Сделай Сам Свою Работу на 5

Способности и мозг дельфинов.





Дельфинотерапия.

Содержание

1.Введение
2. Основное содержание.

2.1. Способности и мозг дельфинов.

2.2. Что такое дельфинотерапия?

2.3. Из истории дельфинотерапии.

2.4. Лечебные факторы дельфинотерапии.

2.5. Что может обеспечить общение с дельфином?

2.6. Этапы дельфинотерапии.

2.7. Дельфинотерапия. Какие болезни лечат дельфины?

3. Заключение.

Список литературы

 

Введение.

Общение человека с дельфинами уходит вглубь времен. Издавна шла волна преданий и письменных свидетельств о дружелюбии дельфинов по отношению к людям, а также о случаях помощи дельфинов людям, попавшим в море в беду. В 60-е годы выход в свет книги американского биолога Джона Лилли "Люди и дельфины" привлек внимание мировой общественности.

Он доказывал, что дельфины наши братья по разуму, даже пытался их обучать английскому языку. Мысль о том, что общение с дельфинами может быть лечебным, также впервые высказана Лилли. Она получила развитие и попытку научного обоснования в трудах Д. Натансона. Именно тогда была высказана мысль, что коммуникационная связь дельфин - человек может помочь людям более эффективно строить общение между собой, в том числе и в терапевтических целях.



Восполнение дефицита информации о дельфинотерапии является задачей настоящего обзора.

 

2. Основное содержание.

Способности и мозг дельфинов.

Эффективность дельфинотерапии во многом обусловлена уникальными особенностями дельфинов. Они занимают третье место в рейтинге самых умных животных планеты. У дельфинов чрезвычайно развиты когнитивные способности и любознательность, что дает возможность их легко обучать. Эти животные обладают высокой степенью социолизации, которая проявляется в их общительности и дружелюбии как внутри собственной стаи, так и к представителям других видов, в частности, к человеку.

В своем общении дельфины используют различные виды вокализации, издавая многочисленные звуки, которые в описательном плане могут быть охарактеризованы как рев, вой, стон, мычание, визг, треск, трель, пощелкивание, удар, грохот, хлопок и т.д. Звуки, издаваемые дельфинами, охватывают необычайно широкий спектр частотных характеристик - от нескольких герц до почти трехсот килогерц, т.е. инфразвуковые, звуковые и ультразвуковые составляющие. Эти сигналы можно разделить на импульсные и непрерывные.



Импульсные сигналы (щелчки) состоят из отдельных широкополосных посылок (с максимумом интенсивности от 20 до 50 кГц) с очень крутым передним фронтом, длительностью порядка 0,1 мс. Частота посылок таких импульсов может меняться от единиц до сотен в секунду, и на слух они сливаются в щебет, скрип, лай. Длительность каждого сигнала может меняться от щелчка к щелчку и соответственно уменьшается при возрастании количества импульсов, издаваемых в одну секунду, она уменьшается также в бассейне по сравнению с морем. Сигнал типа щелчка по своей спектральной характеристике может приравниваться к белому шуму, поскольку в нем присутствуют частоты широкого спектрального диапазона. Полоса частот в щелчке варьирует у животного в зависимости от обстоятельств. Для распознавания дельфины обычно используют более высокие частоты, а для ориентации - более низкие и продолжительные (несколько миллисекунд). Эти сигналы могут возбуждать сильное эхо. У афалины щелчки двойные, каждый длительностью 3,4 - 0,7 мс и с интервалами около 1 мс. Импульсные сигналы обычно сопутствуют эхолокации.

Другой большой класс звуков, издаваемых дельфинами, представляют из себя так называемые непрерывные сигналы. Часть их воспринимается на слух как свисты, почти монотональные, амплитудно- и частотномодулированные, длительностью 0,1 - 3,6 с, частотой 4 - 30 кГц. Другие звуки этого класса имеют более сложный спектральный состав и воспринимаются как рев, вой, трубные звуки и т.д. Для них характерна комплексность свиста и импульсов. Свисты обычно относят к коммуникативным сигналам, хотя и не исключено их использование для эхолокации.



Тот факт, что эхолоцирующий дельфин, приближаясь к добыче, покачивает головой, как бы нацеливаясь на рыбу своим звуковым лучом, указывает на то, что свои звуковые волны дельфин посылает направлено. Череп и мягкие ткани головы дельфинов концентрируют звуковые колебания и играют роль акустического прожектора и звуковой линзы. С увеличением частоты от 10 до 180 кГц направленность звуков, обусловливаемая вогнутой передней поверхностью мозговой части черепа и мягкими тканями головы, четко возрастает, и звуковое поле сужается.

Основную роль концентратора звука выполняет череп, а дополнительную - мягкие ткани головы. Способность дельфинов направленно излучать ультразвуковые волны используется в дельфинотерапии для лечебного воздействия на человека.

 

Поведение и психика дельфинов являются объектом внимания психологов и физиологов довольно давно. Полученные к настоящему времени данные характеризуют когнитивные способности данных животных как одни из самых высоких по степени развития. Исследования показали, что когнитивные способности дельфинов приближаются по уровню развития к способностям приматов, в том числе человека. Отчасти такое подобие может объясняться сходным строением мозга дельфинов и приматов. Дельфины, как и приматы, обладают наиболее дифференцированным и крупным мозгом среди млекопитающих, а также впечатляющей площадью ассоциативных зон коры больших полушарий, в частности, префронтальной области. Большинство анатомических показателей, которые оценивают как связанные с когнитивными способностями, приближают мозг дельфинов к мозгу человека. Однако существуют и серьезные различия.

Мозг дельфина имеет паралимбическую зону, которой нет в человеческом мозге, и лимбическая, или эмоциональная, информация может играть большую роль в мозге дельфина, чем в человеческом мозге, что связано, по-видимому, с их различной специализацией. Человеческий мозг специализируется на детализации обработки информации, в то время как мозг дельфина - на скорости ее обработки.

 

Экспериментальные исследования когнитивных способностей показали, что дельфины имеют исключительную память, как краткосрочную так и долгосрочную, для обработки визуальной, слуховой и мноогомодальной информации. Исследование поведения этих животных в процессе обучения языкам-посредникам показало, что дельфины могут их усваивать, базируясь на высших когнитивных процессах - обобщении, абстрагировании, и формировании довербальных понятий, - высокие способности к которым были у них выявлены в традиционных лабораторных экспериментах.

Герман и его коллеги показали, что дельфины способны к семантике и синтаксису, а также к возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности «слов» языка-посреднника.

Дельфины также понимают символическое представление объекта, который отсутствует. В настоящее время исследуют наличие зачатков второй сигнальной системы у дельфинов. Тем не менее, никаких доказательств того, что дельфины могут сами составлять хотя быпростейшие фразы, пока не получено. Доказана редкая в животном мире способность дельфинов к оперированию эмпирической размерностью фигур, основанная на понимании геометрических свойств предметов.

Наконец, одна из наиболее интригующих способностей дельфинов - самосознание, т.е. способность думать о себе прежде всего в физических параметрах. Это означает, что дельфины в состоянии мысленнопредставить и сформировать аналогии между их собственным телом и телом другого индивидуума - даже когда он не похож на дельфина. Имеются данные, что дельфины афалины способны узнавать свое отражение в зеркале. Эти животные демонстрируют высокий уровень поведенческой гибкости и подражательной способности, которая является редкой , если не уникальной, среди животных.

Очевидно, что в основе такого поведения, в умении использовать «социальную» информацию лежит весьма высокий уровень когнитивной деятельности. Для осуществления подобных действий животные должны уметь постоянно сопоставлять новую и старую информацию, сопоставлять ее и даже хранить в некой отвлеченной форме.

 

Наличие у дельфинов столь сложного интеллекта и познавательных способностей объясняется высокой степенью развития коры головного мозга, продолжительным периодом взросления молодых дельфинов, высоким уровнем родительской заботы, но в первую очередь - сложной социальной жизнью. По мнению Германа, необходимость интеграции в социальную структуру требует высокой социализации и обучаемости. Не трудно представить, что высокое развитие мозга дельфинов и вытекающие отсюда высокие когнитивные навыки большинства представителей этой группы происходят от требований их социальной жизни, включающей взаимодействие и соревнование между особями.

Эти когнитивные навыки и обеспечивают ту поведенческую гибкость, которая отличает семейство дельфинов и позволяет им быть эффективными терапевтами как для детей с широким спектром нарушений развития, так и для взрослых.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.