Сделай Сам Свою Работу на 5

Короткие платья и Box-suit





Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира. Конечно, каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее истории, национальных традиций и обычаев. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа — уважительное отношение к старшим по возрасту и к женщине. И так далее.

Сущность этикета:

Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

 

 

2. Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты. Другая форма вежливости – учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённого без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновней среде.Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.



— Дипломатический — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом и на различных официальных мероприятиях; Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д.



Воинский этикет — свод правил, определяющий поведение военнослужащего по отношению к сослуживцам, гражданским лицам, ветеранам. Ключевые понятия воинского этикета — это ответственность и почтение к старшему по званию, полное подчинение и исполнение команд, тактичность и сдержанность. Эти качества дают требуемую четкость выполнения поставленных задач.

Один из самых главных воинских ритуалов — воинское приветствие, зародилось еще в 13 веке. Этим жестом рыцари показывали друг другу дружелюбность намерений. В нашей стране к фуражке подносится правая рука. Существует несколько вариантов воинского приветствия:

  1. Если военнослужащий стоит на месте, а допустим, мимо будет проходить старший по званию (начальник), то необходимо произвести следующие действия:
    • Если на военном нет головного убора: за 3-4 шага до приближения начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку, при этом необходимо смотреть в лицо приближающемуся и поворачивать вслед ему голову.
    • При надетом головном уборе: при всем вышеперечисленном, также необходимо поднять правую руку к головному убору, ладонь прямая, пальцы вместе, средний палец касается края головного убора (у самого козырька), локоть при этом на высоте плеча, поворот головы идет в сторону начальника (рука остается без изменения). После того, как старший (начальник) минует Вас, необходимо голову поставить прямо, одновременно опустив руку.

Светский этикетв плане поведения отличается своей сдержанностью. Начало любого общения - это приветствие. Здороваясь с уже знакомыми людьми, дамы протягивают руку мужчинам для легкого рукопожатия, поцелуй в ручку сегодня считается редкостью и не всегда является допустимым. Руку женщина должна протягивать таким образом, чтобы ее ладонь была снизу, а мужская сверху. При общении, если приглашенные девушки знакомы, возможен легкий поцелуй в щеку, но не дотрагиваясь губами до самой щеки. Данное приветствие говорит о давнем знакомстве женщин, а не контактность поцелуя, это давно зародившаяся традиция. Если женщины представлены друг другу впервые, то приветствие ограничивается рукопожатием, или фразой «очень приятно познакомиться».



Деловой этикет или бизнес-этикет представляет собой совокупность правил, выполнение которых способствует более успешному ведению дел и достижению намеченных целей, вызывая уважение и доверие у своих деловых партнеров.

 

 

3. Деловая этика

Правила приветствия

Вежливость в обязательном порядке предполагает прежде всего приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий.
Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, пока с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо поприветствовать своего собеседника первым.
Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения к нему, если женщина первой поприветствовала его. Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. Если сидит, то встает, после этого приветствует. Головной убор — зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет — трогать не надо. Мужчина ограничивается легким поклоном, если приветствует на расстоянии, и снимает перчатку, если обменивается рукопожатием. Во всех случаях для женщин это необязательно. Если женщина все-таки снимает перчатку — это знак особого уважения. По отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно быть нормой. В любом случае в момент приветствия во рту не должно быть сигареты и нельзя держать руку в кармане. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вынимать руки из карманов пальто, жакета.
Приветствие путем обмена рукопожатиями мужчинам рекомендуется делать всегда, женщинам — по обоюдному согласию. Символично, что еще в древности рукопожатие означало акт дружбы и мира. Когда мужчину представляют женщине, руку первой предлагает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям, и старшим по иерархии: старшая по возрасту, женщина протягивает первой руку младшей, женщина — мужчине, руководитель — подчиненному.
Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице, это делают только в помещении. У нас принято целовать руку лишь замужней женщине. Целуя руку женщине, не следует поднимать ее слишком высоко, старайтесь сами наклониться.
Мужчины, здороваясь, друг с другом, могут не снимать перчатки. Но если один снял, должен снять и другой. На улице первым кланяется проходящий мужчина стоящему.

 

 

4Визитная карточка печатается на тонком картоне в форме небольшого прямоугольника размером 9х5см на государственном языке, принятом в стране, и желательно на одном из иностранных языков (английский, немецкий, французский). На карточке, оставленной лично, загибают правый верхний угол, затем её расправляют, что свидетельствует о знаке наибольшего уважения и почтения.

/В последнее десятилетие в России визитные карточки стали широко использоваться не только дипломатами, но и в самых различных сферах деловой жизни.

Основное назначение визитной карточки:

- представление официальных лиц;

- представление деловых партнеров в процессе переговоров, визитов, встреч;

- может рассматриваться как удостоверение личности (в Японии, Корее);

- может быть средством заочного контакта;

- использоваться в частной и служебной переписке, как рекомендация, для знакомства;

- может служить средством передачи краткой информации, приглашений, поздравлений, сопровождения подарков и сувениров и т.п.;

- можно послать в качестве приглашения на неофициальный прием, чтобы сообщить об изменении адреса, как сопровождение чека, посланного врачу, адвокату, нотариусу.

Виды визитных карточек:

1. Деловая стандартная карточка. На ней указаны: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, служебный телефон, телефакс. Карточка содержит необходимые реквизиты для продолжения контактов. Используется в случае состоявшегося знакомства.

Стандарты для размещения текста на деловой карточке

1. На деловой карточке руководящего сотрудника:

- имя печатается в центре карточки;

- должность – более мелким шрифтом под именем;

- название, адрес фирмы набираются в левом нижнем углу;

- номер телефона, телефакса – в нижнем правом.

2. На деловой карточке сотрудника, который не занимает руководящей должности:

- в центре печатается название и адрес фирмы;

- в нижнем левом углу его имя, отчество, фамилия;

- внизу справа – номера телефона, телефакса.

Сфера применения такого вида карточек исключительно служебная. В светской жизни их использовать не следует никогда.

Следует учесть ряд замечаний:

- при написании должности нужно указать область полномочий. Например, не просто «проректор», а «проректор по учебной работе» и т.п.;

- если визитка напечатана на иностранном языке, фамилия и имя пишутся полностью, а отчество обозначается одной заглавной буквой. В иностранных языках понятие «отчество» отсутствует и его могут воспринять как второе имя;

- номер домашнего телефона на стандартной визитке не проставляют. Исключение составляют адвокаты и страховые агенты.

2. Представительская карточка. На этой карточке указывают фамилию, имя, отчество, полное название фирмы, должности, но не проставляют координаты – ни адрес, ни телефон. Карточку используют для специальных и представительских целей. Ее вручение не означает намерение владельца продолжать контакты с собеседником.

3. Карточка фирмы, предприятия, организации, отдела с указанием адреса, телефона, телефакса (телекса). Применяется для представительских целей, в том числе на презентациях, выставках, ярмарках, при вручении подарков, сувениров, поздравлений от имени фирмы.

4. Супружеские карточки – вариант неслужебных визиток. Супруги могут иметь каждый свою карточку. Иногда муж и жена используют совместную, объединенную супружескую карточку. На такой карточке – их имена (первым пишется имя жены), отчества и фамилия, а также домашний адрес и телефон. Эти карточки обычно служат практическим, а не представительским целям, в отличие от персональных визитных карточек. «Супружеские» карточки прикладывают к свадебным и другим подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены, оставляют при совместных неофициальных визитах.

 

 

5имидж – это образ человека, продукта или компании, который создаётся исключительно искусственным путём.Имидж - целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета.

1. Одежда и манеры делового мужчины. Любой гардероб должен состоять из базовых вещей и аксессуаров их дополняющих. Классический образ состоит из нескольких главных деталей:

  • костюм.Лучше если их будет несколько, и цветовая гамма будет делиться на светлые и темные тона. Классический покрой никогда не потеряет своей актуальности. Снимать пиджак на официальных мероприятиях можно только после того, как это сделал хозяин или почетный гость - словом первое лицо на приеме.
  • рубашка или сорочка. Деловой дресс-код для мужчин, касающийся этой детали гардероба весьма ограничен. Классическими для любой рубашки являются белый и голубой цвета. Короткие рукава в большинстве случаев будут не уместны. Если деловая сфера мужчины не слишком высока и консервативна, подойдут такие варианты расцветок как бледно-розовый, все пастельные тона, а также тонкие полоски красного или синего цветов.

2. Аксессуары делового мужчины. Одного базового гардероба для успешного человека естественно будет мало. Подчеркнуть свою значимость нужно с помощью небольших, но важных деталей:

Носовой платок нужно держать в развернутом виде и кармане брюк или сумочке. Нельзя класть в верхние наружные карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.

  • ботинки.Как правило, внешний облик делового мужчины начинают оценивать именно с обуви. Идеальный вариант – кожаные ботинки черного или коричневого цвета, возможно со шнурками. Обувь более светлых тонов, чем костюм или сочетающая два цвета крайне не рекомендуется. Также стоит помнить о носках. Они должны закрывать икры ног. Лучше всего если они будут темного цвета;
  • портфель. Его размеры должны зависеть от пропорций тела. Вне зависимости от того, мягкий или твердый материал выбрал мужчина, этот аксессуар не должен быть большим и переполненным. Идеальная цветовая гамма – черный, коричневый или темно-бордовый.

3. Прическа делового мужчины всегда должна быть аккуратной. Что касается длины, то здесь случаются разногласия. У обладателей длинных волос много противников, однако, красиво собранный «хвост» в деловой среде вполне приемлем. Главное чтобы волосы были причесаны и уложены.

 

6 Виды одежды
Наиболее предпочтительны деловые костюмы с блузкой.

По результатам проведенного нами исследования самыми удачными сочетаниями для делового имиджа следует считать:

Темно – синий костюм с бежевой, бледно-бежевой-розовой или светло-голубой блузой с темно-синими или сине-черными дополнениями (туфли, сумки);

Серый (с голубоватым оттенком) костюм с белой, бледно-голубой блузкой и темно-бордовыми дополнениями (сумкой, туфлями);

Черный костюм с белой, бежевой, голубой или бледно-сиреневой блузкой и дополнениями в тон костюму;

Бежевый костюм с блузой цвета слоновой кости или темно-синей и дополнениями в тон с блузой.

Таким образом, имея 2-3 костюма подходящей цветовой гаммы и несколько блузок, можно составить приличное число элегантных комбинаций для того, чтобы уметь выглядеть деловой.

Несколько слов о прическе и макияже деловой женщины.

Прическа допускается по моде, но есть определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть ниже линии плеч, "ширина" прически - тоже в разумных пределах.

Если волосы длинные - их следует собрать в пучок, заплести в косу, заколоть определенным образом, так как в деловой обстановке даже самые красивые, распущенные до пояса и ниже, волосы - нонсенс, поскольку не только доставляют неудобства их обладательнице, но и идут вразрез с требованиями гигиены, могут доставить неприятности коллегам, окружающим нашу обладательницу роскошных распущенных волос. Поэтому многие фирмы в правилах внутреннего распорядка и других руководствах для сотрудников предусматривают в мягкой, но не допускающей возражений форме предписания о том, что "прическа не должна быть вызывающей, распущенные волосы длиной ниже уровня плеч не рекомендуются, волосы должны быть чистыми и опрятными" (цитата из "Руководства для сотрудников московской гостиницы "Аэростар" объединения "Аэроимп").

Что касается макияжа, то первое, что следует сказать: он не обязателен, но и не возбраняется. Хотя в мировом сообществе есть некоторые страны, фирмы которых, согласно национальным традициям, настоятельно рекомендуют деловой женщине макияж в строго определенных направлениях: накрашенные в обязательном порядке ресницы, столь же обязательный румянец (даже если имеет место достаточный природный) и т.п. Это некоторые южноазиатские страны, например Южная Корея. Страны Европейского и Американского континента, как уже было сказано, макияжа не требуют, но и не запрещают его.
Одно-единственное предписание на этот счет - макияж не должен быть чрезмерным, не должен быть "видным". Итак, все то же требование умеренности во всем, в том числе и в макияже.

Маникюр, т.е. содержание рук в безупречной чистоте и порядке, - обязателен, а вот покрытие ногтей лаком - нет. Если же деловая женщина предпочитает ногти, покрытые лаком, это должен быть лак естественных тонов, не останавливающий на себе взгляд коллег и клиентов, уже не говоря о руководителях.
Духи или туалетная вода, прочие средства парфюмерии и косметики не должны доставлять неудобства коллегам, покупателям и прочим партнерам по бизнесу, окутывая женщину плотным ароматическим облаком. Духи должны чувствоваться слегка и только при приближении.

 

 

7Порядок на рабочем столе – порядок в голове. Этот старый постулат золотыми буквами нужно высечь на дверях любого делового кабинета.

Организация рабочих мест в служебных помещениях бывает двух видов:
* зальная;
• кабинетная.

Зальная структура допускает размещение практически неограниченного числа рабочих мест в одном зале. Между столами или группами столов ставят легкие перегородки; обычно они не доходят до потолка и лишь визуально создают некоторую иллюзию изолированности; сотрудникам приходится работать в условиях "речевого коктейля".Зальная система организации труда экономически более выгодна, чем кабинетная. Кроме того, она позволяет менеджеру осуществлять визуальный контроль за подчиненными. Однако для тех, кто работает в большом зале, условия труда более тяжелые, чем при кабинетной структуре служебных помещений. Еще один способ организации труда в служебном помещении: несколько столов ставятся вместе - четыре или шесть.

Поверхность каждого стола является индивидуальным сектором работы, однако специфическая расстановка столов - впритык друг к другу, - во-первых, позволяет экономить место и, во-вторых, дает возможность менеджеру видеть, чем занимаются подчиненные,

Кабинетная система может быть представлена помещениями двух видов.

Первый - в помещении, состоящем из одной комнаты, размещаются столы сотрудников, однако, поскольку площадь комнаты не превышает 25-40 кв. метров, там ставится не более 5-8 сто-лов. В таких условиях каждому из сотрудников удобно работать с посетителями. Однако, чтобы проконтролировать работу подчиненных, менеджеру надо пройти по ряду таких комнат, выясняя, чем заняты его подчиненные. Второй вид кабинетной системы - помещение для одного лица - менеджера.

Стандартный кабинет менеджера предполагает наличие трех зон - рабочей, совещательной и зоны неформального общения.

В рабочей зоне находится стол менеджера; рабочий стол может быть дополнен различными техническими средствами - компьютером, факсом и т.п. Однако техническое оборудование не обязательный атрибут рабочей зоны - чем выше ранг менеджера, тем маловероятнее наличие техники в рабочей зоне его кабинета - для работы с техникой есть секретариат. В совещательной зоне находится достаточно большой стол, так как часто со-вещания проводятся прямо в кабинете менеджера, а не в отдельной совещательной комнате. На столе обычно лежит стопка листов бумаги - для участников совещания, лежат ручки или карандаши - чтобы можно было сделать запись. Зона неформального общения - это несколько кресел, журнальный столик с пепельницей (если менеджер позволяет курить в своем кабинете), иногда здесь же - бар. Мебель и площадь зоны неформального общения зависят от должностного уровня менеджера, масштаба его деятельности и деятельности организации. Вполне уместны украшения в служебных помещениях, однако их допустимый перечень весьма ограничен - это эстампы, картины, гравюры, Украшением стен служебного помещения и одновременно официальным "аксессуаром" имиджа организации может служить лицензия, диплом или другой документ, свидетельствующий о высоком уровне исполнения служебных обязанностей или о реализации направлений деятельности.

Прекрасным украшением служебных помещений всех типов могут быть цветы. Следует также отметить, что неуместно украшать служебное помещение или отдельное рабочее место различными картинками или открытками, присланными "любимой подругой" (другом) и наклеенными на стену.

Недопустимы на рабочем месте предметы личного характера - фотографии членов семьи (хотя бы и в рамках), всякие умилительные фигурки и тому подобные мелкие вещи.

 

8/Правила служебного поведения


Такие правила включают в себя ряд мелочей и условностей, но именно они составляют азбучные нормы поведения сослужив-цев на работе.


Первая служебная ситуация: к двери одновременно подо-шли начальник и несколько его подчиненных, среди которых не-сколько женщин. Возникает вопрос, кто должен открыть дверь? В данной ситуации дверь должен открыть тот, кто находится ближе всего к двери. Если женщина стоит у двери – открывает ее она. Но настоящий джентльмен обязательно перехватит инициа-тиву и скажет: «Проходите, пожалуйста». Еще лучше, когда это сделает сам начальник. Почему? Да потому, что подчиненные всегда спешат, боясь опоздать. И если у двери скопилось много народа, начальник этим жестом может помочь своим подчинен-ным не опоздать и одновременно выразит свое уважительное от-ношение к ним, что будет способствовать созданию имиджа вос-питанного и очень благожелательного человека.


И вот вы вошли в здание, где работаете. Если на входе или в коридоре находится охрана или пропускная система, следует обя-зательно поздороваться с человеком, который стоит в дверях или проверяет пропуска. В раздевалке с гардеробщиком также нужно поздороваться.


Войдя в помещение, следует приветствовать встреченных сослуживцев. Если вы обменялись рукопожатием с одним из них, следует обязательно протянуть руку и всем остальным. Когда в помещении много народу, можно не здороваться с каждым со-трудником в отдельности. Достаточно всем сказать «Здравствуй-те» и приветливо улыбнуться.


Как известно из общих правил этикета, если женщина вхо-дит в комнату, где сидят мужчины, они встают (разрешается не вставать только очень пожилым или людям, имеющим физиче-ские недостатки). Но в служебной обстановке это правило не действует. Здесь, когда входит женщина рангом ниже присутст-вующих, мужчины не встают.
Войдя в помещение, начальник приветствует встреченных ему подчиненных. Руку подавать не обязательно, но сказать «здравствуйте» следует и охраннику, и уборщице, которая закан-чивает уборку помещения, и всем остальным сотрудникам, кото-рые работают в сфере обслуживания и попали в данный момент на глаза начальнику.
Когда начальник идет по коридору, ему может встретиться сотрудник, которому он хочет задать деловой вопрос (не столь серьезный, чтобы приглашать его к себе в кабинет). В этой си-туации начальник может остановить сотрудника и, поздоровав-шись, начать разговор по существу.


Женщине на службе надо помнить, что она подчиненная и поэтому на нее распространяются все правила служебного этике-та. Она не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. Попутно заметим, что женщина, как подчинен-ный служащий, не подает первой руку своему начальнику (хотя во всех остальных случаях она мужчине подает руку первая). На-чальник не обязан подавать руку всем своим подчиненным. Он может просто поприветствовать их кивком головы, сказав «здравствуйте».


А нужно ли вставать женщинам, когда в комнату, где они работают, входит начальник? Если он вошел для того, чтобы по-знакомиться с персоналом, то вставать нужно. Если начальник вошел первый раз, то также желательно встать. Но если это обычный рабочий день, и начальник входит и выходит из комна-ты много раз, то, конечно, вставать не нужно.
Попутно отметим еще одну условность. Когда в кабинет на-чальника входит женщина (сотрудница или посторонний посети-тель), то он должен обязательно встать, застегнуть пиджак и вый-ти из-за стола.

Бывает так, что в кабинет подчиненного входит его началь-ник. И сразу возникает вопрос: кто должен первым протянуть ру-ку? Правило здесь такое: какого бы высокого ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, руку протягивает хозяин кабинета, независимо от возраста и пола. Только не нужно протя-гивать руку через стол – это невежливо, хотя у нас так поступают довольно часто. Не нужно также хозяину кабинета идти навстре-чу вошедшему начальнику с протянутой рукой.

 

 

9/Собеседование является одним из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала.

Основная цель собеседования — получение информации, которая позволит:

1) оценить, насколько данный кандидат подходит для предполагаемой должности (то есть, провести оценку профессиональной пригодности соискателя (его профессиональных знаний и навыков, деловых, индивидуально-психологических и психофизиологических качеств);

2) определить, насколько данный кандидат выделяется из всех заявивших свои кандидатуры на замещение вакантной должности (

Проведение собеседования требует тщательной подготовки

для качественного проведения собеседования вам понадобятся:

  1. Биографическая анкета. Возможно использование и иных анкет, с помощью которых можно получить не только биографические сведения, но и представление о личностных качествах кандидата или его профессиональных воззрениях.
  2. Должностная инструкция или квалификационная характеристика, личностная спецификация (документ, описывающий параметры, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы).

В ряде компаний используется еще один документ, чаще всего именуемый «схема отбора», в котором описывается порядок проведения собеседования

Целесообразно разработать еще один документ — для отражения результатов собеседования. В некоторых компаниях информацию по результатам собеседования включают в бланк анкеты, а иногда выносят в отдельный документ. В любом случае информация об итогах собеседования должна содержать сведения о том, кто и когда проводил собеседование с соискателем, каково мнение сотрудников, проводивших собеседование, о данном кандидате, насколько кандидат соответствует заявленной должности,

Перед началом собеседования желательно лишний раз просмотреть анкету или резюме соискателя и отметить вопросы, которые следует уточнить в процессе беседы.

 

10 История этикета

Европа.Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

 

Повседневный этикет — это наименее строгая разновидность этикета, допускающая варианты в выборе поведения. К числу этикетных ситуаций повседневного этикета относятся: знакомство, встреча, беседа, прощание, повседневное застолье, общение в рабочем коллективе.

В транспорте. Если для входа и выхода пассажиры используют одну дверь, то сначала нужно дать людям выйти. Входя в вагон, не стоит останавливаться у дверей — нужно пройти вперед, освобождая место другим пассажирам. Если сиденье рассчитано на двоих, нельзя разваливаться на нем и занимать полностью. Сумки на сиденье можно поставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то свое место уступают престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми, причем это делают как мужчины, так и женщины. Уступая место можно сказать пару слов, а можно сделать это и молча. За предложенное место нужно поблагодарить, причем если место предложили вашей даме, то поблагодарить должны оба. Но не стоит читать нотации и заставлять кого-либо уступить место, можно тихо и очень тактично предположить: «Мне кажется, что женщине трудно стоять, вы не могли бы уступить ей место».

Держась за поручни, нужно следить, чтобы локти не задевали соседа, а руки или тем более сумки не маячили у него перед лицом. Если вы кого-то случайно толкнули, то следует попросить прощения, а если толкнули вас, то в ответ на извинение можно дружески улыбнуться или сказать: «Ничего страшного». В транспорте также не принято есть, курить, стряхивать снег, грязь, бросать на пол мусор, причесываться, чистить ногти или ковырять в зубах и ушах. Если невозможно предотвратить желание зевнуть или чихнуть, то следует прикрыть рот платком и стараться произвести как можно меньше шума.

Повседневный этикет включает в себя и определенные правила поведения на улице. Чтобы не нарушать правил приличия и не привлекать к себе внимания окружающих, не следует при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать слишком широкие или слишком мелкие шаги. По улице не принято ходить вчетвером и более в одну шеренгу, загораживая весь тротуар и мешая другим прохожим. Не следует пристально приглядываться к прохожим, но нужно быть внимательным, чтобы никого случайно не толкнуть или не наступить на ногу. Не стоит также громко разговаривать, хохотать и т.д.

Встреченного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Мужчина идет по более опасной стороне, ближе к дороге, а не посередине, если с ним две женщины, причем в центре идет старшая из женщин.

Встретив знакомого и остановившись с ним для разговора, следует отойти в сторону, или пройти некоторое расстояние в сторону его движения, чтобы не мешать остальным прохожим. По правилам этикета считается, что мужчину под руку берет только жена, во всех остальных случаях мужчина берет под руку женщину.

 

 

11Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Разновидность этикета светского, но основанный на воинском. Главное отличие делового этикета от светского — приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.

Этика деловых отношений является моральной категорией, охватывающей различные формы деятельности фирмы, и не может быть изложена с помощью определенного перечня правил поведения и общения. Этика свою законченную форму приобретает в виде делового этикета, который в целом можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого в бизнес-среде.
этика деловых отношений.

Этика деловых отношений с партнерами:
- Соблюдение обязательств;
- Недопущения манипулирования инвестициями;
- Учета интересов партнеров при разделе прибыли.

Этика деловых отношений с конкурентами:
- Предотвращения тайных соглашений на рынках;
- Использование социально приемлемых приоритетов и критериев для оценки конкурентных стратегий;
- Выход из сомнительных рынков при возникновении значительных этических проблем.

Используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемы, что помогает эффективно организовать процесс управления. особенно важно изучать все составляющие делового этикета в бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует большое количество национальных и культурных поправок, весьма значительных в деловых отношениях

 

 

12Совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям, составляет этикет приветствий и представлений.

Кажущаяся простота правил взаимных приветствий и представлений тоже требует определенных знаний и достаточного внимания. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или по одному.

Создание в глазах потенциального партнера образа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения и пренебрежительной усмешки, — одно из условий успеха в профессиональной деятельности.

РУКОПОЖАТИЕ

Приветствие — одно из проявлений вежливости, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Приветствие в любой ситуации должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.