Сделай Сам Свою Работу на 5

Утилитарная идея государства (Петр I и Феофан Прокопович).





Стоит отметить, что утилитарная идея государства начинает зарождаться еще в период Московской России. В этой связи стоит, упомянут об Андрее Виниусе, дьяке, обладавшем достаточно обширной библиотекой, в которой были книги по философии, религии, но что для нас важнее, по политике и юриспруденции. Эти книги имели отношения к голландской и немецкой литературе. Возможно, именно отсюда Виниус почерпнул идеи утилитаризма, в частности понимание государства через принцип «государевой пользы». Достаточно близкими к идеям Виниуса были Ордин Нащекин и Посошков. Хотя их представления о государстве еще не лишены религиозных моментов, они уже отождествляют такие понятия как государево дело и государственная польза.

Эти мысли усвоил император Петр и максимально способствовал утверждению утилитарной мысли в России. Конечно, Петр I не мог в одночасье отказать от идей Московской России – в своих указах он ссылается на теории о православном царе и государстве, но все чаще выдвигает идеи светского характера, в частности утилитаристского – понятие о государственном интересе. Под понятием пользы он понимал приток и польза государя и государства.



Идею государственного интереса в своей политике Петр связал с понятием «полиции». Петр I был знаком с этой идеей более из политической практики Европейских стран, чем из теории.

В связи с этим принципом государь должен заботиться о благосостоянии населения, издавать законы, водворять благоустройство, оберегать и судить своих подданных. Они же в свою очередь должны беспрекословно подчиняться ему.

Со временем Петр стремиться сформировать юридическое понятие о государстве и заложить его в основу утилитарного принципа государственности. Благодаря стараниям Голицына и Прокоповича на русский язык переводятся труды Греция, Пеффендорфа, Гоббса о естественном праве и политике.

В России естественное право начинает распространяться в виде двух учений: одно принадлежит Петру и Прокоповичу, которые высоко ставили Гоббса (т.к. с его помощью можно было легко обосновать самодержавную власть царя), другое Голицыну и Татищеву, которые отдавали предпочтению Грецию.



Петр и Прокопович изложили свою доктрину в трактате «О правде воли монаршей в определении наследника державы своей». Идейное вдохновение черпается из Священного Писания и работ Гоббса – соединяются принципы Слова Божьего и естественного разума.

Основные идеи:

- власть изначально установлена от Бога,

- монархия устанавливается посредством общей народной воли, которая избирает монарха, что бы он вел их к общей пользе,

- подданные обязаны повиноваться ему и его наследникам,

- монарх ответственен только пред Богом,

- он не обязан подчиняться земным законам, но подчиняется им по доброй воле,

- подданные не могут судить его,

- власть монарха не может быть ограничена, чьей либо другой власти.

В конечном счете, государь может пользоваться своей властью так, как он считает нужным в целях сохранения мира и общей безопасности, или же в той мере, в какой современное положение дел этого требует. Возможно, именно с этой идеей Петр связал идею о государственном интересе.

Однако с точки зрения утилитарного подходя, государь должен следить за исполнением закона, а это значит что он – первый слуга государства. А подданные должны беспрекословно служить на благо государства, т.е. они становятся слугами государя.

Принцип законности – основная проблема, которую трудно было обосновать с точки зрения утилитаризма. Монарх мог вмешиваться в любые дела подданных. Этот принцип мог быть осуществлен лишь в рамках юстиции и судопроизводства.

Сказание о князьях Владимирских».

Для автора властным идеалом выступает римская монархия.

Первым Римским венценосцем был кесарь Август. Поскольку до него не было венчанных кесарей, регалии должны были быть заимствованные.



Таким источником было египетское царство. После египетского царства наследует мировая македонская империя, а за ней и Римская. Тем самым автор решает проблему наследования инсигнии. Август выступает первопредком всех монархов.

Автор в генеалогию вводит символическое звено. От легендарного брата (придуман) Августа Прусса, который имел владения по Висле, по нисходящей линии произошли русские князья.

Московский род начинается с Рюрика - прямого потомка Прусса.

Но таким путём Русь не могла наследовать царские инсигнии.

Такие инсигнии получает Владимир Мономах из Византии. Византия – наследница мировой власти Рима.

Общий вывод – Русь, прямая наследница символов и полноты власти мировых монархий.

Дополнительным обоснованием власти Москвы выступил отказ в легитимности рода Чингисхана.

Для доказательства использует терминологию (для доказательства, что Иван III – уже Царь, а не князь), называет Москву царством, а Ивана III – царём. А ордынского хана – самозванцем. Он подчеркивает, что основание хана над Русью – сила, насилие. В обосновании власти как царя он называет Русь ново Израилем (новый богом избранный народ): царь – царь правды. В итоге – Московский царь – единственный законный.

Таким образом, важнейшим основанием права на власть являлось происхождение царского рода.

Своеобразие русской политико-правовой теории в том, что легитимность рассматривалась в связи с принципом родства.

Генеалогические аргументы были главными. Например – выступление против Мамая мотивировалось тем, что он узурпатор и не принадлежит царскому роду.

Сказание о князьях владимирских (начало 16 века) обосновывало более древнее происхождение русских князей по сравнению с татарскими князьями.

Иван Пересветов «Сказание о Магмете-Салтане».

Турецкий царь Магмет – салтан был очень мудрым человеком, философом. И более всех он почитал Константина как пример воинской и царской мудрости. Он говорит о тяжелой судьбе Константина – он остался сиротой в трехлетнем возрасте и был возведен на царство малолетним. Чем не преминули воспользоваться богатые вельможи чтобы стать еще богаче за счет крови и слез простого народа. Но стал подрастать юный Константин и вельможи поняли, что он может стать для них большой проблемой. Своими помыслами они оскорбили царскую власть, а Бог не любит хитрости и гордыни. И разгневался Бог на царя и на царство его. Поэтому, говорит Магмет – Салтан: берегите меня, дабы Бога не разгневать.

Чтобы не случилось подобного в его государстве, он не давал вельможам обогащаться – собирал все деньги в казну, судил за судьями и наказывал их за взяточничество. И был он грозен, потому что царю без грозы нельзя. Магмет учинил праведный суд, разослав судей своих с правдою по всем городам и не обделив их жалованием из казны, чтобы не брали взятки. В царстве установилась правда, и возрадовался Бог от того. И войнам своим он дал жалование из казны, а казна не кончалась, т.к. была Богом исполнена за ту правду Магмета. Царь близко держал при себе войска, чтобы неприятель не учинил измену, и если погибнет царь, погибнет и царство. Тех, кто не хотел защищать царя подвергали опале.

Царь делал все, чтобы не прогневить Бога. Так как Богу было противно рабство и кабальство, Магмет запретил держать у себя рабов более чем 9 лет. И это было не рабство, а служба вельможе. В царстве, где есть рабы, люди не храбры, они посрамлены и не бьются за свою честь – такое государство слабо. Кроме того, в армии должна быть дисциплина.

Магмет – Слатан прочитал много христианских книг, и хотел принять христианскую веру, и видел свой долг в том, чтобы радовать Бога, защищать и прославлять христианство. По его мнению, греки перестали чтить Божьи заповеди, потеряли правду и разгневали Бога. И наслал на них Бог кару свою, и пали греки от руки турецкого царя. А в российском царстве есть праведный царь Иван Васильевич, и здесь чтутся Божьи заповеди и поэтому Бог любит русское царство, царя и народ. Истинно вера христианская здесь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.