Классификация и виды а-п норм.
Тема 2. А-П нормы и отношения
Понятие, особенности и структура А-П норм.
· Правовая норма – общеобязательное государственное предписание (правило, норма) постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся, как правило, на персонально не определенный круг его исполнителей.
· А-П норма– это разновидность правовых норм вообще. Они представляют собой установленное государством правило поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения, составляющие предмет АП.
· Административно-правовая норма — установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими[1].
Ø Особенности А-П норм.
Особенности А-П норм определяются, прежде всего, предметом и методом
А-П регулирования:
1) А-П норма предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих главным образом в связи с формированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления;
2) Нормами АП прежде всего устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношения между ними с учетом того, что одна из их сторон обладает юридически властными полномочиями.
3) Большинство А-П норм являются императивными, содержащими обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных ими границах.
Ø Императивность может выражаться:
a) в прямом предписании, обязывающем субъекта правоотношения поступить определенным образом;
b) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;
c) в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, однако в пределах, определенных нормой (такую норму еще называют диспозитивно-разрешительной, реализуемой только субъектами, на которых распространяется ее действие).
4) Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона[2].
Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно источниками административного права и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.
Однако, несмотря на это, нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права. И это естественно, поскольку сущность административно-правового регулирования заключается в обеспечении непосредственного государственного управления, как посредством регламентации самого процесса государственного управления, так и посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов.
Детализация режима невозможна на уровне законодателя, поскольку требует профессионального участия управленцев и других специалистов в той или иной области регулирования. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.
Ø Структура А-П норм.
Структура А-П норм
1) предназначенных для регулирования нормальныхуправленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции;
2) устанавливающих ответственность по АП состоит из диспозиции и санкции.
Особенности элементов структуры А-П нормы.
§ Гипотеза – элемент А-П нормы, выражающий условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой.
Гипотеза может быть 1) определенной (конкретной) для данной правовой нормы либо 2) относительно определенной и общей для нескольких норм.
Относительно определенная и общая гипотеза характерна для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц.
§ Диспозиция – само правило поведения, выраженное в правовой норме.
Диспозиция может быть 1) определенной (например, найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел) и 2) относительно определенной (например, при необходимости для получения паспорта предоставляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ).
· Санкция –мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение установленных нормой правил поведения. Санкциями являются меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).
Санкции могут быть: 1) определенными; и 2) относительно определенными.
За нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве, определенном НПА. Например, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» за должностной проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения. Однако за конкретный дисциплинарный проступок к нарушителю может быть применено лишь одно из указанных взысканий.
Классификация и виды а-п норм.
I. В зависимости от юридического назначения:
1) материальные – устанавливают правовое положение участников управленческих отношений;
2) процессуальные – регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами АП (например, порядок рассмотрения жалоб госорганами и их должностными лицами).
II. По юридическому содержанию предписания:
1) обязывающие –предписание субъектам действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).
2) запрещающие –предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещение изъятия у гражданина паспорта, кроме случаев, установленных законодательством).
3) уполномочивающие –предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений госорганов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права).
!!!Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение).
4) стимулирующие –предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности и субъекта в результатах их деятельности (поведения): различные меры поощрения, применения налоговых, тарифных льгот и т.п.
Стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения – административные наказания и дисциплинарные взыскания.
5) рекомендательные –правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.
Являются правовыми, т.к. содержатся в правовом акте компетентного органа.
ü Для граждан их исполнение обычно не является обязательным;
ü Реакция же госорганов, органов местного самоуправления, госслужащих на рекомендательные нормы является обязательной. Однако адресаты рекомендательных норм сами решают вопрос об их исполнении в зависимости от конкретных условий и возможностей: о неисполнении, например, по объективным причинам; о наиболее целесообразном при данных обстоятельствах варианте исполнения.
!!!От рекомендательных норм необходимо отличать рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний, например, рекомендация органам самим урегулировать тот или иной вопрос, установить порядок выполнения того или иного задания.
6) регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства)[3];
III. По характеру диспозиции:
1) Императивные – строго определенные предписания, не могут быть изменены субъектами;
2) Диспозитивные – субъекты могут самостоятельно определять содержание, порядок и условия своего поведения.
IV. По степени общности выражения правила поведения:
1) общие административные нормы;
2) специальные административные нормы.
При коллизии между такими нормами, по общему правилу, должны применяться, специальные административные нормы.
V. По степени полноты изложения правил поведения:
1) определенные;
2) бланкетные – само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам, либо указано, какой госорган или орган местного самоуправления может их установить.
VI. В зависимости от госустройства и административно-территориального деления:
1) нормы общефедерального значения;
2) республиканские субъектов РФ;
3) региональные;
4) местные.
VII. По юридической силе:
1) нормы, содержащиеся в законах;
2) нормы, содержащиеся в подзаконных НПА.
VIII. В зависимости от адресатов:
1) нормы, устанавливающие а-п положение физлиц;
2) … органов госуправления и местного самоуправления;
3) … государственных и муниципальных служащих;
4) … организаций.
IX. С учетом сферы действия:
1) общеобязательные нормы, их действие распространяется на все регулируемые ими отношения;
2) внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.
X. По действию во времени:
1) ограниченные сроком или периодом времени действия;
2) не ограниченные сроком или периодом времени действия.
XI. По целевому назначению:
1) нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе;
2) нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и также направленные на развитие указанных процессов.
Ø По характеру правового воздействия нормы административного права могут быть[4]
1) охранительными, т.е. предусматривать правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п.,
2) а могут быть регулятивными, т.е. регулировать деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.
Реализация и действие а-п норм[5]
Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм:
1) исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах;
2) применение — издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;
3) использование — применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;
4) соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.
[1] Алехин, Кармолицкий, Козлов
[2] Дмитриев, Полянский, Трофимов.
[3] Бахрах, Россинский, Старилов.
[4] Дмитриев, Полянский, Трофимов
[5] Бахрах, Россинский, Старилов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|