Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимоотношение целого и части в восприятии





 
 

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами - воспринимается как целое и как состоящий из отдельных частей. Эти стороны восприятия тесно связаны: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств и, в то же время, целое влияет на восприятие частей.

Восприятие предмета сильно меняется, если пропускаем одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть того, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но, тем не менее, предмет узнается. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков не мешает узнать то, что мы воспринимаем.



Пример. Чтение.

Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей.

· I этап восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей; у некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

· II этап восприятия: от общей формы предмета к ясному различению его отдельных частей, другой авриант – от частей предмета совершается переход к целому.

Восприятие целого и его частей зависит и от других факторов.

· предшествующий опыт: при беглом чтение текста часто пропускаются ошибки и опечатки, т.к. имея достаточный опыт чтения, воспринимаем смысл слов и сосредотачиваемся на содержание

· установка: если предложено найти в тексте ошибки, будем внимательно всматриваться в написание слов, иногда не вникая в смысл написанного.



Примеры: рисунки «Портрет молодой женщины» или «Портрет старухи»

 
 

 

 

 


Можно сформировать установку восприятия, используя название предмета или изображения. Другой способ - использовать предшествующий опыт.

 

Восприятие пространства

Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени.

К пространственным свойствам предмета относятся:

· величина,

· форма,

· положение в пространстве.

Величина. В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке, которая, вероятно, зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Считается, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид: воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения.

1. Эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Восприятие величины предмета сохраняется и в том случае, если отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

2. Восприятие величины предмета определяется и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол * Расстояние.

Учет удаленности предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них, а также знания о приблизительной величине предметов. Следует подчеркнуть, что константность восприятия сохраняется только в известных пределах.



3. Другая особенность восприятия предмета в пространстве - контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие.

4. На восприятие величины предмета может оказывать влияние и то целое, в котором находится предмет. Здесь имеет место иллюзия, вызванная перенесением свойства целого на его отдельные части.

5. На восприятие предмета в пространстве влияют и другие факторы. Например, верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных. Кроме того, на восприятие величины предмета оказывает влияние цвет предмета. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Объемные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.

Форма.

1. При восприятии формы явление константности также сохраняется.

2. Восприятие формы предмета, находящегося на значительном удалении, может меняться. Мелкие детали контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма приобретает упрощенный вид. Может меняться и форма в целом: например, прямоугольные предметы кажутся округлыми - расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т.е. углы закругляются.

3. Восприятия объемной форм возможно потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различно. Смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета (координирующие точки сетчатки находятся на одном и том же расстоянии и в одном и том же направлении от центра сетчатки, диспарантные точки расположеные в каждом глазу на различном расстоянии от центра.

4. Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение света и тени на объемном предмете.

Положение в пространстве. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей.

1. Для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов, при этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях;

2. В восприятии трехмерного пространства задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе;

3. Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; эта взаимосвязь проявляется в оптико-вестибулярных рефлексах входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства;

4. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его глубины, является бинокулярное зрение; восприятие глубины главным образом связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга.

5. Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз, потому что для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. Например, это происходит при переходе взора с далекого предмета па близкий. При обратном переходе — с близкого на далекий предмет — наблюдается дивергенция глаз, т. е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Конвергенция и дивергенция вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц, что сопровождается определенными двигательными ощущениями. Эти ощущения в восприятии пространства играют весьма существенную роль.

6. Явление аккомодации заключается в том, что форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется - достигается сокращением или расслаблением мышц глаза, что влечет за собой определенные ощущения напряжения или расслабления, которых мы не замечаем, но которые воспринимаются соответствующими проекционными полями коры головного мозга.

7. В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. При значительном удалении предмета конвергенция и дивергенция прекращаются, однако воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично, т. е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам. Об удаленности мы судим но косвенным признакам: один предмет закрывает другой, или контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого. Различное положение предметов в пространстве часто имеет первоочередное значение для человека, т.к. он ориентируется в пространстве, а для этого он должен получать определенную информацию о расположении предметов. Для обеспечения ориентации в пространстве нужны добавочные механизмы - понятия «правое» и «левое», с помощи которых человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства. Для большинства людей ведущая рука - правая. На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена и система пространственных понятий не усвоена, стороны пространства долгое время продолжают путаться. Эти явления проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое отмечается у многих детей трех-четырех лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется.

8. Центральный аппарат, осуществляющий регуляцию пространственного восприятия - третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.