Сделай Сам Свою Работу на 5

Что же представляла эстетика? Все, что было в античности- ушло. Средневековье начало все заново. Но все было посвящено мольбенам. Все посвящено отцам церкви.





 

Василий Великий

Иоан Златоуст IVв Они разработали основные эстетические принципы,

Иероним которые ввели в основу официального искусства

Августин Блаженный

 

Аскетизм - пронизывает все их учения.

Иоан Златоуст осуждает искусство, считая, что оно отвлекает от божественного поклонения (религии в целом).

Иероним формулирует аскетический идеал человека.

 

Августин

- деятель католической церкви. "Бог создал мир и непрерывно им управляет. Без Бога ни один волос не упадет с головы человека. Если Бог перестанет этим заниматься, то человек исчезнет. Бога нельзя постичь никакими силами и лишь в минуты восторга, самозабвения, умертвляя плоть (тело), душа наша вырывается из тела и сливается с Богом. Эта мысль слияния с Богом проходит через все средневековье.

Августин считает, что мир в целом прекрасно устроен, несмотря на то, что в нем есть отдельные уродства, но он прекрасен потому что его сотворил Бог. До XIII века идет поклонение именно этому идеалу.

В XIII в начинается меняется отношение к искусству.

Августин (354—430 гг.) - влиятельнейший проповедник и ревностный деятель католической церкви. Он прошел сложный путь, приведший его к христианству. Христианское учение о грехопадении и искуплении грехов произвело на него неизгладимое впечатление. О своих духовных исканиях Августин рассказывает в своем труде «Исповедь». Согласно Августину, бог - высочайший художник, который дает и образ, и красоту, и строй всему по своим законам. Но в то же время Августин увлекается красотой чувственных вещей, в чем тут же кается.



Такого рода колебания и внутренние противоречия Августина объясняются, с одной стороны, тем, что он живет в переломную эпоху, когда под влиянием разрушения старого мира и становления нового происходит крутая ломка понятий. С другой стороны, Августин не преодолел до конца тех представлений молодости, которые связаны с его изучением «языческой» культуры.

К «языческому» периоду Августина относится его трактат «О прекрасном и пригодном». Этот трактат не сохранился, но о его содержании Августин рассказывает в IV книге «Исповеди» (гл. 13). На вопрос, что такое красота, он отвечает следующим образом: «Я наблюдал и замечал, что в телах есть нечно прекрасное (pulchrum) само в себе, как нечто цельное, и есть нечто пригодное (aptum), привлекательное только потому, что соответствует целому и удачно приспособлено к нему, например, члены тела по отношению к целому организму или башмак по отношению к ноге, и тому подобное». В 15-й главе той же книги Августин делает интересное замечание о том, что в названном трактате его мысль «занята была только чувственными образами» и что сами понятия прекрасного и пригодного определялись «по образцам, заимствованным из мира чувственного». В дальнейшем Августин стремится отойти от чувственного мира и вывести все эстетические понятия из божественной сущности. Но чувственный мир, теперь понимаемый как нечто греховное, все время устраивает засады теологу: при определении эстетических понятий он снова обращается именно к чувственному миру. Так, в качестве признаков красоты он называет единство, пропорциональность, соответствие частей вместе с некоей приятностью цвета. По Августину, мир прекрасен потому, что его сотворил бог. Бог есть сверхчувственная, вечная и абсолютная красота. Созерцаемая красота есть символ метафизического единства, ритмического членения и смысла вещей. В своей глубокой сущности красота есть добро и истина, но добро и истина чувственно воспринимаются в форме созерцаемой красоты. Однако не сама по себе красота имеет значение, а тот смысл, который в ней заключен. Если не сама по себе созерцаемая красота заслуживает внимания, а лишь заключенный в ней умом постигаемый смысл, то отсюда следует известное пренебрежение к форме художественного произведения. Августин, таким образом, теоретически оправдывает схематизм, символичность, аллегоризм средневекового официального искусства.





Как отмечалось выше, Августин испытывал постоянный внутренний разлад: с одной стороны, он стремился к красоте «зримого» и «слышимого» мира, с другой - старался подавить эти влечения, считая их греховными. В этой борьбе языческих и христианско-аскетических мотивов в эстетике Августина последние все же одерживали верх.

Фома Аквинский. - Неотомизм

Живет в XIII веке. Уже средневековые догматизмы теряют силу, терпят крах.

"Прекрасно то, само восприятие чего доставляет удовольствие."

Или прекрасным называется то, что будучи увиденным нравится, но самая высокая красота является красота Бога, и постичь можно лишь соединившись с ним.

Бескорыстность эстетических чувств (пример со Львом)

Фома делает попытку определить специфику эстетического чувства, которое, по его мнению, носит бескорыстный характер. Лев радуется, говорит Фома, когда видит добычу. Человек же радуется совсем в другом смысле и не только из-за пищи, но также по причине соответствия чувственных впечатлений. Так, человек восхищается гармонией звуков, что не имеет отношения к поддержанию жизни.

Он отличает художника от всех остальных тем, что художник видит в красоте бескорыстный характер.

Новые веяния в эстетике средневековья нашли отражение в эстетических высказываниях итальянского богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Его основное стремление заключается в попытке приспособить философию Аристотеля к христианскому богословию.

Фома живет в тот период, когда средневековый аллегоризм постепенно утрачивает свое безраздельное господство. Фома Аквинский явно пытается оправдать красоту чувственного мира. В этом плане нужно понимать стремление Фомы найти объективные признаки прекрасного. «Для красоты, — говорит он, — требуется троякое. Во-первых, цельность (integritas) или совершенство, ибо имеющее изъян уже поэтому самому безобразно (tur-ре). Во-вторых, должная пропорция или созвучие (conso-nantia). И, наконец, ясность; вот почему то, что имеет блестящий цвет, называют прекрасным...» Соотнося «красоту» и «благо», Фома пытается определить их специфику. Он указывает на то, что они различаются «лишь в понятии», тем самым теоретик стремится подчеркнуть, что в своей глубокой сущности эти понятия тождественны.

 

Вместе с тем он выявляет и некоторые различия между ними, подчеркивая, что с прекрасным связаны те органы чувств, которые носят ярко выраженный познавательный характер (а именно зрение и слух) и поэтому служат разуму. И далее Фома делает вывод: «Итак, становится очевидным, что красота прибавляет к благу некую соотнесенность с познавательной способностью, и потому благом следует называть то, что просто удовлетворяет желание, а о красоте говорить там, где и самое восприятие предмета доставляет удовольствие».

Искусство Фома рассматривает как подражание. Здесь он идет по пути Аристотеля. Как и Аристотель, основное назначение искусства он видит в познании. Прекрасным Фома называет тот образ, который наиболее полно отражает вещь, даже если бы она сама была безобразной.

Из приведенных высказываний видно, что итальянский богослов многие положения заимствует у Аристотеля. И там, где он их сохраняет без изменения, они оказываются разумными и интересными. Однако чаще Фома Аквинский старается отдельные аристотелевские положения втиснуть в свою религиозно-мистическую концепцию. Но на основе религиозного мировоззрения добиться правильного решения эстетических проблем невозможно.

 

Дантэ Алигьери,

Он пишет трактат "Пир." Говорит, что каждое произведения имеет смыслы:

· Буквальный

· Аллегорический (иносказание)

· Моральный

· Анагогический смысл – возвышающий душу к небу.

Символика чисел:

1 - символ связи музыки и цекркви

3 - триединство Бога, 3 традиционные добродетели (Вера, Надежда, Любовь)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.