I. Теоретические сведения
Двигательный режим ученика IV класса; активный отдых во внеурочное
время (физкультпауза, игры) и его значение для здоровья и работоспособности.
II. Гимнастика
Построение и перестроение
Повороты направо и налево (по разделениям); расчет на первый и второй;
расчет по три, по четыре; построение из одной шеренги в две (без строевой
команды); размыкание и смыкание приставными шагами; начало ходьбы с левой
ноги; ходьба противоходом.
Общеразвивающие упражнения
Основные положения и движения рук, ног, туловища. Круговые движения
одной рукой в боковой и лицевой плоскости; то же двумя руками; круговые
движения кистями рук; приседание на всей ступне и на носках; опираясь правой
(левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеча), сгибание лево
(правой) ноги вперед, в сторону (с отведением), назад; то же, но без опоры;
поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении сидя; пружинящие
приседания; переход в стойку на коленях из приседания; сесть, скрестив ноги,
встать с опорой и без опоры руками; наклоны туловища вперед с различным
положением рук; наклоны туловища вперед до касания пола руками; коллективное
выполнение .упражнений с шестами (канатами); поднимание рук, наклоны
туловища, поднимание ног, приседание; сочетание изученных движений на 4-8
счетов; простейшие комбинации изученных движений с флажками на 4-8 счетов;
комплекс утренней гимнастики.
Упражнения с большими мячами
(резиновые или волейбольные)
Перебрасывание мяча в кругу вправо, влево; перебрасывание мяча в
колоннах назад, справа, слева; перебрасывание мяча из-за головы; ведение мяча
Упражнения с малыми мячами
Подбрасывание мяча одной рукой после дополнительных движений;
отбивание мяча вверх одной рукой; удары мячом о стену и ловля его одной рукой;
ведение мяча на месте; перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 5-7 м и
ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед грудью, за
Упражнения для формирования осанки
и профилактики плоскостопия
Приседание с касанием пяток пальцами рук с грузом на голове; влезание на
несколько реек гимнастической стенки, передвижение вправо и влево с грузом на
голове; ходьба по гимнастической скамейке вправо и влево с грузом на голове;
поднимание ноги вперед, отведение ее в сторону, назад, стоя на одной ноге с
грузом на голове; поднимание согнутой ноги вперед, притягивание ее к груди
двумя руками стоя у стены, не теряя касания с ней; захватывание предметов
(малые мячи, кубики, булава, скакалка и др.) сводами ступней в положении сидя
Акробатические упражнения
Перекат в сторону в упоре стоя на коленях (с опорой предплечьями) вправо
(влево); перекат в сторону из упора сидя на пятках в стойку на одно колено,
вторая нога в сторону на носок; перекат вправо (влево) из упора стоя на правом
(левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок.
Переноска груза
Перемещение груза способом тяги.
Лазанье и перелезание
Лазанье на четвереньках по наклонной гимнастической скамейке (под углом
30°) одноименным и разноименным способами под уклон; лазанье по
гимнастической стенке вверх й вниз одноименным и разноименным способами
(ноги ставить на каждую рейку или через 1-2 рейки); лазанье на четвереньках по
гимнастической скамейке (под углом до 30°) с переходом на гимнастическую
стенку; перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом
(расстояние между скамейками 20-40 см); влезание на различные препятствия
Переползание и подлезание
Переползание по гимнастической скамейке на получетвереньках;
подлезание под различные препятствия высотой 60 см.
Равновесие
Те же упражнения, что и в предыдущих классах, на бревне, лежащем на
полу; простейшие комбинации из изученных упражнений.
Упражнения на развитие пространственной
ориентировки и точности движений
Построение в шеренгу с дистанцией друг от друга на локоть (руки на поясе);
перестроение из круга в квадрат по ориентирам; ходьба до различных
ориентиров; ходьба по начерченным на полу ориентирам; движения головой,
руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки и
дыхания; сгибание и разгибание туловища до определенной высоты по
ориентирам (стоя и лежа) с контролем зрения и воспроизведение упражнения с
закрытыми глазами; движения руками на фоне экрана с коррекцией учителя;
ходьба вперед: одна нога по гимнастической скамейке, вторая на полу; прыжок в
высоту до определенного ориентира; прыжок в глубину в обозначенное место;
переползание на четвереньках по гимнастической скамейке с закрытыми глазами;
дозирование силы удара мячом о пол с условием, чтобы он отскочил на заданную
высоту (до колен, до пояса, до плеча).
Самостоятельные занятия во внеурочное время
Закрепление упражнений утренней гимнастики, разученных на уроках;
индивидуальные упражнения-задания для формирования правильной осанки и
предупреждения плоскостопия с самоконтролем за правильным дыханием;
упражнения с большим мячом; дозированные упражнения со скакалкой;
акробатические упражнения (группировки, перекаты).
III. Легкая атлетика
Ходьба и бег
Ходьба с высоким подниманием бедра в «коридорчике» шириной 20 см;
ходьба с перешагиванием через предметы (мячи, палки, скакалки, кубики) по
прямой линии и в шахматном порядке, в два ряда (правый ряд предметов под
правую ногу, а левый — под левую ногу); ходьба через полосы (расстояние между
ними 20-30 см); ходьба по кружкам; то же на носках; ходьба в медленном, среднем
и быстром темпе; ходьба с замедлением и ускорением (под счет, хлопки, барабан,
удары бубна, гимнастической палки о пол, метроном); ходьба с сохранением
заданного интервала (дистанции); ходьба с энергичными движениями рук,
согнутых в локтях; освоение начала движения с левой ноги, ходьба в колонне по
одному: на счет 1 — акцентированное опускание ноги на пол, 2–3–4 — обычный
шаг; чередование бега с ходьбой на расстояние до 100 м (30 м — бег, 20 м —
ходьба); бег наперегонки до 50 м; бег в медленном темпе до 1 мин; бег на месте и
с продвижением вперед; бег широким шагом; бег широким шагом на носках на
расстояние до 40 м; бег через линии в «коридорчике»; бег по «коридору»,
имеющему форму дуги; встречные перебежки группами; бег из различных
исходных положений (из упора на коленях, из упора присев, лежа на спине, лежа
на животе, сидя спиной к направлению бега).
Прыжки
Прыжки на месте на одной, двух ногах с поворотами на 180°, 270°, 360°
(поочередно); пробегание по двое, по трое под длинной вращающейся скакалкой;
вбегание по двое, по трое под длинную вращающуюся скакалку; прыжки под ней и
выбегание; прыжки через короткую скакалку, продвигаясь назад, в сторону на
одной, двух ногах; прыжки через короткую скакалку при вращении ее назад;
чередование прыжков (с высоты до 60 см) и запрыгивание на препятствие
(высотой до 40 см) толчком одной ноги с разбега (место отталкивания в 30-50 см
от препятствия); прыжки в длину с места на дальность; прыжки в длину с разбега
на дальность; прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги».
Метание
Метание малого мяча из-за головы в щит (1x1 м, высота 3 м) с расстояния
до 6 м для мальчиков и до 4 м для девочек; метание малого мяча в
горизонтальную цель с расстояния до 10 м (ширина цели до 2 м).
Самостоятельные занятия во внеурочное время
Ходьба и бег по кругу, по прямой; прыжки через скакалку и бег со скакалкой;
IV. Игры
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Выставка картин»,
«Гонка мячей в колоннах»; игры с бегом: «Салки с выручкой», «Команды
быстроногих»; игры с прыжками: «Парашютисты», «Салки на одной ноге»; игры с
метанием на дальность и в цель: «Охотники», «Мяч в стенку», «Сбивание
городков»; игра с лазаньем и перелезанием «Не зацепи!»; игры с коррекционной
направленностью: на развитие внимания — «Карлики и великаны», «Найди
предмет» (под барабан); на воспитание умения выполнять свои движения по
сигналу — «Пчелки»; на развитие движений рук — «Веревочный круг»; на
развитие функции равновесия — «Сороконожка»; эстафета с гимнастической
Во время занятий на открытом воздухе зимой проводятся игры-эстафеты с
санками, спуски на санках-тарелках с небольших склонов с различными
заданиями (поднять ветку, попасть в цель, проехать дальше и др.).
Самостоятельные занятия во внеурочное время
Индивидуальные игровые упражнения и игры-задания: с элементами
общеразвивающих упражнений (гонка обручей); в прыжках — перепрыгивание
через препятствие (куча веток, ров или лужица); в метании — бросание мяча в
стену и ловля его с лета, шаг за шагом отступая от стены; с мячом —
перебрасывание мяча над головой правой рукой в левую и обратно.
V. Лыжная подготовка
Правила поведения учащихся на занятиях, равнение в шеренгу с лыжами в
руках; перестроение из шеренги в колонну; передвижение с лыжами на плече;
поворот на месте вокруг носков лыж; передвижение ступающим и скользящим
шагами с палками по лыжне, имеющей небольшие уклоны и подъемы; спуск со
склона в основной стойке; подъем «лесенкой»; передвижение на лыжах в
медленном темпе 400-500 м; передвижение на лыжах на скорость 30-40 м; то же,
но с поворотом кругом в середине отрезка; игры: «Быстрый лыжник», «Эстафета с
перенесением лыжных палок».
Самостоятельные занятия во внеурочное время
Скольжение на одной лыже на максимальное расстояние после
отталкивания второй лыжей; индивидуальные игровые упражнения и игры-
задания (например, во время спуска с горки присесть и полностью выпрямиться и
т.д.); поворот на месте вокруг носков лыж.
Основные требования к знаниям
И умениям учащихся
В конце IV класса учащиеся должны знать:
о двигательном режиме учащихся IV класса, активном отдыхе во
правила разученных игр.
Учащиеся должны уметь:
подчиняться командам учителя и выполнять правила поведения на уроках
(в кружке) физической культуры, быть организованными; выполнять повороты
направо и налево на месте по разделениям; размыкаться приставными шагами;
точно и координированно выполнять изученные движения руками, ногами,
туловищем, комбинации упражнений с флажками; выполнять комплекс утренней
гимнастики; вести мяч на месте и в ходьбе; выполнять акробатические
упражнения (группировка, перекаты); лазать по гимнастической стенке
одноименным и разноименным способами; ходить с подбрасыванием и ловлей
мяча; опускаться в упор присев и подниматься; выполнять повороты направо и
налево; ходить и бегать на носках с сохранением правильной осанки; быстро
бегать, знать свой результат на 30 м; медленно и равномерно бегать в течение 1
мин; прыгать в высоту способом «согнув ноги»; метать мяч в цель из-за головы;
выполнять элементы лыжного строя; передвигаться на лыжах с палками по
лыжне, имеющей склоны и подъемы.
V КЛАСС
(68 ч; по 2 ч в неделю)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|