Систематизация отечественного законодательства в 18 – первой трети 19 века(общий обзор)
Все изменения в праве производятся только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.
Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, Александр I. При этом он демагогически связывает и себя рамками законности. Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.
Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. С.У., продолжая существовать, со временем дополнялось новоуказными статьями XVII в. и многочисленным законодательством XVIII в. Накопление законодательства побудило Петра I поставить вопрос о создании нового Уложения. Для этого была создана специальная комиссия. Но пошел по линии создания отраслевых кодексов. Подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Воинский артикул — первый в русском праве военно-уголовный кодекс, было издано Краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы — тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследственного права имеет и указ о единонаследии 1714 г.
Т.о. система феодального права начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов, к тому же кодифицированных, т.е. система права все больше укладывается в систему законодательства.
Подобные комиссии создавались и преемниками Петра вплоть до Екатерины II:
1730г. комиссия Анны Иоановны. Начала свою работу, но мало изучена. Просущ-ла до 1744г. След.комиссия Елизаветы Петровны. 1754г. О сожжении уложения. Составила 3 части:
- о суде
-о розысках дела
-о состоянии подданных вообще. В 1761г. Ел. указала пополнить комиссию выборными лицами: по 2м дворянам и одному купцу из каждой провинции. Ликвидация в 1763г.
Всеобщей систематизации законодательства в XVIII в. проведено не было.
К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.
Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П. В. Завадовским. Она получила название комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.
Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздирались серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т. е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г. А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I.
Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За процессом наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Гос.совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству, Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.
Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг. Во главе II отделения был поставлен не он, а воспитатель Николая Балугьянский.
В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.
В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное.
Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я — уставы о повинностях, 3-я — устав казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я — законы о сословиях, 5-я — гражданское законодательство, 6-я — уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я — законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержание отдельных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.
48)Систематизация отечественного законодательства в первой четверти 18 века. Проект Уложения Российского государства 1723-1726 гг.
Первая в петровское время попытка всеобщей кодификации отечественного законодательства состоялась в самом начале XVIII в. Именным указом от 18 февраля 1700 г. основана Палата об Уложении под руководством И. Б. Троекурова. Подготовить обновленную — с учетом законодательных новаций второй половины XVII в. — редакцию Уложения 1649 г.
Характерно, что Палата преимущественно систематизировала имевшийся в ее распоряжении материал, почти не выдвигая собственных законодательных предположений. За исключением предложения о переводе основной части состоявших в ведомстве церкви лиц, не имевших духовного звания, из-под юрисдикции церковных судов в подсудность государственных судебных органов. Работа Палаты неожиданно свернута в 1703 г. Почти завершенный проект нового Уложения (из 25 глав) не получил высочайшего утверждения. Следы законопроекта исчезли 1722 г.
Вторая попытка - 3 июня 1714 г. сенатский указ, поручавший В. А. Апухтину возглавить особую канцелярию по составлению исчерпывающей сводки законодательных актов и указов, изданных к тому времени в дополнение и во изменение Уложения 1649 г. Но не начала функционировать. Закон от 20 мая 1714 г., в подтверждалось действие Уложения 1649 г. Сохраняет силу временно, до тех пор, пока не будет подготовлена его новая редакция.
Принято выделять 4 основных формы систематизации н.п.а. — учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Учет и консолидация, в России первой четверти XVIII в. не использовались.
Инкорпорация - первый акт такой формы - сборник «Копии всех его царского величества указов, публикованных от 1714 года с марта 17 дня по нынешней 1718 год».Вошли 50 н.п.а. В 1719—1725 гг. подготовлены и опубликованы еще четыреподобных сборника.1720 – Морской устав
Подготовка сборников в канцелярии Правительствующего Сената,т.е. инкорпорация носила официальный характер. В 4х из 5и сборников 1718—1725 гг. нормативный материал расположен по хронологическому принципу, но в сборнике 1721 г. — по тематическому - разделен на 10 глав. Акты процессуального законодательства сосредоточились в главе 2 «О судных и розыскных принадлежащих до юстиции делах.
Но подготовка собраний текущего законодательства не могла заменить собой кодификацию. На данную ситуацию мало повлияло и издание таких кодексов, как «Краткое изображение процесов...» 1712 г. и Воинский артикул 1714 г., которые применялись в первой четверти XVIII в. лишь в военных судах.
В окончательном виде новая концепция сложилась у Петра I, по всей очевидности, в 1717 г. Вероятно, на стыке 1717 и 1718 гг. царь возложил кодификационные работы Юстиц-коллегию. Осуществить синтез норм Уложения 1649 г., текущего российского законодательства и шведских кодексов.
18 апреля 1719 г. подготовленные в Юстиц-коллегии законопроектные материалы были затребованы в Правительствующий Сенат.(поступил 2 июня)
9 декабря 1719 г. указ о заслушивании подготовленного проекта в Сенате начиная с 7 января 1720 г. - завершить обсуждение к концу октября 1720 г. Но сроки оказались неисполнимыми. Разработанный законопроект был далек от совершенства, и отправлен на доработку обратно. Поскольку Юстиц-коллегия была не в силах, то в 1720 г. при Сенате учреждалась особая кодификационная комиссия в составе сменного сенатора, 9 руководящих должностных лиц центральных и местных органов власти, а также двух секретарей. Это уложенная комиссия - УК
УК 1720— 1727 гг.имела нестабильный состав.
Святейший Синод в составе комиссии в 1722—1724 гг. представлял архимандрит Гавриил. В 1722—1724 гг. принимал участие асессор Юстиц-коллегии Э. Кромпейн. Члены УК 1720—1727 гг. не освобождались от исполнения обязанностей по основному месту службы.
Первоначально работа УК сводилась к параллельному обсуждению норм Уложения 1649 г. и шведского Уложения Кристофера 1442 г.
На заседании 7 декабря 1722 г. Уложенная комиссия дала на рассмотрение Сената структуру законопроекта, состоявшую из трехкниг: «О земском суде»,«О криминалных делах»,«О делах гражданских». ЭтоБыло одобрено Правительствующим Сенатом.
В 1723 г. композиция изменена - пятькниг. «О судебном процесе»— должна была содержать процессуальные и судоустройственные нормы.
5 августа 1723 г. УК определила разделить законопроект на две части и шестькниг. Состоявшая из двух книг первая часть проекта Уложения всецело посвящалась судоустройству, а также гражданскому и уголовному судопроизводству. Подготовка нового Уложения затянулась. Император указал обнародовать закон «О форме суда», оформить в качестве отдельного законодательного акта «Экспликацию» о государственных преступлениях. К моменту кончины первого российского императора проект Уложения так и не поступил к нему на утверждение.
Последнее заседание УК 20 октября 1724 г. Дальнейшая обработка законопроекта велась исключительно служащими канцелярии После смерти Петра I Сенат пытался возобновить работу УК.
1725 г. указ Сената об остановке подготовке нового Уложения.
10 сентября 1726 г. А. С. Сверчков от имени уже не функционировавшей УК представил завершенный проект нового Уложения на обсуждение Сената в 1726г. Из четырех книг, 120глав и 2113статей («артикулов»).В первых двух книгах регулировались организация суда и различные процессуальные процедуры. Но он не был рассмотрен.
Кодификаторы 1720—1727 гг. выполнили поручение законодателя подготовить синтез-е уложение. Шаедские источник 32%статей проекта Уложения 1723—1726 гг. Источниками 30%статей проекта послужили нормы российского законодательства первой четверти XVIII в., источниками 15%статей — нормы Уложения 1649 г.
Но не будучи обсужден Сенатом законопроект не вступил в силу. Преемники Петра I отказались от стратегической установки на построение в России «регулярного» государства и использования законодательстве шведских образцов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|