Сделай Сам Свою Работу на 5

Реорганизация суда и прокуратуры по реформе 1775 года.





До XVIII в. уголовное и гражданское судопроизводство не было разграничено. Теперь не только разграничиваются эти отрасли процессуального права, но и создаются специальные самостоятельные судебные палаты для рассмотрения уголовных и гражданских дел. Они — не единственные судебные органы в губернии. Кроме них существуют сословные суды, общие для рассмотрения и уголовных и гражданских дел.

Согласно Учреждениям, губернские судебные органы представляют собой коллегии, более громоздкие, чем надворные суды. В отличие от надворных судов штаты губернских судебных органов стандартные

Палата уголовного суда — орган, тесно связанный с высшим органом отраслевого управления — Юстиц-коллегией, местный отдел этого ведомства. Ведает должностными преступлениями касающимися в большой степени господ. класса. Суд второй инстанции по наиболее тяжким преступлениям в качестве ревизионно-решающей. Орган коллегиальный.

Палата гражданского суда рассматривается как местный орган сразу двух коллегий. Это вызвано тем, что среди гр. дел важнейшее место занимали земельные споры. Ревизионный орган, но о его подсудности глава не говорит.



Казенная палата - возглавлялись вице-губернатором. Местный орган двух финансовых коллегий. Камер-коллегия-гос. доходами, а Ревизион-коллегия-финансовый контроль. В 1781г. упразднены.

Верхний земский суд — сословный дворянский орган. В отличие от палаты уг. и гр. суда здесь члены суда выборные. Имеет невыборных председателей, которые могут быть и не местными дворянами. В отличие от судебных палат верхний земский суд занимается и уголовными и гражданскими делами, хотя подразделяется на два департамента. Территориальное разграничение подсудности верхних земских судов. Подсудность определяется по подсудимому или ответчику. Является второй инстанцией. Верхний земский суд заседает сессионно. При этом летняя сессия краткая. Перерывы между сессиями приходятся на время полевых работ: надо ведь помнить, что у дворян есть поместья. Очередность рассмотрения дел определяется не временем их поступления в суд, а значением дела, вернее — его характером, причем критерии сложны и разнообразны, что позволяет судьям приближать или отодвигать рассмотрение. Упразднен в 1796 году.



Уездный суд- Суд выборный, притом не только заседатели, но и председатель суда. Выборы д.б. дополнены санкцией губернатора. Это относится не только к председателю суда, но и к заседателям. Избиратели — исключительно дворяне. В отличие от вышестоящих судов уездный суд, занимаясь и уголовными и гражданскими делами, не разделяется даже на отдельные коллегии. является нижней инстанцией в системе дворянских сословных судебных органов.

Нижний земский суд — не суд, а административный, в первую очередь полицейский, орган. Орган коллегиальный и выборный. Структура и порядок выборов четко определены законом. Руководит всем уездом, всеми подданными, без различия сословий. Но сам он по порядку образования и составу преимущественно дворянский, успешно осуществляющий диктатуру дворянства в уезде. Может действовать по собственной инициативе, по заявлению заинтересованных лиц или по указанию вышестоящих органов. Как коллегиальный орган просуществовал до 1889 года

Фигура уездного казначея оригинальна. Он не сборщик доходов, а лишь их хранитель и счетовод. В более поздние времена финансовым органом в уезде стало уездное казначейство.

Функции исправника — преимущественно полицейские. В неразрывной связи с деятельностью нижнего земского суда. Говоря об этих обязанностях, закон на первое место ставит, естественно, обязанности перед короной, а уж потом — заботу о населении. Функции городничего аналогичны функциям исправника Но городничий, в отличие от исправника и др. членов нижнего земского суда, не избирается, а назначается.



Магистраты. Состав: для больших городов 3—4 бургомистра, 2 ратмана. Число ратманов в средних и мелких городах определялось величиной города и твердо не указывалось, д.б. ограничиваться тремя-четырьмя. Выступая в качестве судебного органа, магистрат, подобно уездному суду, сам дело возбуждать не может. Соподчинения магистратов губернских городов и нижестоящих не предусматривалось. Губернский магистрат становится второй инстанцией для магистратов городовых-магистраты уездных городов. Такие лица получают лишь некоторые привилегии внутри своего сословия. Порядок обжалования дел в Главный магистрат аналогичен тому, что установлен для уездного суда и верхнего земского суда.

Городовой сиротский суд — орган, аналогичный дворянской опеке. Разница в сословной принадлежности опекаемых. Возглавляется городским головой. Как и предводитель дворянства, он не получает жалованья. Порядок функционирования сиротского суда и опекунов также сходен с порядком, предусмотренным для дворянской опеки, особенности здесь чисто сословные.

Губернский магистрат по своему положению, структуре и порядку функционирования аналогичен верхнему земскому суду с той только разницей, что он ведает делами городского населения. Верхней инстанцией для городовых магистратов был Главный магистрат и надворные суды. Губернский магистрат, в отличие от Главного, орган почти исключительно судебный. Компетенция губернского магистрата, ее разграничение с компетенцией городовых магистратов четко определены.

Нижняя расправа-функции аналогичны функциям других сословных судов первой инстанции — уездного суда и городового магистрата. Подсудность: разнообразные категории крестьян (нет помещичьих — они подсудны по праву вотчинной юстиции своему господину). Сословность подбора кадров отсутствует. Судьями могут быть и дворяне.

В отличие от дворянских и городских судов количество нижних расправ определяется в зависимости от количества населения. Если в Уезде нет или слишком мало невладельческих крестьян, нижняя расправа может вообще не создаваться.

Верхняя расправа: Структура, компетенция, порядок деятельности, место верхней расправы тождественны статусу других сословных судов второго звена, т. е. верхнего земского суда и губернского магистрата.

Приказ общественного призрения .

Первые гос. органы, в компетенцию которых специально входили социально-культурные вопросы. Всесословный. Занимается делами низов каждого из сословий. Возглавляет лично губернатор. Компетенция Приказа широка и разнообразна — от руководства школами до управления карательными органами. Среди обязанностей Приказа большое место занимают дела здравоохранения. Большое внимание Приказы должны были уделять и принудительно-воспитательным учреждениям — работным и смирительным домам. Это единственный орган, деятельность которого материально обеспечена по закону.

Наряду с работными домами Учреждения ввели специфический вид мест лишения свободы — смирительные дома. Содержание в смирительном доме производится за счет лица, поместившего в него заключенного. Поэтому родители или помещики, отдававшие кого-либо в смирительный дом, должны были иметь в виду, что дело это достаточно начетистое.

Совестный суд.

Всесословный орган, сочетающий в себе функции суда по малозначительным делам, третейского суда и даже прокуратуры. Всесословность совестного суда относительна, поскольку дела лиц определенного сословия разбираются коллегией равных ему по сословной принадлежности, при председательстве, однако, всегда коронного судьи-дворянина, имеющего чин 6-го класса. Подсудность колдовство.

О прокурорской и стряпческой должности.

В Учреждениях мы видим уже достаточно стройную систему прокурорских органов от генерал-прокурора до уездных стряпчих. Статья 404 определяет достаточно четко и широко обязанности прокурорских органов.

Прокуратура в России была учреждена при Петре I. Первым законодательным актом о прокуратуре явился именной указ от 12 января 1722 г. «О обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и бергколлегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору...»175. Шесть дней спустя учреждены прокуроры при надворных судах. Губернских прокуроров при Петре создано не было. Прокуратура как специальная система органов, пожалуй, еще отсутствовала. В Учреждениях мы видим уже достаточно стройную систему прокурорских органов от генерал-прокурора до уездных стряпчих.

Статья 404 определяет достаточно четко и широко обязанности прокурорских органов, чего в петровском законодательстве "е было.

Губернский прокурор находится в двойном подчинении — Губернским властям и генерал-прокурору. По Табели о рангах он числится в шестом классе, как и советники губернского правления, т. е. на два класса ниже губернатора.

В рамках реформы:

-ликвидация провинции

-местное самоуправление становилось двухуровневым – уезд и губерния.

-формирование проходило по статистическому принципу(губерния – 300 тыс – 400 тыс, уезд 20-30 тыс человек)

В основном новыми губерниями стали бывшие провинции(45 шт)

Во главе губернии предполагался наместник или генерал-губернатор

В губернское правление входили:

-губернатор

-2 советника от Сената

-канцелярия

состав губернских правлений расширился преимущественно за счет введения в него должностных лиц, ведающих специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский инженер и др.).

Губернское правление как орган административный все же тесно связано с судопроизводством. Отделенность суда от администрации и здесь неполная. генерал-губернатор — не судья. Однако: он должен бороться с судебной волокитой, вправе приостановить исполнение судебного решения.

Нижний земский суд возглавлял:

-земский исправник = капитан исправник

-2 судебных заседателя(выбирались дворянами уезда на 3 года

Городничий – глава городской администрации.

Казенная палата:

-руководитель – директор эконом…..(назначался Сенатом)

-советник

-2 асессора

-губернский казначей

Приказ общ. презрения:

-заседали по 2 заседателя от каждого губернского сословного суда.

Приказ отвечал за:

-народное образование

-здравоохранение

-органы соц. защиты

-работные и смирительные дома

Судоустройство

Уездный суд – суд 1-го звена для дворян

-уездный судья

-2 заседателя(выбирались дворянами)

Дворянская опека – управление поместьями без хозяина

-уездный суд

-уездный предводитель дворянства.

Высший земский суд:

-департамент уголовных дел

-департамент гражданских дел

- 2 председателя(назначались императором)

-выборные заседатели

Городовой магистрат

-2 бургомистра

-4 ратмистровых

Словесный суд

-словесный судья(избирался на один год)

Губернский магистрат

-2 председателя

- 6 выборных

Нижняя расправа

-расправный судья(назначался губернатором)

-8 заседателей

Верхняя расправа

-2 председателя

-10 заседателей

-2 департамента

Палаты

-председатель

-2 асессора

-2 советника

Совестный суд

-совестный судья

-6 выборных заседателей от сословий.

Направления деятельности:

-принимал жалобы на незаконное содержание под стражей(больше 3-х дней без обвинения)

-дела о колдовстве

-о преступлениях несовершеннолетних и душевно больных

-третейский суд.

Несмотря на целенаправленное стремление Екатерины Второй отделить административные органы от судебных, губернатор оставался важным лицом в судебной системе.

В таком виде система промуществовала недолго.

Контрреформа была проведена 31 декабря 1796 года, были введены новые губернские штаты.

В 1796 – было ликвидировано всё звено губернских судов, нижняя расправа, совестный суд, объединены 2 палаты в палату суда и расправы.

Проведение 3-й губернской реформы привело к полной ликвидации коллежской системы.

В конце 1770-х-1780-х большая часть коллегий была ликвидирована

Сохранились 3 коллегии:

-военная

-адмиралтейская

-иностранных дел

Были восстановлены уже при Александре Первом

-совестные суды

-1808- в палату 2 выборных от города.

К судьям не было никаких квалификационных требований. Вплоть до 1864 главными в судах были главы канцелярий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.