Сделай Сам Свою Работу на 5

Этические проблемы культуры





Одна из основных этических проблем – отношение к терроризму. Терроризм (от лат. Страх, ужас). Сегодня терроризм рассматривается как определенная идеология и метод политической борьбы. Обязательное условия терроризма – применение насилия для устрашения. Не менее сложная тема в современной этике – тема смертной казни. Закрепленное в праве убийство со стороны государства. С одной стороны, почти во всех обществах убийство отрицается моралью. Убийство не может быть каким-либо образом легитимировано. Однако, при этом достаточно давно существует принцип, по которому государство говорит: «Убивать нельзя, но я могу».

Эвтаназия и проблема биоэтики. Биоэтика – одно из самых современных и перспективных направлений в этике. Связано оно с уровнем развития медицинских технологий. Медицина ставит всё новые этические проблемы.

Проблема эвтаназии возникла только в современном мире. Современные технологии позволяют поддерживать существование человек против всех условий. Возможно продолжение жизни на препаратах и т.п.

Главный вопрос биоэтики – вопрос «Что есть жизнь человека?». В какой момент мы можем считать организм уже живым человеком? Этот вопрос до сих пор не решен.



Эвтаназия – с греч. «Легкая смерть». Проблема эвтаназии возникает, например, в случае коматозного состояния. Вопрос в том, есть ли у такого человека право уйти из жизни? Имеет ли врач право окончить жизнь человека?

2 вида эвтаназии – активная и пассивная. Пассивная – врач не вмешивается в состояние больного, он просто прекращает его поддерживать. Невмешательство. Активная – смерть наступает в результате врачебного вмешательства. Пока разрешена (в странах где разрешена) только пассивная эвтаназия

Билет 29

Периодизация (типология) культуры в марксистской социологии

В марксистской теории типы культуры выделяются в соответствии с общественно-экономическими формациями.

Разновидностью исторического подхода является формационный подход, отдающий приоритет материальным факторам в развитии общества. Так, марксистская социология выделяет экономико-исторические типы общества с соответствующими типами культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий и т.д. В русле такого подхода оказываются и критерии, выделяющие культуры по классовому, социальному (пролетарская, крестьянская, буржуазная), политическому (революционная, реакционная) признакам. Однако классовый принцип довольно ограничен – ведь многие явления культуры сложны и многогранны.



Формационный подход к истории предполагал, что каждому истор. типу об-ва прямо соответствует вытекающий из опр. социально-экон. и полит, отношений тип культуры: первобытно-общинный, рабовладельч., феодальный, бурж. и социалистич.; каждый исторически последующий тип культуры “отменял” и “снимал” в себе предыдущий; в соответствии с формационной логикой социальной истории история культуры выстраивалась стадиально. Ценностно-смысловые различия нац. культур трактовались как нахождение разных народов и стран на разных стадиях истор. развития, в принципе единого для всего человечества. Финалистские представления об истор. процессе, телеологически направленном к единой последней цели — коммунизму, вносили в марксистскую методологию осмысления и изучения культуры запрограммированность и социологич. заданность, что подчас затрудняло объективную оценку явлений культуры (из стадиальной концепции развития культуры логически вытекало, что каждая последующая стадия “прогрессивнее” предыдущей и, по идее, должна давать более “высокие” в ценностно-смысловом отношении образцы культуры).

Массовая культура как феномен современности, ее функции и особенности

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Причины появления:НТР и ПТР и, как следствие этого, увеличение численности населения в городах, урбанизация, миграции и отрыв от традиций. Особенности:



-Демонстративная демократичность (простота, доступность, понятность, упрощённость);

-Использование СМИ как главного начала распределения и потребления ценностей;

-Нацеленность прежде всего на развлечения, уход от действительности;

-Неспособность к креативному Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Цели массовой культуры:

-Тиражирование человека;

-Отрезать человека от политической, социальной и культурной жизни (Ю. Аробов);

-Коммерческие;

-Внешнеполитические.

Эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой.

Билет 30

Глобализация и межкультурная коммуникация

Новое глобальное измерение культур, выстраиваемое в широком пространстве ценностной коммуникации, наполняет новым содержанием сам процесс глобализации. Это «культурная глобализация», характерными признаками которой становятся тенденции взаимодополняемости и взаимопроникновения, определяющие формирование иных различных линий, новых локальностей и нового многообразия жизненных практик[4].Ценности культуры задают направление, характер, содержание и интенсивность общественных преобразований, потому осознание локального как аспекта глобального в межкультурной коммуникации позволяет уменьшить унифицирующие тенденции глобализации.[13].

В целом для преодоления преград в межкультурной коммуникации потребуется не только формирование толерантности, в основу которой входит признание прав другого человека, восприятие представителя другой культуры как представителя своей собственной. Уважительное отношение к мнению партнера по коммуникации, но и развитие таких качеств личности, как готовность не преувеличивать недостатки собеседника, способность предугадывать реакцию собеседника, желание услышать и быть услышанным. Эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться, преодолевая разного рода межкультурные несоответствия.

В условиях глобализации проблема межкультурной коммуникации является центральной. Это связано не столько с миграционными потоками, сколько вообще с интенсификацией информационно-коммуникативного пространства. Глобализация способствует динамичному развитию межкультурных контактов обществ, социальных групп и индивидов, созданию новых социокультурных образований.

Практические потребности межкультурной коммуникации задают направление новых теоретических поисков, приводят к переосмыслению традиционных идей и выявляют острую необходимость в соответствующей научной парадигме, базирующейся на

эвристических возможностях коммуникации и культуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.