Сделай Сам Свою Работу на 5

Универсальные и национально-специфические черты языковых систем





Существующие и существовавшие конкретные естественные языки (их предположительно от 2,5 до 5 тыс.) - это многочисленные реализации свойств Я. вообще. Число языков варьирует в зависимости от различий, проводимых между самостоятельными языками и их диалектами. Общность языка составляет одну из черт, определяющих единство нации и этнических групп. В конкретных («этнических») языках выделяются универсальные и национально-специфические признаки. К числу универсальных относятся те свойства Я., к-рые соответствуют общечеловеческим формам мышления и нормам коммуникативной деятельности. Универсальны и те признаки, к-рые позволяют Я. осуществлять его назначение (наличие различительных элементов формы и значения, дискретность). Эти признаки необходимо (хотя и в разной пропорции) входят в число принципов моделирования языка, определяющих структуру его грамматик. К числу национально-специфических относятся особенности звукового состава, способы организации и выражения значимых единиц. Близость материального инвентаря, обусловленная общностью происхождения, объединяет языки в генетические группы или семьи. Совпадение структурных черт объединяет языки в типы (ср. флективные, агглютинативные, инкорпорирующие и др.). Структурная и материальная общность, возникшая в результате контактов языков, сосуществующих в одном ареале, объединяет языки в языковые союзы. азличаются две формы существования Я., соответствующие понятиям «Я.» (код, система знаков) и «речь» (речевая деятельность, текст, дискурс) (см. Речь). И в качестве кода, и в своей речевой реализации Я. обладает лишь ему свойственными чертами, делающими его уникальным - многоплановым, полифункциональным и противоречивым - феноменом.



 

 

Социолингвистика.

Социолингви́стика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. редметом социологической лингвистики является широкий круг вопросов: язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами, типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия и т. п.



Предметом социологической лингвистики является широкий круг вопросов: язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка, взаимосвязи между языковыми и социальными структурами, типология языковых ситуаций, определяемых социальными факторами, социальные аспекты многоязычия и т. п.

Метод социолингвистики представляет собой синтез методов и приёмов, применяемых в лингвистике и социологии, таких как фиксирование и анализ социально-обусловленных речевых актов, моделирование социально-детерминированной речевой деятельности с помощью социолингвистических правил, анкетирования, интервьюирования, социологических экспериментов и обработки их результатов с помощью аппарата математической статистики, т. п.

Многокачественная природа языка.

Количественный спектр функций языка и речи и характер их взаимосвязи пока не определен. Г.В. Колшанский выделяет лишь одну функцию - коммуникативную, включающую в себя все возможные виды использования языка в человеческом обществе. По мнению, С.Д. Кацнельсон основными функциями языка являются номинативная, основанная на репрезентативной функции словесного знака, и синтаксическая (сочинительно-оранжирующая). Другие ученые выделяют свыше десяти функций: коммуникативную, мыслеформирующую, когнитивную, номинативную, эмотивную, экспрессивную, поэтическую, метаязыковую, прагматическую, фатическую (контактоустанавливающую), дейктическую (указательную) и др. Список остается открытым. Он подвергается аргументированной критике: эти функции не являются однопорядковыми; некоторые из них рассматриваются как разновидности основных – коммуникативной и мыслеформирующей.



природа языка, его эволюционные и функциональные механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек, специфическим видом деятельности которого язык является. Поэтому сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе познания речевого онтогенеза человека, при использовании данных генетики, психофизиологии, нейропсихологии и т.п.

В центре обсуждения оказывается гипотеза Н. Хомского о врожденности «глубинной грамматической структуры» как специфического устройства человеческого разума, служащего механизмом овладения конкретным языком. Врожденную языковую способность он сравнивает с врожденностью зрительной системы. «Биологические основания» такого понимания находят в анатомии и функционировании человеческого мозга. Язык в этом случае предстает как средство выражения познавательных функций мозга, таких, как категоризация (обобщающие объединения однородных явлений в классы или разряды) и переработка информации, поступающей извне.

Мышление и язык возникли в результате единого эволюционного процесса, Звуковой язык появился вместе с возникновением человека. Он формировался на основе уже имевшихся голосового и слухового аппаратов. В процессе эволюции человека звуковые сигналы превращались в сложнейшую систему символов, знаков, наиболее совершенными из которых являются языковые знаки. Очевидно, изначально эти знаки имели прямые связи с предметами окружающего мира. Огромное значение в жизни языка имеют психические законы и прежде всего законы ассоциации и аналогии. Они проявляются в семантике языка, в сфере фонологии, лексикологии, фразеологии, словообразования, грамматики и т.д. И, наконец, сущность языка определяется его внутренними законами, которые обнаруживаются в различного рода изменениях (фонетических, морфологических и д.), а также в особенностях его употребления.

Язык как ситсемма знаков

Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающ. в качестве объективного заместителя другого предмета, св-ва или отношения, используемый для приобретения, хранения и переработки, передачи сообщения (инф-и, знания).Это овеществлённый носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением.Знак всегда указывает на то, что имеет другую природу.

Яз.знак - звуковой комплекс, единство означающего и означаемого, кот. выступает заместителем определённого свойства, состояния и др. для нашего сознания. Состав яз.знака - звуки человеческой речи.

Знаковость звуков речи - их функция, а не свойство.

Объект, за кот. закрепляется знак - денотат. Может иметь: материальную (мел, молоко, гвоздь) и идеальную (любовь, ум, счастье) природу.

Связь м/у денотатом и Яз.знаком существует в сознании. Связь одинакова в сознании всех говорящих на данном языке.

Яз.знак связан с той/иной идеальной структурой сознания (=когнитивной стр-рой), и ч/з неё - связывается с реальным предметом.

Структура Яз.Знака:

1. Означающее - план выражения

2.Означаемое - план содержания

Несколько теорий о структуре яз.знака: билатеральная (выше) и унилатеральная (меньше сторонников; в знаке не м.б. плана содержания, значение надо выводить за пределы знака, т.к. в означаемом есть часть того, что есть в природе, а таким свойство знак обладать не может).

Свойства яз.знака:

1. Произвольность - мотивированность.

Обычно эту поблеу рассм. в 3х плоскостях.

1) Знак-вещь (образ вещи). По-отнош. к именно вещи связь явл-ся условной, т.к. по природе они не связаны. Не некоторая часть в эту форму не вписывается: звукоподражания.

2) Знак=означаемое+означающее (2единство). Долгое время счит., что эта связь тоже условная. Потом: при внимат. изучении этих явлений решили, что связь м/у ними мотивированна. (Означаемое - нужно смотреть, к какой кат. вещей относится).

3)Знак1 - Знак2 - отношения м/у знаками всегда мотивированны.

2. Ассиметричный дуализм. (= непаралельность означаемого и означающего, автономность их развития)

Этот принцип выделил Карцевский в нач.20в. и придумал термин. Принцип проявляется:

- означающее и означаемое имеют разный принцип организации. Означающее организовано линейно, дискретно; означаемое - по принц. кумулятивности, накопительности; это совокуп. частиц значений (= семы)

- Один экспонент м.б. связан с неск. означаемыми и наоборот. - синонимия.

- ве стороны знака развиваются и изменяются автономно

3. Системность. Знак явл-ся знаком только в системе.

Лингвокультурология.

Культуру принято подразделять на духовную (семантическую), материальную и физическую. К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которыми владеет общество. К материальной культуре относится совокупность объектов, образующих искусственную среду жизнедеятельности общества, - здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья.К физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность.

Факт культуры содержателен - он означает и выражает некую идею, которая выходит за пределы его физического устройства. Принято говорить, что он обладает значимостью или ценностью в отношении к своему назначению в деятельности человека и несет некий смысл. Поэтому факты культуры принято рассматривать как знаки, или сообщения, а саму культуру - как семиотическую систему. Действительно, понимание любого факта культуры возможно только в смысловом отношении к другим подобным фактам.

В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

Вслед за языком в основании культуры находятся следующие семиотические системы, без которых не может функционировать человеческое общество: общие знаковые системы - средства счета, обряды, игры; музыка, танец, изображения и орнамент. Общепринятого определения, единого мнения относительно статуса, предмета и методов лингвокультурологии нет. Теоретико-методологическая база этой дисциплины на настоящий момент находится на стадии становления. Общепринятым является определение лингвокультурологического исследования как изучения языка в неразрывной связи с культурой. Этнолингвистика (от греч. έθνος — народ, племя), лингвистическая антропология — область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.