как процесс постоянного изменения. Если в парменидовском подходе категория бытия не допускает и малейшего отступления от гармонического принципа, то у Гераклита – «война есть отец всех вещей и Гомер, призывая прекратить войну между богами и людьми, сам того не ведая, накликает проклятие на рождение всех живых существ».



Эти позиции, будучи обозначенными, с самого начала философии не прекращают своей борьбы до настоящего времени. В европейской традиции до середины XX в. преобладал подход к бытию как к сущности, в отличие от восточной, где традиционно склонялись к гераклитовской трактовке бытия.

Платоновские попытки установить паритет между сферой вечных идеальных форм и сферой вечно меняющейся, стихийной материи выражены наиболее ярко в диалоге «Тимей». В этом диалоге вводятся два творящих начала. Они оба не имеют предыстории и вводятся явочным порядком. Эти сущности: «Ум – Демиург» и «Хора – Мать восприемница всего сущего». От Демиурга ведут начало все формы и гармонические отношения, он творит душу мира. В Хоре же происходит вечное превращение и перетекание стихийных начал.

Бытие в христианскую эпоху

Христианская эпоха полностью устранила платонический паритет сил между логосным и стихийным началами. Все что противостоит Логосу, стало рассматриваться как безусловное зло. Эта позиция не была изобретена христианством; во многих культурах стихийное начало рассматривалось как носитель зла. Это объясняется тем, что порядок для живого существа, прежде всего «убежище», привычное место, где можно расслабиться. Любые проявления стихийности разрушают «убежище» и создают необходимость предпринимать усилия для адаптации к новым условиям.

Таким образом, с приходом христианства утвердилась парменидовская установка в отношении к бытию. Ни мистицизм ренессанса, ни научный подход Нового времени не поколебали этой установки философского мышления. Только научные революции XX в. открыли для Европы возможность понимания бытия и сознания как двух процессов, связанных между собой.

 

Типология онтологических концепций

 

Онтология, понимаемая как синоним метафизики, разворачивается как учение о сверхчувственной реальности, т. е. в плоскости трансцендентализма. В этой плоскости можно рассматривать следующие концепции:

сверхчувственное бытие элеатов;

мир идей Платона;

схоластический реализм (противоположность номинализму);

бытие как развитие абсолютной идеи у Гегеля;

Онтология, понимаемая как философия природы, осуществляет возврат к этимологическому значению понятия (слово о сущем). Она ориентируется на позитивные знания о природе, исходящие из нее самой. Здесь существуют следующие концепции:

античная натурфилософская традиция;

средневековый номинализм как установка на внетрансцендентальное постижение бытия;

ренессансный натурализм;

философия природы Нового времени;

Онтология, понимаемая человекомерно, связана с неклассической философией XX в. В традиции экзистенциализма осуществляется переход от бытия вообще к человеческому бытию. Философия жизни в лице Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше мыслит бытие в таких понятиях, как, например, «воля к власти» у Ницше.

У Хайдеггера бытие определяется как присутствие dasein (вот-бытие). Дальнейшее развертывание данной традиции приводит к появлению понимания «моего бытия для другого…» как условия «моей самости». Приведенные категории отличаются своей тесной связью с человеческими переживаниями, настроением, другими словами, они принципиально субъективны и в этом их философская общезначимость.

Традиция онтологического отрицания онтологии представлена в «критической философии» Канта. В кантовской системе бытие задается в априорных познавательных формах, вне которых невозможна сама постановка вопроса об онтологии. Предшествовавшая онтология оценивалась Кантом как онтологизация интеллектуальных конструкций.

Традиция позитивизма так же считала любое метафизическое суждение как бессодержательное и непроверяемое, а поэтому – бессмысленное.

Позиция философии постмодерна заключается в том, что ставится под сомнение сама возможность конституирования какой бы то ни было картины мира. Осуществляется сознательный отказ от создания любой онтологии.

Современный этап развития философской мысли не дал одного, единственно верного подхода к понятию бытия. Современная философия представляет собой широчайший спектр онтологических концепций.

Категория бытия

 

Бытие является окончательным результатом процесса обобщения, т. е. устранения видообразующих признаков. В результате получается категория, у которой объем (т. е. совокупность предметов, входящих в класс данного понятия) стремится к бесконечности, а содержание (совокупность признаков, на основе которых формируется данное понятие) стремится к нулю. Категория бытия является прямой противоположностью по отношению к единичному предмету (под которым можно подразумевать и идею и совокупность предметов, которые берутся как единое целое), понятие которого содержит только один предмет, который может иметь неограниченное количество признаков.

Это соотношение является фундаментальным для онтологического знания. Из него вытекают три следствия.

Во-первых, можно рассматривать само бытие как единичный предмет. В этом случае у такого предмета не будет никаких признаков, в том числе и признака существования (подробнее: в диалоге Платона «Парменид»).

Во-вторых, можно рассматривать индивидуальную вещь как микрокосмос, содержащий в себе все законы мироздания.

В-третьих: а) если бытию приписываются какие-либо свойства, то эти свойства не складываются из свойств, входящих в понятие бытия предметов;

б) в каждом мыслимом предмете с необходимостью мыслится свойство бытия. Ни один предмет, ни все предметы вместе не составят бытие путем механического сложения, в то же время о каждой вещи можно сказать, что она есть, т. е. причастна бытию.

Так же как операция обобщения дает в качестве окончательного результата категорию бытия, так и обратная ей операция ограничения (т. е. добавление к понятию видообразующих признаков) разворачивает понятие бытия во множестве конкретных смыслов, выраженных всевозможными философскими категориями. В качестве примера можно привести первые пять категорий диалектической системы А. Ф. Лосева.

Бытие. У бытия полагается одно свойство, свойство быть, это означает, что бытие должно от чего-то отличаться, т. е. иметь границу, но так как кроме него самого ничего нет, то бытие должно отличаться от самого себя, а это значит, что оно переходит в свою противоположность — в категорию небытия.

Небытие. Если установлен переход от бытия к небытию, то, следовательно, должен иметься и обратный ему переход, от небытия к бытию, и должно быть категориально выраженное единство этих двух переходов. Это единство представлено категорией становления.

Становление есть процесс взаимного перехода бытия и небытия, в котором проявляет себя сущность того, что становится, т. е. ставшее (человек на протяжении всей своей жизни, тем не менее, остается самим собой).

Ставшее (факт) как неизменная сущность становящегося является нам не иначе, как через те или иные проявления, которые ее символизируют в нашем сознании

Символ (выражение), так же как само бытие, не выражает ничего кроме самого себя и, следовательно, так же может рассматриваться в свете категорий бытия, небытия, становления и т. д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.