Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение представления и его основные характеристики

 

Представление - этопсихический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений:

· Представления памяти - возникают на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

· Представления воображения - формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки - чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и намять, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Характеристики представлений.

1. Наглядность. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом они близки к образам восприятия. Но!!! Перцептивные образы - отражение тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом; представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, чье-то лицо

3. Неустойчивость и непостоянство. Любой вызванный образ, предмет или чей-нибудь образ, исчезает из поля сознания, несмотря на попытки его удержать; приходитсяделать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов - способность к формированию слуховых представлений, у художников - зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.



4. Представления - не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы, что определяет их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (стул вообще, кошка вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Этот обобщенный образ характеризуется тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний (иногда наоборот!).

5. Общие представления - представления, характеризующиеся большой степенью обобщения. Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия; степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна.

6. Представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям. С одной стороны, представления наглядны, и в этом сходны с сенсорными и перцептивными образами, с другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции:

· сигнальную,

· регулирующую,

· настроечную.

1. Сущность сигнальной функциипредставлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, и показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

2. Регулирующая функцияпредставлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

3. Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

 

Виды представлений

В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис. 9.1). Основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Принято выделять следующие виды представлений:

· зрительные,

· слуховые,

· двигательные (кинестетические),

· осязательные,

· обонятельные,

· вкусовые,

· температурные,

· органические.

 

Б.М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

· по их содержанию представления математические, географические, технические, музыкальные и т. д.;

· по степени обобщенности: частные и общие представленияя;

· по степени проявления волевых усилий.

Классификация представлений, оснолванная на ощущениях.

1) Зрительные представления. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Часто в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например: наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета, эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях - бесцветными.

Характер или «качество» представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают - при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. В педагогическом процессе – при изучении литературы для успешного овладения материалом необходимо «включение» воображения, что опирается на зрительные представления.

2) Слуховые представления. Важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления.

Речевые могут подразделяться на несколько подтипов:

· фонетические - представления на слух каких-нибудь слов, несвязанных с определенным голосом (при изучении иностранных языков);

· темброво-интонационные - представлениятембра голоса и характерных особенностей интонации какого-нибудь человека (в работе актера, в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению).

Музыкальные представления:

· представления о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями;

· у большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсут­ствует, знакомый мотив представляется звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках»;

· у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) — известный отечественный психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуальных различий. Б. М. Теплов явился основателем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, в результате реализации которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследованиях уделял значительное внимание изучению проблем психологии искусства.

3) Двигательные представления. По характеру возникновения не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Двигательные представления можно разделить на две группы:

· представления о движении всего тела или отдельных его частей - результат слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки)

· речевые двигательные представления - результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательпыми (речевые представления).

Все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.

4) Пространственные представления. Ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Например: шахматисты, играющие вслепую, или представления маршрут и движение по нему (образ маршрута постоянно находится в сознании).

Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин - физики, геометрии, географии необходимо уметь оперировать пространственными пред­ставлениями. Различаются плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления.

Представления различаются по степени обобщенности:

· единичные представления основаны на наблюдении одного предмета;

· общие представления обобщенно отражают свойства ряда сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий:

· непроизвольные представления возникают спонтанно, без активизации воли и памяти человека;

· произвольные представления возникают у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.