Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые наиболее важные архетипы.





Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.



В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.



Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни.

Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению души к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души – сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.



 

Часть 2. Архетипы коллективного бессознательного и Арканы Таро.

 

Экзотерическая справка.

Согласно легенде, карты Таро пришли в Европу из Египта. Традиционная колода состоит из 78 карт – Арканов (от лат. «таинство»). 22 Старших Аркана – это отправные точки восприятия мира, 16 фигурных Аркана – психотипы социального поведения, 40 номерных Арканов – ситуационные. Здесь речь пойдет о Старших Арканах.

«Подумай, насколько волна предвиденья предсказывает
грядущее и насколько пророк лепит будущее в соответствии
с пророчеством? Видит ли пророк будущее или же на самом
деле он просто видит слабое место, дефект, щель в будущем,
которое можно расширить, разбить словом или решением,
как резчик алмазов разбивает драгоценный камень ударом ножа?»

Фрэнк Херберт «Дюна»

Эту главу стоит начать с того, что заявленная тема глубоко и подробно исследована западными школами арканалогии. Замечательные труды Hamaker-ZondagK. Tarotasawayoflife: aJngianapproachtothetarot (голландская школа), NikolsS. JungandTarot: anarchetypaljourney(американская школа) и многие другие не переведены полностью на русский язык, а поскольку языковой барьер является существенным для автора данной работы, то я разрешаю себе изложить собственные взгляды по этому вопросу, не опираясь на авторитетные образцы.

Психологический подход к картам Таро базируется на двух принципах. Во-первых, Таро, как и любая другая мантическая система (будь то руны, И-цзин или гадание на бобах), действует по принципу синхронии. Синхрония, согласно Юнгу, - одновременное наступление событий психического и реального плана, резонанс между психикой и внешним миром, т.е., в работе с Таро, как бы случайное стечение обстоятельств, когда нужная информация приходит сама собой. Исследуя синхронию, Юнг убедился, что она не зависит от расстояния, и что временная последовательность в ней может меняться на обратную (может появиться как «предчувствие» событий, так и «послечувствие»). Наши нидерландские коллеги отмечают, «Таро – это книга, состоящая из разрозненных листов, что очень важно. В переплетенной книге порядок листов фиксирован. В колоде Таро этот порядок каждый раз разный, потому что карты перемешиваются. Нефиксированный порядок позволяет Арканом Таро постоянно быть в резонансе с мирозданием. (…) Каждый раз, когда колоду мешают и снимают, последовательность карт в ней синхронизируется с существующей ситуацией. (…) Каждый раз, когда мы обращаемся к колоде Таро, она синхронизируется с тем психическим состоянием, в котором находится вопрошающий, «отражая» его».

Правды ради следует добавить, что, несмотря на широкие обсуждения вопроса о возможности определения закономерности синхронических событий, которая сделала бы их предсказуемыми, такую закономерность не вывели, и Юнг пришел к выводу о невозможности такого прогнозирования.

Второй принцип говорит о синонимичности понятий Аркана и архетипа. И т.к. Таро состоит из Арканов, а коллективное бессознательное из архетипов, то отсюда следует, что система Таро эквивалентна коллективному бессознательному, колода Таро является его символическим отображением в рисунках. Перефразируя Юнга, можно сказать, что «если в жизни нечто случится, что соответствует архетипу, то он активизируется», и вопрошающий выберет из колоды карт соответствующие Арканы.

В этой работе я остановлюсь на тех Арканах, значения которых можно сравнить с понятиями Юнга о персоне и тени, аниме и анимусе, самости. Хотя такое сравнение – порой неоднозначное и противоречивое – не дает мне оснований жестко соотнести между собой психологические воззрения Юнга и систему Таро, отождествить одно с другим.

Персона и тень в Таро.

С понятием персоны, публичного лица более всех связан, на мой взгляд, Аркан Мага. Основное его значение – активная позиция, использование доступных ему инструментов (ролей, черт характера, свойств личности) адекватно возникающим жизненным ситуациям. Ключевые слова здесь – личность, самооценка, ментальное программирование своих действий. Также Маг – это познание себя и мира, как логический переход от известного к неизвестному; и это творчество, как генерирование идей без стеснения рамками реальности и чувством ответственности.

С образом Мага связан Аркан Шута, о котором подробнее речь пойдет далее. Здесь только скажу, что Шут находится в единстве с миром, а Маг – тоже фокусник и трюкач – отделяется от мира своим «Я», делит пространство на «Я» и «Ты», на «мое» и «чужое». Отсюда, на мой взгляд, его желание самовыражаться, искать себя, реализовывать себя в мире. Таков путь эволюции, путь личностного роста.

Обратной стороной Мага является Аркан Дьявола. У них одна общая способность к манипуляции, к воздействию. Только у Дьявола она социально не приемлема, аморальна, связана с сексом, агрессией, властолюбием. В тени Дьявола персона Мага находит оправдания своей несвободе, зависимости от влияния обстоятельств, других людей, собственных слабостей. И так же как юнговское понятие тени, Аркан Дьявола отвечает за магнетизм, огромный потенциал жизненной энергии, творчество.

Анима и анимус в Таро.

С понятиями анимы и анимуса в Таро я связываю Мага и Жрицу. Маг отвечает за созидание, инициативу, активность, сознание; Жрица – за принятие, восприимчивость, пассивность, интуицию. Они представляют собой две части человеческой души – мужскую и женскую, а так же небесных Прародителей. На мой взгляд, Аркан Мага сочетает два архетипа – персоны и анимуса. Предположу, что в более ранних вариантах трактовки карт Таро значение персоны брал на себя Шут, который символизировал набор масок и ролей, вводящих в заблуждение. Со временем толкование карты Шута существенно изменилось, и это внесло путаницу в современную теорию Арканов.

В Таро существует еще одна пара Арканов. Это Император и Императрица. Император олицетворяет власть, контроль, порядок, долг, защиту, цивилизацию; а Императрица – красоту, прирост, креативность, любовь, заботу, природу. Это образы отца и матери. Любопытно, что Юнг говорит о «мотиве двух матерей», который в разных вариантах встречается в мифологии и религии: «Я мог бы в качестве примера упомянуть мотив двойного происхождения, т.е. мотив происхождения от человека и от божественных родителей». Такова история Геракла, «дважды рожденного» фараона в Древнем Египте, Христа и христиан, второй раз рождающихся при крещении. Этот мотив я вижу и в картах Таро, в Арканах Мага и Жрицы, Императора и Императрицы.

 

Самость в Таро.

Мнения известных мне исследователей Таро сходятся на том, что с архетипом самости связан Аркан Шута. В современном Таро это нулевой Аркан, он же открывает колоду. Шут – это зарождение космоса и человека, первичный хаос, начало всех начал. Изображенный на рисунке юноша поет песни, и каждая последующая карта – одна из песен Шута. В этом смысле Таро – колода одного Аркана. Юнг считал, что среди различных архетипов существует один, который содержит в себе все остальные и ими управляет; это архетип самости. (…) То, что мы научно называем случаем, есть действие Бога или одного из богов. Действительно, Шут в Таро – Бог-случай, руководящая сила души, ее цельная и первозданная часть, сочетание спонтанности и мудрости, безумия и гениальности.

Однако если рассматривать развитие самости как главную цель человеческой жизни, то в Таро этому качеству соответствует Аркан Мира. Я уже упомянула, что нулевой Аркан Шута открывает колоду; первый Аркан Мага связан с самопознанием личности («Я есть…»); в последнем – 21-ом – Аркане «Мир» происходит самореализация, круг Таро замыкается («Познать себя – значит понять, что я не могу быть никем, кроме себя»). В Аркане Мира душа обретает целостность, утраченную в начале пути. Реализуясь, выполняя свое предназначение, она восстанавливает единую картину мира.

В этом примере взаимосвязи Арканов я вижу иллюстрацию к идее Марии-Луизы фон Франц о том, что все архетипы влияют друг на друга (…), поэтому вполне целесообразно использовать идею поля применительно к коллективному бессознательному. Тогда можно сказать, что бессознательное – это поле, в котором активизированные точки являются архетипами, между которыми можно установить взаимосвязь. Структура этого поля – не случайный паттерн архетипов, они объединены и упорядочены самостью.

На Аркане «Мир» изображена мандала. В своей работе по синхронии Юнг говорил о неизбежном существовании единой реальности для физической и психической областей. Он назвал ее unusmundus – единый мир. Юнг считал, что внутренним психическим эквивалентом единого мира является мандала.

Этот же символ есть на другом Аркане – «Колесо Фортуны». Его значение – вмешательство судьбы, умение чувствовать качество момента, оказаться в нужном месте и в нужное время, т.е. быть здесь и сейчас, в центре колеса, в отверстии покоя, в точке «нигде». Мария-Луиза фон Франц пишет об этом: «Можно себе представить, что коллективное бессознательное является вечным порядком, а личное бессознательное и личное сознание ограничены временем, а связь между ними осуществляется через указанное отверстие. Юнг интерпретирует это окно как опыт Самости. Он говорит, что опыт Самости обещает спасение, возможность освободится от власти тенденциозного образа мироздания.

Дело в том, что действительность реальна настолько, насколько мы ее осознаем. Следовательно, именно сознание показывает нам образ реальности, в которой мы перемещаемся во времени; реальность – тюрьма. Отверстие, олицетворяющее опыт Самости, пробивает брешь в тюремной стене осознанной реальности и тем самым освобождает нас от власти односторонней концепции. (…) Если человек, лишенный иллюзий, погружается в себя, он подходит к центральному отверстию, в котором происходит созидание».

 

Вместо заключения.

«Когда засыпаешь, мысли, как ручные рыбы, сами просятся в руки. Но в этот момент трудно бывает всплыть и вытащить добычу на берег».

И. Юганов «Телеги и гномы»

 

«Человеческие жизни, как крупинки соли, падают в разогретую кастрюлю неподвижного времени, с тем, что бы когда-нибудь в уже остывшей и перенасыщенной солью вечности вернуться к прежнему состоянию в виде единого кристалла».

И. Юганов «Телеги и гномы»


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.