Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 18.Марксистская фил-я





Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии.

Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.



Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности.

Предпосылки:Естественно-научные,Общественно-научные,теоретические, Философские предпосылки.

основное в марксизме:

Исторический материализм – новый взгляд на общество.



Диалектический материализм – идея диалектически противоречивого развития всех систем: природы, общества, человеческого сознания.

Теория прибавочной стоимости – экономика

Теория классовой борьбы – политика

Три закона диалектики.

Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания.

Вопрос 19Русская философия 19-20в

Бердяев

Основные идеи:

1.Принцип объективации

2. Примат свободы над бытием

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВАЦИИ – человек в плену у материального мира, у природы. Надо выйти из этого рабства в СВОБОДУ - это возможно только благодаря ТВОРЧЕСТВУ.

ТВОРЧЕСТВО = СВОБОДА. Это возможно, поскольку человек это образ и подобие БОГА, а БОГ – ТВОРЕЦ ВСЕГО, значит и главная суть человека – ТВОРЧЕСТВО.

Творчество – это космическая ЛЮБОВЬ, она творит новую вечную жизнь.

«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» – идея богочеловечества, идея соборного единства людей, без государства. Они связаны силой любви (пример – церковная, крестьянская общины) – теократическое государство.

«РУССКАЯ ИДЕЯ» – специфическая роль России в мировой истории, синтез восточного христианства с западной активностью и в единстве с другими народами.

РУССКИЙ КОММУНИЗМ – это коммунизм восточный, «самопожертвование во имя всеобщего блага», критика несправедливости и насилия.

Ленинизм (большевизм) был предопределен историей, чтобы через испытания очистить историческое христианство.

Флоренский

«Столп и утверждение Истины (опты православной теодицеи)». Инженер по образования, 30 патентов, занимался электрификацией. Священник.



Парадоксальность, антиномичность – в основе самого бытия. Отсюда и истина парадоксальна, как само бытие

Познание догматов церкви – вхождение в мистический опыт, что ведет в пониманию тайн церкви.

Церковь – таинственное соединение людей с Богом и между собой.

Лекции по диэлектрике, мнимости в геометрии, вечная мерзлота, проблема добычи йода, преподавал в Технологическом институте, писал о Моцарте, о древнерусском искусстве, сохранил Троице-Сергиевскую лавру.

Антизападник, антиэкуменист, на за дипломатические отношения с Римским католицизмом.

Федоров:главное зло – смерть (слепая сила природы). Идея регуляции природы силами науки и техники. Надо бороться со слепыми силами природы, управлять космическими процессами. ОБЩЕЕ ДЕЛО – ВОСКРЕШЕНИЕ ОТЦОВ. Против идеи личного спасения - за всеобщее, соборное спасение.

Воодушевил Циолковского Э.К.

ЦИОЛКОВСКИЙ Э.К.Космическая суть бытия человека.

2-я фаза эволюции человечества Человек выйдет во Вселенную, будет там жить -

3-я фаза – расселение людей по Галактике.

Люди научатся жить в вакууме, не надо еды, жилья, будут жить свободно и безбедно.

Есть внеземные цивилизации, но еще не настало время общаться с ними.

Вопрос 20.Современая философия

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Позитивизм - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Представители : Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Миллъ, Спенсер (Англия). Неопозитивизм объединяет в себе направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику. Основными принимаются философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Экзистенциализм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны.

Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность[3], обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма.

Вопрос 21 Философская онтология. Понятия бытие, субстанция, материя

Термин "онтология", происходящий от сочетания древнегреческих слов "онтос" (сущее) и "логос" (знание), обозначает собой знание о сущем, или метафизику бытия, как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Онтология опирается и на другие теоретические дисциплины, а также на конкретные науки.Бытие есть все то, что есть.

Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования.

Виды бытия

Впервые этот термин предложил древнегреческий философ элейской школы Парменид.

Аристотель рассматривает бытие как объективный мир.

Средневековые философы (Аквинский) адаптировали идеи Античности к решению волновавших их теологических проблем. В средневековой философии истинным бытием является Бог.

В философии эпохи Возрождения бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

Философия Нового времени отказывается от идеи абсолютного бытия. Центром внимания становится человек.

Марксистская философия Бытие в марксистской философии — это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе.Формы БЫТИЯ:

1)По атрибутам материи(«пространственное», «временное »),

2)По формам движения материи(биологическое , физическое , химическое , социальное и т.д. )

3)По структурным уровням организации материи(атом, молекула, клетка, популяция и т.д.)

Понятие "субстанция" (от лат. substantia, т.е. первооснова, сущность) и обозначает некоторую реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений.

Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, сложились два основных направления. Те философы, которые считают, что в основе мира лежит одна единая субстанция, называются монистами. Например, Спиноза создал монистическое учение о субстанции, которая у него является причиной самой себя.

Те, кто считают, что в основе единства мира лежат два исходных начала - дух и материя, - называются дуалистами. Дуалистический вариант создает в своей метафизике Декарт.

Духовная субстанция неделима, вечна, фактически - это мышление, от которого производны его модусы - чувства, воображение и др. Мышлению присущи врожденные идеи, которые не могут быть приобретены в опыте. К ним относятся прежде всего идеи бога, числа. Материальная субстанция, напротив, делима, и от нее производны модусы протяжения - геометрические и физические свойства мира.

Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи в античной философии. Представления античных философов о естественных первоначалах, из которых формируется все многообразие мира, близки современному понятию материи. Вторым этапом стало представление об одухотворенной материи в пантеизме XVI—XVII вв. Третьим — представление о материи как веществе в философии эпохи Просвещения. Четвертый этап связан с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.