Сделай Сам Свою Работу на 5

Систематизация отечественного законодательства в 18 – первой трети 19 века(общий обзор)





Все изменения в праве производятся толь­ко для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские по­рядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.

Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, Александр I. При этом он демагоги­чески связывает и себя рамками законности. Стремление закрепить существующие порядки при­водит к идее систематизации законодательства.

Если содержание права в данный период изменилось несуществен­но, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. С.У., продолжая существовать, со временем дополнялось новоуказными статьями XVII в. и многочисленным законодательством XVIII в. Накопление законодательства побудило Петра I поставить вопрос о создании но­вого Уложения. Для этого была создана специальная комиссия. Но пошел по линии создания отраслевых кодексов. Подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Воинский артикул — первый в русском пра­ве военно-уголовный кодекс, было издано Крат­кое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской ус­тавы — тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответ­ствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследствен­ного права имеет и указ о единонаследии 1714 г.



Т.о. система феодального права начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов, к тому же кодифицированных, т.е. система права все больше укладывается в сис­тему законодательства.

По­добные комиссии создавались и преемниками Петра вплоть до Екате­рины II:

1730г. комиссия Анны Иоановны. Начала свою работу, но мало изучена. Просущ-ла до 1744г. След.комиссия Елизаветы Петровны. 1754г. О сожжении уложения. Составила 3 части:

- о суде

-о розысках дела

-о состоянии подданных вообще. В 1761г. Ел. указала пополнить комиссию выборными лицами: по 2м дворянам и одному купцу из каждой провинции. Ликвидация в 1763г.

Всеобщей систе­матизации законодательства в XVIII в. проведено не было.



К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до пре­дела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, ко­миссию во главе с П. В. Завадовским. Она получила название комис­сии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздира­лись серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т. е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комис­сией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г. А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянст­ве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За процессом наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Гос.совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Ко­дификационная комиссия была просто преобразована во II отделе­ние Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему зако­нодательству, Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соответствующий акт в Полном собра­нии законов, с датой и номером.



Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский впервые привлеченный к коди­фикационным работам еще в 1808 — 1809 гг. Во главе II отделения был поставлен не он, а воспитатель Николая Балугьянский.

В Своде законов весь материал был расположен по особой систе­ме, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологи­ческому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на пуб­личное и частное.

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я — уставы о повинностях, 3-я — устав казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я — законы о сословиях, 5-я — гражданское законодательст­во, 6-я — уставы государственного благоустройства (уставы кредит­ных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я — законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержание отдель­ных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

 

48)Систематизация отечественного законодательства в первой четверти 18 века. Проект Уложения Российского государства 1723-1726 гг.

Первая в петровское время попытка всеобщей коди­фикации отечественного законодательства состоялась в са­мом начале XVIII в. Именным указом от 18 февраля 1700 г. основана Палата об Уложении под руководством И. Б. Троекурова. Подготовить обновлен­ную — с учетом законодательных новаций второй половины XVII в. — редакцию Уложения 1649 г.

Характерно, что Палата преимущественно систематизирова­ла имевшийся в ее распоряжении материал, почти не выдви­гая собственных законодательных предположений. За исключением предложения о переводе основной части состоявших в ведомстве церкви лиц, не имевших духовного звания, из-под юрисдикции церковных судов в подсудность государственных судебных органов. Работа Палаты неожиданно свернута в 1703 г. Поч­ти завершенный проект нового Уложения (из 25 глав) не получил высочайшего утверждения. Следы законопроекта исчезли 1722 г.

Вторая попытка - 3 июня 1714 г. сенатский указ, поручавший В. А. Апухтину возглавить особую канцелярию по составлению исчерпывающей сводки законодательных актов и указов, изданных к тому времени в дополнение и во изменение Уложения 1649 г. Но не начала функционировать. Закон от 20 мая 1714 г., в подтверждалось действие Уложения 1649 г. Сохраняет силу временно, до тех пор, пока не будет подготовлена его новая редакция.

Принято выделять 4 основных формы систематизации н.п.а. — учет, инкор­порацию, консолидацию и кодификацию. Учет и консоли­дация, в России первой четверти XVIII в. не использовались.

Инкорпорация - первый акт такой фор­мы - сборник «Копии всех его царского величе­ства указов, публикованных от 1714 года с марта 17 дня по нынешней 1718 год».Вошли 50 н.п.а. В 1719—1725 гг. подготовлены и опубли­кованы еще четыреподобных сборника.1720 – Морской устав

Подготовка сборников в канцелярии Правительствующего Сената,т.е. инкорпорация но­сила официальный характер. В 4х из 5и сборников 1718—1725 гг. нормативный материал расположен по хронологическому принципу, но в сборнике 1721 г. — по тематическому - разделен на 10 глав. Акты процессуального законодательства сосредоточились в главе 2 «О судных и розыскных принад­лежащих до юстиции делах.

Но подготовка собраний текущего законодательства не могла за­менить собой кодификацию. На данную ситуацию мало повлияло и издание таких кодек­сов, как «Краткое изображение процесов...» 1712 г. и Воин­ский артикул 1714 г., которые применялись в первой четверти XVIII в. лишь в военных судах.

В окончательном виде новая концепция сложилась у Петра I, по всей очевидности, в 1717 г. Веро­ятно, на стыке 1717 и 1718 гг. царь возложил кодификацион­ные работы Юстиц-коллегию. Осуще­ствить синтез норм Уложения 1649 г., текущего российского законодательства и шведских кодексов.

18 апреля 1719 г. подготовленные в Юстиц-коллегии законопроектные материалы были затребованы в Правитель­ствующий Сенат.(поступил 2 июня)

9 декабря 1719 г. указ о заслушивании подготовленного проекта в Сенате начиная с 7 января 1720 г. - завершить обсуждение к концу октября 1720 г. Но сроки оказались неисполнимыми. Разработанный законопроект был далек от совер­шенства, и отправлен на доработку обратно. Поскольку Юстиц-коллегия была не в силах, то в 1720 г. при Сенате учреждалась особая ко­дификационная комиссия в составе сменного сенатора, 9 руководящих должностных лиц центральных и местных органов власти, а также двух секретарей. Это уложенная комиссия - УК

УК 1720— 1727 гг.имела нестабиль­ный состав.

Святейший Синод в составе комиссии в 1722—1724 гг. представлял архимандрит Гавриил. В 1722—1724 гг. принимал участие асессор Юстиц-коллегии Э. Кромпейн. Члены УК 1720—1727 гг. не освобождались от испол­нения обязанностей по основному месту службы.

Первоначально работа УК сводилась к параллельному обсуждению норм Уложения 1649 г. и шведского Уложения Кристофера 1442 г.

На заседании 7 декабря 1722 г. Уложенная комиссия дала на рассмотрение Сената структуру законопроек­та, состоявшую из трехкниг: «О земском суде»,«О криминалных делах»,«О делах гражданских». ЭтоБыло одо­брено Правительствующим Сенатом.

В 1723 г. композиция изменена - пятькниг. «О су­дебном процесе»— должна была содержать процессуальные и судоустройственные нормы.

5 августа 1723 г. УК определила разделить законо­проект на две части и шестькниг. Состоявшая из двух книг первая часть проек­та Уложения всецело посвящалась судоустройству, а также гражданскому и уголовному судопроизводству. Подготовка нового Уложения затянулась. Император указал обнародовать закон «О форме суда», оформить в качестве отдельного законодательного акта «Экспликацию» о государственных преступлениях. К моменту кончины первого российского императора проект Уложения так и не поступил к нему на утверждение.

Последнее заседание УК 20 октября 1724 г. Дальнейшая обработка законопроекта велась исключительно служащими канцелярии После смерти Петра I Сенат пытался возобновить работу УК.

1725 г. указ Сената об остановке подготовке нового Уложения.

10 сентября 1726 г. А. С. Сверч­ков от имени уже не функционировавшей УК представил завершенный проект нового Уложения на обсуждение Сената в 1726г. Из четырех книг, 120глав и 2113статей («артикулов»).В первых двух книгах регулировались организация суда и различные процессуальные процедуры. Но он не был рассмотрен.

Кодификаторы 1720—1727 гг. выполнили поручение законодателя подготовить синтез-е уложение. Шаедские источник 32%статей проекта Уложения 1723—1726 гг. Источниками 30%статей проекта послужили нормы россий­ского законодательства первой четверти XVIII в., источника­ми 15%статей — нормы Уложения 1649 г.

Но не будучи обсужден Се­натом законопроект не вступил в силу. Преемники Петра I отказались от страте­гической установки на построение в России «регулярного» государства и ис­пользования законодательстве шведских образцов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.