Средневековая европейская философия. Специфика, этапы, основные представители.
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.
Специфика:
· Обращённость в прошлое – все истины содержатся в библии и поэтому чем ближе автор к апостолам, тем вернее передан смысл учения
· Подобие как критерий истины – чем больше подобия, тем больше истины
· Признание авторитета высшей ценностью и критерием истинности, чем авторитетнее автор, тем истиннее
· Анонимность авторства – собственное творчество не только не приветствовалось, но и осуждалось, считалось проявлением гордыни, поэтому сложилась тенденция приписывать свои труды известным авторам
· Стремление передать смысл искажаемых доктрин в максимально точном неискажённом виде, в результате это был редкий случай, когда передаваемые источники были бы свободны от скептицизма, субъективизма, агностицизма
· Полное отсутствие интереса к проблемам познания, интересует только то, как познать Бога
· Отношение к тексту как к многосмысловому и полному тайн – задача философии обнаруживать подлинный смысл в этой самой многосмысловом тексте
· Непревзойдённая искренность, когда писали не ради удовольствия или погоне за тщеславием, а когда этого требовало сердце.
Главные этапы:
1. Патристика (II—VIII века) – совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа:
· Апологетика (II-III в.в.) – этот период сыграл важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения.
· Классическая патристика (IV-V в.в.) – на этом этапе была сделана систематизация христианского учения;
· Заключительный период (VI-VIII в.в.) – в этот период стабилизировали догматику.
2. Ранняя схоластика (IX—XII века) – идея первой фазы свободы философии
3. Средняя схоластика (XIII век) – философия стала вкл. большинство своих исконных проблем
4. Поздняя схоластика (XIV и XV века) – теология и философия соперничают при решении некоторых задач.
Представители:
1. Боэций (480-524 гг.)
2. Эригена Иоан Скот (810-877 гг.)
Считается непосредственным предшественником схоластической традиции. Исходил из того, что рассудок и догма занимают равноправное положение. Разрабатывал диалектику как учение о сущем, лежащем в основе бытия. Придерживался апофатической теологии. Всякое сомнение в отношении религиозных истин может быть опровергнуто с помощью разума.
3. Ансельм Кентербе- рийский (1033-1109 г.)
За вклад в развитие религиозной философии получил прозвище "Второго Августина". В вопросе об отношениях веры и разума стоял на позиции примата веры. Считал, что догматы христианства - незыблемая основа для философии.
4. Фома Аквинский (1225 или 1226—1274)
Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения.
Эмпиризм в философии Нового Времени (Бекон,Гоббс,Лок)
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Основателем данного метода является Френсис Бэкон.
Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:
· Фрэнсис Бэкон — считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;
· Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественного договора");
· Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).
Бэкон:
1. Основатель эмпирического метода познания
Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.
2. Так как истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью, то он сформулировал новую цель философии — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция (обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов, например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Томас Гоббс:
· целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
· в качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
· в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
· был убеждённым материалистом, он стал одним из основоположников метафизического материализма;
· Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Джон Локк:
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
· был убеждённым материалистом и придерживался эмпирических взглядов, по его мнению: сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);
· источником опыта выступает внешний мир;
· цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
· идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
· Различал 3 основных вида познания:
Ø Сенситивное – познание единичных вещей, с помощью чувственного опыта
Ø Демонстративное (исследования положений математики, бытия Бога, нравственных человеческих норм)
Ø Интуитивное (самые очевидные истины нашего собственного существования)
Рационализм Нового Времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Рационализм (лат. ratio — разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу.
Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое. Дедукция переход от общего к частному.
Декарт
Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения».
Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки.
Четыре правила метода Декарта:
1. Правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и
очевидной истины.
2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны.
3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении
проблемы на части.
4. Правило проверки.
По Декарту мир делится на две части или субъекта:
1. субстанция мыслящая (субъект)
2. субстанция протяженная (природа или материя)
Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга.
Учение Декарта - «Дуализм». «Мысль - это, то что не может быть изменено».
Б. Спиноза.
Главная работа – «Этика, написанная геометрическим способом».
Спиноза является сторонником Декарта.
Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя.
Существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум.
3) Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания.
Основное понятие Лейбница - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий.
Выделяет следующие принципы:
1. Принцип индивидуальности. Монада не зависит ни от кого.
2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|