Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и функции религии как социокультурного института





Мировые религии : социокультурный анализ

Фейербах. Сущность христианства (анализ религии как социокультурного феномена). "Сущность христианства" - основная работа философа - атеиста. Л.А.Фейербаха.

Центральной тезисом работы является: "Не бог создал человека, а человек создал бога по своему образу и подобию".

"Сущность христианства" - это анализ возникновения религии и отношение человека к ней с точки зрения Фейербаха.

По Фейербаху бог является сущностью человека и рассматривается в качестве высшей истины - истины человеческой. Поэтому человеческое определение бога есть истина для него и отсюда, высшим бытием, или вообще бытием. Религиозный человек считает божеством все, что ей импонирует, все что дает ей особые чувства. Религия охватывает все предметы в мире, все существующее было предметом поклонения. Сущностью религии является то, что в ней божьи качества реальные, а не образные; эти определения служат выражением божьего существования. Религия отнимает у человека все хорошие качества, человек зла не может творить добро, только бог является хорошим.

Фейербах считает, что бог действует в человеке, "на человека, для человека, он принцип ее спасение ". В этой работе Фейербах раскрыл свой взгляд на человеческое понимание бога. Для человека бог является проявлением ее качеств. Человек является жестокой, бог - тоже. Такое понимание она нашла трактуя по-своему Библию. Кроме того, в Библии много внимания уделяется страха богом. Человек понял это по-своему. В результате этого, в течение долгого времени происходило запугивание: если не бояться, то бог накажет, причем очень жестоко. Такое понимание бога и религии человек считает основным и не принимает другого.



ислам В социокультурном плане жизнь православных Ближнего Востока детерминирует ряд факторов. Среди основных следует выделить их отношения с исламом, т.е. с тем миром, в котором они непосредственно живут и в котором они должны каким-то образом утверждать себя; их конфронтацию с римско-католической церковью и с униатами, часть которых образовалась в их же собственной среде; отношения с нехалкидонскими церквами; разногласия и конфликты между самими четырьмя православными престолами; наконец, противоречия между преимущественно греческим духовенством этих церквей и верующими – представителями ближневосточных этнических общностей и наций.



Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира, на наш взгляд, может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

 

Билет 2

Понятие и определение культуры

«Культура» — термин многоаспектный: он описывает все, что создано человеком. Уникальные культурные образцы (матери­альные и духовные), существовавшие до современных поколений, и культур­ные образцы, создаваемые современниками. Существуют многообразные ас­пекты культуры, например: экономическая, религиозная, технологическая, цивилизационная, философская, управленческая, музыкальная, городская, сель­ская, этническая, молодежная, культура поведения и т.д.



Исходя из этого, су­ществуют и многообразные определения:

Из всей совокупности системы определений (около 300) можно выделить несколько основных смыслов содержания понятия «Культура».

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, нравственных началах;

- выделение особенностей существования, образа жизни, свойственных

конкретному обществу, социальной общности, какому-то историческому периоду;

- характеристика форм, продуктов интеллектуальности, и, прежде всего, художественной деятельности (музыка, литература, живопись, театр, кино и др.), это наиболее распространенное, обыденное понимание культуры.

Таким образом, культура — это все то, что создано, сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействую­щих друг с другом. Это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобщения. Культура состоит из материальных объектов (орудий, приспособлений, предметов), а также дей­ствий, верований, установок, функционирующих в символах.

Культура — то, что отличает человека от животного, она не наследуется ге­нетически, а передается обучением. Культура связана с идеями, которые сущест­вуют и передаются в символической форме, в первую очередь посредством языка.

Таким образом, культура есть характеристика человеческого общества: это явление, факторы человеческой жизни, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе, не регулирующиеся биологическими инстинктами; культуре обучаются, она не приобретается генетическим путем; культура орга­низует человеческую жизнь, подобно тому, как инстинкт организует ее у жи­вотных; культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей в обществе, ее источником является сознание.

Культура — все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Культу­ра представляет собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедея­тельность.

Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:

- появление письменности, позволившей сохранить многие произведения

культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился

объем распространения культурной продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко­

запись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).

 

Понятие и функции религии как социокультурного института

Религия - сложный социальный институт, сопровождающий человеческое общество на протяжении всей его истории. Выступая в качестве фактора, задающего людям мировоззренческие ориентиры, этот социальный институт является одной из форм социального управления.

Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого. С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней: ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. Реальным воплощением последних является существование религиозной организации, включающей в себя различные аспекты религиозной практики: моральную общность верующих, церковную организацию, отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.

Выделяют четыре основные функции религии в обществе: интегративную, регулятивную, психотерапевтическую, коммуникативную. Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

-Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э.Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Наиболее эффективно эта функция проявляется в тех общественных системах, где религия существует в качестве государственной, как это, например, имело место в средневековой Европе, или сейчас в ряде стран Ближнего Востока, где господствует ислам. По словам известного американского социолога П. Бергера, религия представляет собой "священную завесу", посредством которой освящаются нормы и ценности человеческой жизни, гарантируется социальный порядок и устойчивость мира"

- Регулятивная функции религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями. Эти нормативные стандарты поведения, конечно, диктуются религиозными заповедями, религиозной моралью, но в любой религии обязательно существует весьма значительный компонент общечеловеческих ценностей и гуманных моральных норм.

-Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов. Этим объясняется тот факт, что к религиозной вере часто тянутся люди, пережившие личные трагедии, обремененные жизненными невзгодами, болезнями и т.п. Необходимо отметить, что и сам характер проведения культовых действий - совместные молитвы и песнопения, обрядовые и магические действия священнослужителей способны породить у верующих положительные эмоции.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение понимается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом , и в плане их общения друг с другом. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

 

Билет 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.