Сделай Сам Свою Работу на 5

Удалось ли философу дать надлежащее толкование категории художественной правды? Этот вопрос требует особого рассмотрения.





Дидро рассматривает искусство как подражание. Он, следовательно, стоит на точке зрения материалистической теории познания. Отсюда напрашивается вывод, что правдивость состоит в наибольшей адекватности образов предметам. «Природа, - пишет Дидро, - всегда правдива; искусству только тогда грозит опасность уклониться от правды при подражании, когда оно удаляется от природы - либо из-за каприза художника, либо из-за невозможности достаточно к ней приблизиться». По Дидро, тот, кто стремится к наиболее точному воспроизведению природы, является историком природы, тот, кто обрабатывает ее, приукрашивает, преувеличивает, - поэтом.

К кому же принадлежит сам Дидро — к историкам или поэтам природы? При решении этого вопроса философ впадает в явное противоречие. Ряд высказываний Дидро носит натуралистический характер. Так, в «Опыте о живописи» он заявляет: «Чем более совершенно подражание и чем более оно соответствует первоначальному образцу, тем более оно нас удовлетворяет». Здесь явно делается ставка на зеркальное отражение предметов и явлений. Подобным же образом нужно понимать отождествление красоты с истиной (красота - соответствие образа предмету). Такой же смысл вкладывает Дидро в высказывание фаворитки из романа «Нескромные сокровища»: «Я знаю, что нравиться и умилять нас может одна лишь правда. Я знаю также, что совершенство спектакля заключается в столь точном воспроизведении какого-либо действия, что зритель, пребывая в некоем обмане, воображает, будто присутствует при самом этом действии».



Как видим, во всех приведенных суждениях обнаруживается ориентация на строгую точность воспроизведения, на адекватность, будто мы имеем дело не с воспроизведенными в искусстве явлениями действительности, а с самой действительностью. Как будто точка зрения Дидро выяснилась. Однако это не совсем так. В «Парадоксе об актере» имеются такие высказывания философа, которые находятся в полной противоположности с теми, которые мы привели выше. Так, нельзя совместить высказывание фаворитки из романа «Нескромные сокровища» со следующим заявлением автора: «...Нельзя слишком близко подражать даже природе, даже прекрасной природе, даже правде... есть границы, в которых нужно замкнуться». Еще резче аналогичная мысль высказана в другом месте того же «Парадокса об актере»: «Поразмыслите над тем, что в театре называют быть правдивым? Значит ли это вести себя на сцене как в жизни? Нисколько. Правдивость в таком понимании превратилась бы в пошлость. Что же такое театральная правдивость? Это соответствие действий, речи, лица, голоса, движений, жестов идеальному образу, созданному воображением поэта и зачастую еще возвеличенному актером. Вот в чем чудо». Приведем еще одно место, где формулируется та же мысль: «Повторяю, хорошо это или плохо, но никогда актер ничего не говорит и не делает в обществе так, как на сцене; это другой мир».



Является ли указанная противоречивость высказываний случайной непоследовательностью мысли? Отнюдь, нет. Здесь проявляется противоречивость эстетики Просвещения в целом и Дидро в особенности. Оно состоит в том, что при изображении реального, эгоистического буржуа у просветителей наблюдается натуралистическая тенденция, когда же того же буржуа стремятся представить в виде олицетворения добродетели и гражданских доблестей, то впадают в сухое морализирование, а сами образы становятся «рупорами идей». Дидро стремится найти равновесие между действительностью и идеалом и в конце концов склоняется к идеалу.

Рассматривая искусство как средство пропаганды просветительских идей, Дидро уделяет большое внимание театру и драме. Он написал несколько драм, две из которых являются программными: «Побочный сын» и «Отец семейства». В художественном отношении они слабы. Представляет скорее интерес драматургическая теория философа, нежели его пьесы.



В первой половине XVIII в. во Франции появляется ряд драматургов, которые сделали попытку создать в противовес классицистическому театру с его сословной ограниченностью такой театр, который отражал бы быт, нравы, интересы третьего сословия. Все эти поиски новой драмы получили теоретическое осмысление в трудах Дидро («Разговор о побочном сыне», 1757; «Рассуждение о драматической поэзии», 1758).

Прежде всего в драме должен занять законное место новый герой, т. е. человек из третьего сословия. По убеждению Дидро, только такой театр, где изображается судьба обыкновенного человека с его реальными интересами, может стать «школой нравственности», ибо зритель увидит на сцене самого себя, свой характер, обстоятельства своей собственной жизни.

Соответственно новому идейному содержанию должна измениться и форма этой драмы. Дидро требовал реалистического отображения повседневных отношений в их непрестанком течении и изменении. По Дидро, характеры остаются статическими, в то время как ситуации постоянно изменяются. Задача театра — показать движение ситуаций, их столкновение и через показ ситуаций воздействовать на человека. Требование показа не характеров, а ситуаций было шагом вперед в развитии эстетики реалистического театра. Но оно представляет собою и слабое место эстетики Дидро; ратуя за «типичность» обстоятельств, он забывал о «типичности характеров».

Большой интерес представляет концепция актерской игры, развитая Дидро в знаменитом «Парадоксе об актере». «Парадокс» состоит в том, что производит впечатление не тот актер, который играет «нутром», а актер с «холодной головой». Истинный характер - это великий притворщик. Его слезы «испускаются из мозга». Актер, по Дидро, должен быть холодным, спокойным наблюдателем, но ни в коей мере не чувствительным. Играющий «нутром», играет неровно, нецельно. Его игра то холодна, то горяча, то плоска, то возвышенна. Подлинный актер играет, руководствуясь рассудком, изучением человеческой природы, неустанным подражанием идеальному образцу, воображенному памятью. У него все измерено, рассчитано, упорядочено в голове. И такой актер всегда ровно совершенен. Нетрудно видеть, что в трактовке актерской игры Дидро выступает перед нами как просветитель. Эстетическая теория Дидро представляет собой вершину французского Просвещения.

Есть одна мысль, которая возвышает Дидро над всеми просветителями XVIII в. Она оказалась пророческой: «Прекрасная вещь — экономические науки, — говорит Дидро, - но они огрубляют нравы. Перед моим взором встают наши потомки со счетными таблицами в карманах и с деловыми бумагами под мышкой. Присмотритесь получше, и вы поймете, что поток, увлекающий нас, чужд гениальному». Здесь довольно определенно высказана мысль о враждебности капитализма искусству и красоте.

 


Жан Жак Руссо

 

Особое место среди французских просветителей занимает Жан Жак Руссо (1712—1778). Он идеолог третьего сословия. Его социальный идеал: республика, свобода, равенство, причем равенство не только политическое, но и имущественное. Руссо стоял во главе того литературного направления во Франции XVIII в., которое носило название сентиментализма. Для этого направления характерно: культ чувства, эмоциональное начало. Все это накладывает отпечаток на эстетическую теорию Руссо. Вопрос взаимоотношения между искусством и нравственностью стоит в центре его эстетики. И в этом вопросе он как сторонник сентиментализма в литературе и искусстве отстаивает право чувства, интеллектуальное богатство человеческой души, стихийность страстей. Одновременно Руссо — человек революционного долга, спартанского нравственного идеала и аскетической добродетели. Такая нравственная позиция мыслителя определяет все те противоречия, которые все время возникают у него при определении социальной функции искусства. Он выступает с осуждением искусств, поскольку они «обязаны своим происхождением нашим порокам». Падение Греции Руссо объясняет тем, что там произошло падение нравов под влиянием искусства. Точно так же Рим, некогда бывший храмом добродетели, гибнет, становится ареной нравственного упадка. И причиной этому является, по мнению Руссо, развитие изящных искусств.

Особенно резкие выпады против искусства высказаны Руссо в «Письме к Д'Аламберу о зрелищах». Театр разобщает людей, поскольку во время представления люди хотя и находятся вместе, но проводят его врозь, забывая друзей, соседей, близких для того, чтобы увлечься выдумками, оплакивать мертвых и осмеивать живых. По своему характеру театральное зрелище дает не пользу, а удовольствие.

Руссо критикует не искусство вообще, а определенные направления, формы и стили его. Он отрицательно относится прежде всего к искусству аристократического классицизма, изображавшего королей, полководцев, крупных государственных деятелей, воплощавшего конфликты, касающиеся царственных особ, престолонаследия и т. п. Таким образом, Руссо критикует искусство, удовлетворяющее запросы эксплуататорских классов. В этом проявляется демократизм Руссо. Эта критика идет как по линии содержания, так и по линии формы. Вместо великих мира сего, колоссов, титанов, полубогов, сверхчеловека, Руссо предлагает в качестве художественного отображения обыкновенного простого человека, трудолюбивого, отличающегося нравственностью, добродетельного. Одновременно он настаивает на демократизации художественной формы, устранения ложной патетики, поддельной героики, требует простоты, ясности, доходчивости стиля, натуральности изображения, искренности.

Все эти стилистические и формальные требования нашли отражение в кодексе поэтики сентиментализма. Борьба за всестороннюю демократизацию искусства, за его приближение к народу, беспощадная критика слабых сторон искусства господствующего класса и составляет огромную заслугу французского писателя и мыслителя. Руссо оказал огромнейшее влияние на последующее развитие европейского искусства и литературы. Руссоизм стал интернациональным явлением.

В своих высказываниях о живописи Руссо подвергает критике стиль рококо. Вычурности, жеманству этого искусства Руссо противопоставляет естественность, простоту, «мужественную и сильную красоту» подлинного искусства, связанного с жизнью народа. В этом плане он ставит проблему о соотношении рисунка и цвета в живописи. Для него главное в искусстве - содержание, концепция. Последние как раз находят свое выражение в рисунке. Рисунок, по мнению Руссо, сообщает жизнь краскам, в нем концентрируется идейно-эмоциональное содержание живописи. В эстетике Руссо большое место занимают проблемы музыки. «В музыкальном словаре», в трактате «Опыт о происхождении языков» он высказывает свои критические замечания в адрес современной ему музыки. Руссо не приемлет аристократические принципы музыкальной эстетики.

 

В своих статьях о музыке он говорит о том, что душой музыки является мелодия, подобно рисунку в живописи. Что касается гармонии, то она, по мнению Руссо, играет подчиненную роль. Она может разными способами помогать мелодии, но, будучи выдвинутой на первый план, она накладывает узы на мелодию и лишает ее тем самым энергии и выразительности.

Анализируя различные виды искусства, Руссо приходит к выводу, что их сущность заключается в воспроизведении жизни. От всех искусств он требует правды, т. е. верности природе. Следует отметить, что иногда верность природе Руссо трактуется как следование примитиву. При всей противоречивости и ограниченности эстетика Руссо является эстетикой демократической, устремленной к защите искусства, близкого и понятного народу. Не случайно якобинцы с таким воодушевлением восприняли его идеи.

Эстетические воззрения французских просветителей отличаются острой социально-политической направленностью, проникнуты духом гуманизма; они ориентировали искусство на реалистическое изображение действительности. Наиболее видные французские просветители оказали сильнейшее влияние на немецкую, итальянскую, испанскую и русскую эстетическую мысль.

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Противоречие Германии между экономической отсталостью и высоким взлетом духовности. Никто не был доволен и счастлив. Плохое состояние дел. Но несмотря на все расцвет литературы.

Во время распада римской империи:

Европпа родилась в зоне католической церкви. Католичество и христьянство приравнивались по значению. Главный язык – латынь. Государство едино – династические браки. Задача объединить европпу.Римские папы притесняли Византийцев. Первый кто короновал Папу – Карл Великий.

Одно из первых объединений в Европпе произошло в мае 1640 г. Вестфальский мир. Франция и союзники объединилась против Габсбурга. (династия Германии) Потом подписали мирный договор.

1875г. (19 век) Железный канцлер Бисмарк – полное объединение Германии.

Германия становится агрессивной. Сначала на позицию воин.

Великобритания и Россия – 2 полиса. Имели очень большое значение..

Возникновение парламента в Англии.

После второй мировой войны страх перед Россией остался и возник Шенген. Безвизовый мир.

Методы – имперские, экспансия своих взглядов. Европа навязывается.

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

1 этап немецкой классической эстетики.

Зарождается жанр в литературе – философия истории (именно в Германии) Стоит у истоков Именно Гердер и Гегель.

Очень много немцы занимаются вопросами французской революции. Она очень их занимала.

Принято считать что зачинаетелемэстетики был Баумгантер. Дал определение эстетики

Есть первый период познания, он происходит с помощью чувств – понятие ЭСТЕТИС.

Второй этап – ЛОГИКА, суждение разума.

РАЦИОНАЛИЗМ

ВИНКЕЛЬМАН

считает что так все в германии плохо, и искусство не очень хорошее и рассуждает где можно взять. Единственный путь – подражание древности. (античность) Пытается найти идеального человека. Когда создавались произведения искусства то мастера возвышались над обычными формами материи. Отличительная черта эстетического идеала Винкельмана – благородная красота и спокойное величие. Идеал - Скульптура Лаокуон. Сумел преодолеть боль. Стоическая простота.

ЛЕССИНГ (1729-1781гг)

вступает в противовес с Винкельманом

Что не нравится ему в стоическом идеале Винкельмана: что бы не было затхласти мы должны освобождаться от феодальных устоев. Стоицизм - умонастроение рабов. Греки были мастера, и были жанры, и законы по которым в том время невозможно было писать безобразные вещи. По этому лаокуон так красив. Пишет книгу: «Лаокаон или о границах между живописью и поэзией»

Большое внимание Лесинг уделяет театру. В театре должна быть правдивость, но не копирование. Узнавать, что сделает каждый человек. Учится на примерах. Цель трагедии гораздо более философская, чем цель истории. Основной герой драмы – простой человек.

Появляется движение Штюрмеров – преобразование феодальных порядков в германии революционным путем.

ШИЛЛЕР

– поэт романтик, лирик. Выражал резкий протест против феодальных порядков. Бунтарские взгляды.

В области эстетики Шиллер выдвигает театр. Стоит за создание национально театра. Театр смягчает нравы, обуздывает разрушительные страсти, делает удовольствие более уточненными.

В театре должно быть свободное творчество. Шиллер прославляет художников. Сторонник того что искусство это игра. Жизнь наша так серьезна, но есть небольшое островок – игра. Художники играют с формами и прочее. Мы счастливые люди.

Бунтарские настроения Шиллера сменяются к Винкелману. Почему? Он с одной стороны воспевал Французскую революцию, но и увидел, что она за собой несет.

Во Франции время правления Людовика 16. В экономике большие потрясения. На первый план стала выступать буржуазия, которая требовала отставки короля и что бы были созданы Генеральные штабы. Распуск парламента. Отрезали голову королю. Революционеров стали называть Санкюлотами. Дворянство лишилось своих титулов.

Во главе стояли Робиспьер и Марат. Пик революции был в том момент, когда они пришли к власти в 1793г. Их потом казнили. Всего через год.

Потом Бонапарт

Шиллер считает революцию аморальной, так как опрокидывает сложившиеся моральные принципы. Не должно быть плебейской расправы с феодализмом.

Просвещенцы говорят, что если всем все рассказывать и просвещать, тогда все будет хорошо.

Гётте – ученый, писатель, философ.

Те же позиции что и у Шиллера.

Главное – эстетическое воспитание. Именно через него люди станут достойными свободы.

Обращается к античной культуре, но у него это не означало уход от аскетизма, он считает, что античность может нас научить свободе. Пытается там найти идеал красоты.

Революция – ужас.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.