Сделай Сам Свою Работу на 5

Средневековая европейская философия. Специфика, этапы, основные представители.





Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Специфика:

· Обращённость в прошлое – все истины содержатся в библии и поэтому чем ближе автор к апостолам, тем вернее передан смысл учения

· Подобие как критерий истины – чем больше подобия, тем больше истины

· Признание авторитета высшей ценностью и критерием истинности, чем авторитетнее автор, тем истиннее

· Анонимность авторства – собственное творчество не только не приветствовалось, но и осуждалось, считалось проявлением гордыни, поэтому сложилась тенденция приписывать свои труды известным авторам

· Стремление передать смысл искажаемых доктрин в максимально точном неискажённом виде, в результате это был редкий случай, когда передаваемые источники были бы свободны от скептицизма, субъективизма, агностицизма

· Полное отсутствие интереса к проблемам познания, интересует только то, как познать Бога

· Отношение к тексту как к многосмысловому и полному тайн – задача философии обнаруживать подлинный смысл в этой самой многосмысловом тексте



· Непревзойдённая искренность, когда писали не ради удовольствия или погоне за тщеславием, а когда этого требовало сердце.

Главные этапы:

1. Патристика (II—VIII века) – совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

В патристике выделяется три этапа:

· Апологетика (II-III в.в.) – этот период сыграл важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения.

· Классическая патристика (IV-V в.в.) – на этом этапе была сделана систематизация христианского учения;

· Заключительный период (VI-VIII в.в.) – в этот период стабилизировали догматику.

2. Ранняя схоластика (IX—XII века) – идея первой фазы свободы философии

3. Средняя схоластика (XIII век) – философия стала вкл. большинство своих исконных проблем

4. Поздняя схоластика (XIV и XV века) – теология и философия соперничают при решении некоторых задач.



Представители:

1. Боэций (480-524 гг.)

2. Эригена Иоан Скот (810-877 гг.)

Считается непосредственным предшественником схоластической традиции. Исходил из того, что рассудок и догма занимают равноправное положение. Разрабатывал диалектику как учение о сущем, лежащем в основе бытия. Придерживался апофатической теологии. Всякое сомнение в отношении религиозных истин может быть опровергнуто с помощью разума.

3. Ансельм Кентербе- рийский (1033-1109 г.)

За вклад в развитие религиозной философии получил прозвище "Второго Августина". В вопросе об отношениях веры и разума стоял на позиции примата веры. Считал, что догматы христианства - незыблемая основа для философии.

4. Фома Аквинский (1225 или 1226—1274)

Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения.

Эмпиризм в философии Нового Времени (Бекон,Гоббс,Лок)

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Основателем данного метода является Френсис Бэкон.

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

· Фрэнсис Бэкон — считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

· Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественного договора");

· Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).



Бэкон:

1. Основатель эмпирического метода познания

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.

2. Так как истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью, то он сформулировал новую цель философии — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция (обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов, например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Томас Гоббс:

· целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

· в качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

· в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

· был убеждённым материалистом, он стал одним из основоположников метафизического материализма;

· Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Джон Локк:

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

· был убеждённым материалистом и придерживался эмпирических взглядов, по его мнению: сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);

· источником опыта выступает внешний мир;

· цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

· идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

· Различал 3 основных вида познания:

Ø Сенситивное – познание единичных вещей, с помощью чувственного опыта

Ø Демонстративное (исследования положений математики, бытия Бога, нравственных человеческих норм)

Ø Интуитивное (самые очевидные истины нашего собственного существования)

Рационализм Нового Времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Рационализм (лат. ratio — разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу.

Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое. Дедукция переход от общего к частному.

Декарт

Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения».

Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки.

Четыре правила метода Декарта:

1. Правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и

очевидной истины.

2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны.

3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении

проблемы на части.

4. Правило проверки.

По Декарту мир делится на две части или субъекта:

1. субстанция мыслящая (субъект)

2. субстанция протяженная (природа или материя)

Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга.

Учение Декарта - «Дуализм». «Мысль - это, то что не может быть изменено».

Б. Спиноза.

Главная работа – «Этика, написанная геометрическим способом».

Спиноза является сторонником Декарта.

Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя.

Существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум.

3) Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания.

Основное понятие Лейбница - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий.

Выделяет следующие принципы:

1. Принцип индивидуальности. Монада не зависит ни от кого.

2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.