Сделай Сам Свою Работу на 5

Духовно-нравственное воспитание дошкольников





ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Введение

«Чем выше будет уровень образованности, тем большее значение для действительно мудрых людей будет иметь Библия, как основа и как орудие воспитания».

В. Гете

 

Усвоенные каждым человеком духовно-нравственные ценности - самый надежный и почный фундамент, на котором строиться высоконравственное общество.

В условиях гуманизации общественной жизни возрастает значение воспитания высоконравственной личности, а следовательно роль этического и нравств воспитания.

Наше общество находиться в состоянии духовно-нравственного кризиса, суть которого заключается в низком уровне духовного развития народа. Следствием низкой духовности является рост алкоголизма, наркомании, проституции, преступности, самоубийств, особенно среди молодёжи; тысячи брошенных родителями детей, воровство, коррупция, охватившая целые профессии, потеря чести, долга, совести, милосердия. Понятие «порядочность» из этического минимума превращается в высшую добродетель.

Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это нетрудно увидеть по чувству вины, сочувствию, прочим проявлениям. Дети очень добры, ласковы и отзывчивы. Не воспользоваться этим врожденным даром и не развить его - недопустимая халатность со стороны воспитателя. Работа с детьми, наши помыслы должны быть направлены на то, чтобы сохранить и еще больше развивать эти качества. Ведь именно чувство добра, красоты будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям.



Без рассмотрения скрытых основ жизни, лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла.

Нравственное воспитание нельзя осуществлять без духовной составляющей. Нельзя обходить молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Изъятие из воспитания духовной составляющей схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем.



Нравственные чувства закладываются в уме и сердце ребенка в дошкольные годы. Детский сад - начальное звено в цепи учреждений, занимающихся воспитанием человека. Задача воспитания духовно-нравственной личности самая важная из всех задач, стоящих перед дошкольной образовательной системой. Заключается она в формировании единства нравственных чувств, мотивов, знаний, сознания, навыков и привычек поведения. Решение этой задачи позволит воспитать личность, умеющую сопереживать, сочувствовать, откликаться на радость и горе окружающих, проявлять себя в деятельности, направленной на пользу взрослым и сверстникам. Такая личность проявляеться в стремлении поступать хорошо; в умении подчинять личные желания и поступки интересам колектива; в желании пресекать поступки и действия сверстников, противоречащие нормам и правилам жизни; в способности признавать и отвечать за свои ошибочные действия и поступки; соблюдении единства слова и дела.

Мир изменится к лучшему и станет намного более прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов будет перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека человечного.

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников



Работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на основе принципов гуманизма, уважения к личности ребенка, добровольности, с учетом общедидактических принципов. Начинать работу с детьми надо с постановки цели: Знакомить детей с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области нравственности, этики и эстетики, формировать духовную основу для мудрого высоконравственного поведения в будущем.

Определить задачи:

- Учить детей сердцем принимать нравственные нормы и следовать им в своей повседневной жизни.

- Учить детей размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.

- Помочь детям разобраться, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя.

- Расширить и углубить познания окружающего мира через библейские повествования.

- Воспитать нравственные чувства по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям, детям группы, Родине.

Так как «Закон о правах ребенка» (статья 20) предусматривает религиозное воспитание детей в семье, на занятиях по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с 4 лет происходит только ознакомление детей со страничками «Детской Библии». Дело самих родителей, в какую воскресную школу они поведут своих детей.

Библия самая древняя книга, которая раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия, на конкретных примерах учит добру, милосердию, состраданию. Знакомя детей с детской Библией, педагоги прежде всего, готовят «почву», на которой семья будет строить свое дальнейшее духовно-нравственное воспитание детей в христианских традициях.

С детьми в возрасте от 4 до 7 лет и их родителями проводятся различные формы работы: специальные занятия, праздники и развлечения, театрализованные постановки, инсценировки.

На занятиях по духовно-нравственному воспитанию педагог ставит перед собой цель: доступно, интересно подать детям материал.

Посредством музыки, театрализации, художественной литературы, наглядного материала прививать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе и всему живому. Ненавязчиво, в игровой форме передавать детям нравственные ценности, стремится, чтобы они проходили через душу и сердце ребенка. Важно подвести детей к пониманию плохого и хорошего, побудить их самостоятельно выбирать, как можно поступать, а как нельзя, различать красивое и безобразное, стремиться стать самому добрее. Беседы о Высшем дают смысл совершенствоваться через общее духовное просвещение. Для решения этих задач используют различные сказки, стихотворения, произведения-миниатюры, доступные и интересные детям по содержанию. Их не только читают и обсуждают на занятиях, но и по возможности инсценируют. Дети перевоплощаются в героев и разыгрывают различные ситуации и сюжеты под чтение сказки взрослым. Дети не заучивают дословно тексты, а им дается возможность самим вести диалоги между персонажами. Чтобы не потерялся смысл произведения, иногда педагогом проговариваются слова вместе с ребенком. Главное - это интонация, мимика, пантомима, где дети могут передать свои эмоции, где прослеживается отношение ребенка к происходящему.

Например, в инсценировке мини-произведениея «Два облачка», знакомить детей с такими человеческими качествами, как милосердие и сострадание, а в рассказах «Стрекоза и Дождевой Червь», «Ворона, Аист и голодный Зайчонок» учить различать бездейственную жалость и действенную помощь. Нужно не только жалеть кого-то в беде, но и стараться помочь, даже если это связано с какими-то трудностями.

Полученные нравственные знания закрепляются в театрализованных постановках на занятиях театра «Светоч».

Учить детей видеть и ценить красивые поступки и поведение и избегать безобразные (например «Красота души», «Самоотверженный поступок»).

Духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребёнка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни («Рождественская сказка», «Рождественская история о маленькой звездочке») В рассказах «Черное сердце», «Бессердечный слон» раскрывать значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Помочь детям понять, как плохо быть черствым и бездушным.

В ходе работы в данном направлении необходимо показать детям, как плохо быть хвастливым, гордым и заносчивым. Изображая хвастливого Петушка («История о хвастливом Петушке») или заносчивых Снежинок, унижающих свою подругу Бисеринку («Рассказ о Снежинках»), дети сами переживают чувства героев, понимают, чем это заканчивается. Важно учить детей просить прощения и прощать друг друга, ведь тогда на сердце становится легко и спокойно. О пользе прощения дети инсценируют рассказ «Болезнь непрощения», чтобы в повседневной жизни вспоминать его при соответствующей ситуации и стараться не обижаться на нечаянно нанесённую обиду.

На Рождественском празднике злой Разбойник становится добрым после того, как Пастушок отдал ему свой хлеб, и они вместе пошли поклониться Младенцу Христу. Гордая Пальма и хвастливая Маслина остались незамеченными, а скромная Ёлка украсила пещеру, в которой лежал маленький Иисус. На празднике «Пасха» Красная Шапочка, несет кулич бабушке, по дороге раздает его всем голодным и обездоленным. Волк, увидев это, решил подарить бабушке цветы.

Дети, исполняя роли, сами учатся быть трудолюбивыми не на словах, а на деле.

В рассказе «Спор зверей» Лев, Павлин и Лиса лишь любовались собой и хвастались своими умениями, а Вол и Осел смиренно работали в поле, чем заслужили похвалу и честь стоять у яселек Младенца Христа.

Чтобы, одев крылья, превратиться в Ангелов, дети должны быть добрыми, не обижать других. На занятиях по духовно-нравственному воспитанию они узнают, что у каждого есть Ангел-Хранитель, который радуется их удачам и огорчается, если ребенок совершает плохой поступок (песня-инсценировка «Обиженный Ангел»).

Надо знакомить детей даже с таким высоким чувством, как самопожертвование. В «Притче о свече» свеча сама сгорает, чтобы осветить дорогу сбившемуся с пути путнику.

При подготовке к развлечению «Мир созданный для нас», дети разучивают танцы цветов, бабочек, жучков, зверей. Перевоплощаясь в образ живого существа, ребенок становится частью природы и бережнее к ней относится.

Принимая активное участие в музыкальном вечере «Возвышенное и земное» дети размышляют о добре и зле, о хороших и плохих качествах человеческого характера, учатся терпению и милосердию.

В каждой группе необходимо создать уголки добрых дел, где дети и взрослые отмечают хорошие дела и поступки детей наглядно: «Дом добра», «Дерево добрых дел», рубашечки для Христа, шкатулки с сердечками, звездочками, игрушки для елочки, букеты с цветами и т.п

При подготовке к праздникам, совместным развлечением, выступлениям детей активно привлекать родителей. Совместно с детьми и с помощью родителей изготавливать необходимые атрибуты, шапочки, крылья, костюмы или их элементы, цветы.

Проведение совместного развлечения с родителями «Моя семья» способствует улучшению семейных отношений детей и родителей за счёт совместной положительной эмоциональной деятельности, побуждает детей совершать добрые дела и поступки. На примере Святой семьи воспитывать в детях любовь к самым близким людям, родителям, уважение к старшим, послушание, трудолюбие.

Решение задачи взаимодействия педагогов и родителей осуществлять во время совместного развлечения «Добрым быть не просто». В ходе развлечения обобщать и закреплять представления детей о доброте, умение оценивать поступки. На основе библейского повествования знакомить детей с такими понятиями, как бездушие, бессердечность, эгоизм, воспитать желание быть добрым, внимательным, отзывчивым к чужой беде, стремление помочь.

Труд педагогов по духовно-нравственному воспитанию оставит хороший след в светлых душах детей. Восприятие красоты таинственного, сказочного мира восхищает и пробуждает в сердце любовь. С любовью в сердце человек преображается, очищается, нравственно вдохновляется на действие, наполняется силой и волевым устремлением к красоте.

С целью изучения эффективности работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию ежегодно проводить анкетирование родителей детей, посещающих занятия по духовно нравственному воспитанию. Примерные вопросы анкеты:

1.разговариваете ли Вы с ребенком о его жизни в детском саду?

2.Что больше всего его интересует, волнует, тревожит?

3.Хотелось бы Вам, чтобы ваш ребенок не только был интеллектуально развит, но и духовно образован?

4. Что Вы сами знаете о Христианстве (традиции, учения, роль в жизни человека)?

5. Что по теме духовно-нравственного образования Вы рассказываете ребенку?

6. Как Вы сами относитесь к соблюдению Христианских традиций: с надеждой или сомнением? Почему?

7. Ваши пожелания по организации духовно-нравственного воспитания в яслях-саду.

Для определения сформированности духовно-нравственных качеств детей использовать игры, беседы, наблюдения по следующим критериям:

1.Знание и использование вежливых форм обращения.

2.Умение тактично, с уважением обращаться с просьбами и вопросами.

3.Умение просить о помощи и оказать ее.

4.Умение в совместной деятельности высказывать свои предложения и советы.

5.Умение включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая другим своим поведением.

6.Умение проявить чувство собственного достоинства, защитить себя от насмешек.

7.Умение отказывать, противостоять давлению со стороны сверстников.

8.Умение прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние.

9.Умение открыто выражать свои чувства, - как положительные, так и отрицательные.

10. Умение чувствовать настроение близких взрослых и сверстников.

11.Умение оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

12.Умение регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил.

В процессе работы по воспитанию у дошкольников духовно-нравственных качеств дети познакомятся с основами Библии, доступными детскому пониманию, расширят и углубят познание окружающего мира через библейские повествования. Познакомятся с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, получат понятие о таких качествах человеческого характера как самопожертвование, милосердие.

Дети научатся анализировать свои поступки и поступки других, давать им оценку, понимать, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя, радоваться и восхищаться красивому и доброму.

Дошкольники поймут, как важно уметь прощать и просить прощения, быть добрыми, послушными, чтобы не обидеть своего Ангела-хранителя. Работу по духовно-нравственному воспитанию нужно проводить постоянно в сотрудничестве с родителями, чтобы посеять зерно добра в светлой душе ребенка, воспитать такие черты характера, как отзывчивость, доброта, милосердие, любовь к ближнему и ко всему живому, восхищаться прекрасным и отвергать безобразное, не допускать в свою душу черствость и эгоизм, вызвать желание быть добрее.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.