Сделай Сам Свою Работу на 5

Реорганизация гос.управления в начале 20 века.





В результате революции 1905 —1907 гг. и после нее превращение феодальной монархии в бур­жуазную. Создание всероссийского пред­ставительного органа — булыгинской Государственной думы -6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении думы. Создается для предвари­тельной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Отличие Думы от Государственного сове­та было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица.

Выборы по трем куриям от землевладельцев, городских жи­телей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржу­азии.

Выборы в булыгинскую думу не состоялись. Ее бойкоти­ровало подавляющее большинство населения.

Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы. Пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 де­кабря 1905 г. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.



Для землевладельческой и городской курии устанавливался иму­щественный ценз-право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и сред­ней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных огра­ничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права ра­бочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий —двухстепенные. Вначале выбирались вы­борщики, а затем уже члены Государственной думы. У рабочих выборы— там они были трех­степенные

Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих. При выборах в I Государственную думу больше всех мест полу­чили кадеты — одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы.



Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое прояви­ло себя как активный противник правительства.У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы. Пре­жде всего речь шла о принятии аграрного закона на базе столыпин­ского указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не утвердить. Дума не торопилась также с одобрением гос. бюд­жета, передав его на рассмотрение специальной комиссии, которая могла вынести и отрицательное решение. Самодержавие было заин­тересовано в том, чтобы бюджет утвердила Дума, так как от этого зависело решение вопроса о получении займов от иностранных госу­дарств, а Россия имела большие государственные долги. По этому акту они судили о платежеспособ­ности России, поскольку в Думе сидели представители крупной бур­жуазии.

Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных дей­ствий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хо­тел. 1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин высту­пил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной думы. 3 июня 1907 г- роспуск,

Нико­лай II принимает закон, который еще больше урезал избира­тельные права трудящихся, нерусских народов и др.



Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более 51% выборщиков. Крестьяне — получили 22,4%, рабочие —более 2%.

При выборах в Ш Думу большое место получили правые, наибо­лее реакционные партии, слабее представлены октябристы. Потеряли свои прежние по­зиции кадеты. Т. О., III Дума была по преимуществу чер­носотенной.

Дума явилась все-таки законодательным, а не зако­носовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государ­стве не мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждал то, что рас­сматривалось Думой.

НО: мог самостоятельно принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда были перерывы между заседаниями Думы. Затем вносился на рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после начала ее заседаний.

Дума не могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного министерства и министерства императорского двора. Царь не разрешал вторгаться в решение вопросов о рас­ходах на содержание императорской фамилии.

Дума 4, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представ­ляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократи­ческая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Боль­шевистская фракция разоблачала империалистический характер вой­ны. Гос.дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на ук­репление царизма. IV Дума созыва­лась царем нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в обход Думы.

В августе 1915г. лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Гос.совета образовали прогрессивный блок, участники которого стремились коздороалению монархии.

 

Царь реорганизовал Госсовет. Стал второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной. Выборы организованы так, что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Выби­рались от губернских земских собраний в соответствии с имущественным цензом представители имущих клас­сов, а также представители духовенства, члены дворянских обществ. Императорская академия и университеты избирали академиков и профессоров. Представители крупной буржуазии получили возмож­ность выдвигать своих выборных от Совета торговли и промышлен­ности.

Законопроект из Думы поступал в Государственный совет, кото­рый мог отклонить его.

Законодательная деятельность полностью контролировалась царем.

Сохранялось самодержавие как существенный заслон против народной революции. Либеральная буржуазия напрасно полагала, что в лице Государ­ственной думы в России появился парламент. Некоторые внешние признаки парламента имелись. Она могла направлять запро­сы правительству — реорганизованному Совету министров — и его отдельным членам. Однако министры назна­чались и увольнялись царем, перед Думой они не отчитывались, от нее не зависели.

Царизм для расправы с ре­волюционным движением ввел военно-полевые суды, которые в упро­щенном порядке рассматривали дела и приговаривали г.о. к смертной казни (расстрел или повешение). Применя­лась и внесудебная репрессия. В годы реакции усилилась роль департамента полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных отделений, положение о которых было утвер­ждено Столыпиным в феврале 1907 г.

Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела на­ружного наблюдения и агентурного отдела. В отделе наружного на­блюдения состояли филеры — специальные наружные сыщики, тайно наблюдали за революционерами.

Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотруд­ников — осведомителей и провокаторов.

Под давлением революционного и демократического движения масс царское правительство было вынуждено внести некоторые из­менения в судебную систему. В 1912 г. пришлось восстановить инсти­тут мировых судей, земские начальники лишились права выполнять судебные функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.