Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторические типы социальной структуры.





Виды и функции социальных институтов.

Функции: 1.Объединение людей для удовлетворения потребностей 2.Установить упорядоченные , устойчивые соц взаимоотношения внутри этого института 3.Не допускать поверхностные и неорганизованные связи, возникающие м\у людьми и их группами.

Типы основных социальных институтов и их функции:

1) семья – вступление в брак, образование совместного быта, планирование, рождение и воспитание детей;

2) религия – богопочитание, исповедание и распространение религиозных убеждений;

3) право – социальный контроль за поведением людей;

4) политика – государственное регулирование внутренних и внешних общественных отношений;

5) экономика – процесс создания, распределения, обмена и потребления различной продукции, работ и услуг;

6) образование – систематизация определенного объема знаний, а также их передача;

7) здравоохранение – лечение и профилактика заболеваний;

8) армия – защита от врагов.

Основные социальные институты имеют свою внутреннюю структуру, состоящую из частных социальных институтов. Например, правовой институт включает в себя институт адвокатуры, присяжных и др.



Функции социальных институтов подразделяются на явные (заранее запланированные, оформленные в специальных законах, например функции социального института образования закреплены в законе об образовании и др.) и латентные (непреднамеренные, например образование, помимо своей основной образовательной функции, выполняет функцию политической социализации, т. е. помогает новому поколению усвоить принятые в обществе политические ценности, нормы, убеждения).

Виды социальных групп.

1. По кол-ву индивидов.
большие и малые группы
Малые: от 2 до 40 чел. Исходными формами малых групп являются диады и триады. Признаки малых групп: взаимное знакомство, непосредственные устойчивые связи между членами группы, признаан е соц. Норм и ценностпй..
Большие: от 50 чел. Опосредованные связи, значительная дистанция между членами группы, могут быть не знакомы.
2. По типу солидарности членов группы
? Формальные
? Неформальные
формальные: организуются с определ?нной целью и выполняют определ?нные функции в рамках решения той или иной социальн. Задач. После завершения апекращают свою деятельность, члены группы могут перестать взаимодействовать, группа осуществляет свою деятельность по нормам и правилам, одобренными социальными институтами.
Неформальные: имеют систему не только социальных но и личных связей отношений. Социальное взаимодействие не определяются формами институтов. Врамках группы реализуются личные интересы, определяемые их склонностями и личностными качествами.
3. По способу вхождения в группу.
Членские группы. Человек сначала попадает, потом осозна?т себя членом.
Добровольные группы.
Смешанные группы (например религиозные)
4. По степени открытости.
Эклюзивные - доступ новых членов не возможен.
С ограничениями (например монастырь)
Инклюзивные - нет препятствий для вхождения в группу.
5. По харакреру членства в группе.
Первичные - доверительность и непосредственный контакт меж членами группы, малые группы. Определяют самооценку индивида, являются важнейшим средством соц. Контроля и социализации индивида. Эти группы способствуют снятию стресса и напряженности индивида.
Вторичные - большие. Направлены на реализацию социально значимых интересов и задач. Социальные связи опосредованны социальными организациями или институтами.
6. Референтная. (группа отнесения) группа реальная или воображаемая, которая служит для индивида образцом, эталоном, с которымм он сравнивает свои действия и оценивает их.
Может быть позитивной (социально-одобряемой) или негативной.



Виды и агенты социализации.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты – представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.



Г

Глобализация и ее последствия.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

И

Исторические типы социальной структуры.

Исторически первой концепцией социальной структуры было марксистское учение, в соответствии с которым основным элементом социальной структуры являются классы, различающиеся по отношению к средствам производства. Именно отношения к средствам производства, т.е. отношения собственности, с позиций марксизма определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные).Все классы марксизм делит на основные и неосновные. Основные - это классы, которые обусловлены господствующим способом производства. Неосновные классы - это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации

Интервью как метод социологического исследования.

Достаточно распространенным методом социологического исследования является интервью. При интервьюировании контакт между интервьюером и респондентом осуществляется непосредственно, «с глазу на глаз». При этом интервьюер сам задает вопросы, направляет беседу с каждым отдельным респондентом, фиксирует получаемые ответы. Это более затратный по времени, по сравнению с анкетированием, метод опроса, имеющий, кроме того, целый ряд проблем. В частности, ограничение сферы применения в связи с невозможностью соблюсти анонимность, возможность влияния интервьюера на качество и содержание ответов («эффект интервьюера»). Интервьюирование применяется, как правило, в целях пробного (пилотажного) исследования, для изучения общественного мнения по какой-либо проблеме, для опроса экспертов. Интервью может проводиться по месту работы, по месту жительства, а также по телефону.

В зависимости от методики и техники проведения различают стандартизированное, нестандартизированное и фокусированное интервью. Стандартизированное (формализованное) интервью представляет собой методику, при которой общение интервьюера и респондента строго регламентировано заранее разработанными вопросниками и инструкцией. Интервьюер должен придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью имеет целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Специфика данного интервью заключается в том, что респондент заранее знакомится с предметом беседы, готовится к ней, изучая рекомендованную ему литературу. Интервьюер же заранее готовит перечень вопросов, которые он может задать в свободной последовательности, но на каждый вопрос он должен обязательно получить ответ. Нестандартизированное (свободное) интервью представляет собой методику, при которой определяется заранее только тема беседы, вокруг которой ведется свободный разговор между интервьюером и респондентом. Направленность, логическая структура и последовательность беседы зависит исключительно от того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения.

К

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.