|
Инструкция. Продолжить фразу.
А) В бессловесных действиях П. М. Ершов выделяет:
- ______________ ;
- _________________ .
Б) Суть ассертивной техники общения состоит в том, что человек:
-___________________________________________;
- ____________________________________________;
- владеет техниками правильного реагирования на любую критику.
В) Системообразующим фактором развития человека как субъекта жизнедеятельности является …..
Г)Центральным звеном самосознания является …..
Инструкция. Выберите правильный ответ.
А) Уровень «сохранения» («выживания», «уравновешивания») потребностей нуждается в положительных эмоциональных подкреплениях?
1) да
2) нет.
Б) Уровень удовлетворения потребностей развития, роста («для других») нуждается ли в положительных эмоциональных подкреплениях?
1) да
2) нет.
В) Какой способ словесного воздействия (по мнению Ершова) не имеет пары (например, приказывать – просить)?
a) Звать
b) Хвалить
c) Удивлять
d) Отделываться.
Г) Какого вида эмоционального состояния и поведения людей не существует:
a) «Тяжелый вес»
b) «Легкий вес»
c) «Средний вес»
d) «Вес с достоинством»
Д) Сколько степеней «мобилизации» выделяет Ершов:
a) 6
b) 9
c) 10
d) 11
Е) «Образ», каких животных лежит в основе лингвистических технологий в процессе общения людей:
a) Кота и Собаки
b) Волка и Жирафа
c) Слона и Енота
d) Лося и лисы
Ж) В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения…
а) пустоты;
б) предела распространения чего-либо;
в) обстановки;
г) среды;
д) общественного окружения;
З) В переводе с французского ассертивный означает:
а) утверждающий, но не доказывающий правомерности;
б) предвосхищающий;
в) разрушительный;
г)
5. Инструкция. Выполните задания.
А) Используя следующие словосочетания, определите понятие «общение»:
обмен информации; потребность в совместной деятельности; выработка стратегии взаимодействия; процесс установления и развития контактов между людьми; восприятие и понимание другого человека.
Б) Образуйте пары из основных словесных воздействий (по П.М. Ершову), знание и учет которых необходимы личности для организации продуктивного общения.
Приказывать, звать, объяснять, просить, хвалить, отделываться, узнавать, упрекать, удивлять, утверждать, предупреждать.
В) Из нижеприведенного ряда категорий выберите те, которые раскрывают сущность ассертивной техники общения и технологий совершенствования взаимоотношений с окружающими.
Самокритичность, самоконтроль, замкнутость и закрытость, свободная информация, авторитаризм, самораскрытие, подчинение, открытость, унификация, манипуляция.
Инструкция. Заполните таблицу.
Ведущими сферами жизнедеятельности личности в школьные и студенческие годы являются:
1990. – С. 16-42, 134-181.
|
4.
| Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.
|
5.
| Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш. пед. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – С. 163-195.
|
6.
| Диденко В.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Смоленск, 1999. – С. 146-166.
|
7.
| Чеканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989 (гл. 5).
|
8.
| Леви В.А. Искусство быть собой. М., 1977.
|
9.
| Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Пед. об-во России, 1999. С. 216-234 («Профессиональное самовоспитание учителя», «Основы самообразовательной работы»).
|
10.
| Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. – С. 184-223 («Организация самовоспитания», «Поиск себя в семье», «Поиск себя в профессии»).
|
Самосовершенствование личности
Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако, тебе, возможно, придется ради этого потрудиться.
Ричард Бах
Введение
Очень часто мы сталкиваемся с биографиями великих людей. И в большинстве случаев помимо восхищения появляется несколько вопросов: «Как этот человек смог достичь такого успеха? Почему именно он? Могу ли я добиться таких же результатов в любимом деле?». Можно выделить несколько факторов, повлиявших на то, что именно у этого человека, именно в это время появился шанс совершить, казалось бы, невозможное.
Основные факторы:
4. Случайность/счастливый случай/судьба;
5. Лень;
6. Непрерывная работа над собой/самосовершенствование.
Попробуем разобраться с каждым из факторов. Итак, случайность. Роб Картер – директор по информационным технологиям в компании FedEx (США). Роб с детства мечтал стать врачом, но по стечению обстоятельств не прошел вступительные испытания в медицинскую академию и вынужден был пойти работать в бурно растущую в то время сферу продаж компьютеров. Однако идея спасения жизней не покидала Роба ни на секунду. И вот под его руководством была разработана новая технология, которая позволяет отслеживать местонахождение посылок, содержащих искусственные сердечные клапаны, имплантанты и другие жизненно важные медицинские устройства. Таким образом, посредством этой технологии Робу удалось спасти тысячи жизней по всей планете, и это не предел.
Вторым фактором мы выделили лень. Илья Варламов (27 лет) – миллионер, преуспевающий бизнесмен, руководитель iCube, блогофотограф, социальный деятель. А всё начиналось с лени:
«Сначала мне было лень делать диплом. И я собрал архитектурную студию, чтобы она его делала. В 2000 году появилась другая компания, которая занялась компьютерной визуализацией. И она стала крупнейшей в России. А потом мне вообще стало лень работать. И я построил такую вертикаль власти, чтобы тратить на работу не больше 20% времени. Так сейчас и живу. Путешествия, спорт — это в основном, работа — по минимуму». (Илья Варламов)
И наконец, самосовершенствование. А здесь каждый в праве через несколько лет вписать свою биографию с подробной характеристикой всех достижений и личных побед.
Тема лекции: Самосовершенствование личности
План лекции:
5. Основные предпосылки самосовершенствования личности;
6. Акмеологические основы самосовершенствования личности;
7. Карьера человека как условие и уровень его самореализации;
8. Сила личности.
Вопрос 1
Каждый человек знаком с такими понятиями, как «конкуренция», «конкурентоспособность». Не секрет, что данные термины применяются не только при анализе рынков товаров, они также актуальны и для рынка труда. Каждый выпускник ВУЗа рано или поздно сталкивается с проблемой поиска работы, с, так называемой, конкуренцией[11] на рынке труда. Как же выстоять в непростой борьбе и получить заветную должность? Ответ прост: поможет самосовершенствование!
Только ли конкурентоспособность личности является ключом к успешному будущему? Очевидно, нет. С понятием «конкурентоспособность» часто связывают понятия «компетентность» и «профессионализм».
Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм достигается не только путем совершенствования своей деятельности, но и развитием личностно-профессиональных качеств. Поэтому становление настоящего профессионала и его профессионализм закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста.
Компетентность: 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», он включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений.
Таким образом, можно выделить основные характеристики личности:
4. Конкурентоспособность;
5. Компетентность;
6. Профессионализм.
В тот момент, когда человек осознает, что нуждается в выработке этих характеристик и качеств, и появляется идея развития личности, идея самосовершенствования.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится индивидом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация –процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социальные роли. Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщины, отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Современное общество накладывает на человека ряд жизненных ролей:
8. Реализовавшаяся личность;
9. Личность со стремлением к поддержке других людей;
10. Человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни;
11. Субъект культуры;
12. Высококвалифицированный работник;
13. Информированный гражданин;
14. Защитник окружающей среды.
Как говорил Линкольн, «кем бы ты ни был – будь лучше».
Исходя из всего перечисленного выше, можно выделить основные внешние предпосылки самосовершенствования:
· Потребность общества в компетентных и профессиональных работниках;
· Формирование конкурентоспособной личности специалиста;
· Необходимость сочетать в одном человеке огромное многообразие социальных ролей, которые продиктованы бурно развивающимся 21 веком.
Вопрос 2
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.
Николай Рыбников ввел термин акмеология в 1928 году для обозначения наук о развитии зрелых людей. Акмеология – наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека, о реализации и развитии его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности. В настоящее время в акмеологии выделяют 2 основных направления – профессиональная и акмеология личности.
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения аквафизического, интеллектуального и духовного развития человека.
Самообразование - один из процессов самосовершенствования личности.
Функции самообразования:
10) накопление и приобретение новых знаний;
11) определение себя в образовательном пространстве ВУЗа, культуры города, своего места в обществе;
12) преодоление недостаточности школьного обучения, ликвидирование «белых пятен» в общей культуре;
13) развитие самосознания, памяти, речи, мышления и т.д.;
14) установление связей между науками, специальностями;
15) доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества;
16) преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте;
17) сохранение жизненной энергии, силы личности, переживаемой полноты жизни;
18) поддержание связи с миром, укрепление жизнестойкости организма.
Самообразование реализует потребности профессионала быть самостоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью. Основные источники самообразования:
6) книги, периодическая печать, СМИ, Интернет;
7) исследовательская деятельность;
8) обучение на разных курсах;
9) работа;
10) хобби.
Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность направлена на повышение профессионализма, включая в себя:
4) овладение новыми ценностными установками, подходами профессиональной деятельности
5) профессиональное просвещение
6) осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы
Акмеологические основы самосовершенствования личности – потребности человека в саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижению к собственным вершинам совершенствования. Самосовершенствование определяет взаимодействие человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще, следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может разворачиваться на протяжении всего жизненного пути.
Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний, умений, т.е. только из самообразования. Поэтому совершенствоваться нужно во всём.
Но что же такое самосовершенствование?
Самосовершенствование личности– сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретенных и формирования новых качеств личности.
Классификация самосовершенствования:
5. по целям:
a. искореняющее;
b. новообразующее.
6. по содержанию:
a. нравственное;
b. умственное;
c. физическое;
d. эстетическое;
e. профессиональное.
7. по организации:
a. индивидуальное;
b. групповое.
8. по длительности:
a. кратковременное;
b. среднее;
c. постоянное.
Основные мотивы для самосовершенствования:
· идеи, убеждения;
· интерес;
· любовь;
· честолюбие;
· потребность самосохранения;
· профессиональный стимул;
· материальный стимул;
· подражательный стимул.
«Непобедимый противник – наилучшая мотивация для бесконечного самосовершенствования» - Макс Фрай.
Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырёх основных логически взаимосвязанных этапов:
1) Самосознание и принятие решения на самосовершенствование. Это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трём направлениям:
-самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
«Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой» - Гете И.
-самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путём самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес;
«Cтремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой» - Толстой Л. Н.
-адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритичное отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.
На основе самопознания и самооценки вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения, как правило, происходит при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности.
2) Планирование и выработка программы самосовершенствования. Планирование самосовершенствования – процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования, с разработкой программы личного развития.
3) Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.
4) Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности. Сущность этого этапа состоит в том, что личность постоянно держит в поле своего сознания деятельность по самосовершенствованию, и на этой основе своевременно устанавливает или предотвращает возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной. С этой целью рекомендуется вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.
Однако процесс самосовершенствования постоянно откладывается. Так уж вышло, что с некоего мифического понедельника начинаются маленькие революции в жизнях маленьких людей. Этот день может соперничать разве что с Новым годом, когда даются обещания, произносятся клятвы, и если часть из них все же воплощается, наперекор человеческой лени и оседлой неизменности, закоренелой, словно старый пень, уже хорошо.
Несколько цитат:
· «Лови день!» - Эпикур
· «Жизнь нужно проживать сейчас, её нельзя без конца откладывать» - И.Ялом
Если же мы все-таки перестанем откладывать и начнем действовать прямо сейчас, что для нас послужит индикатором успеха? Карьера!
Вопрос 3
Разница между карьерой и работой в том, что, выполняя работу, остаешься стоять на одном месте. Если вы хотите сделать карьеру, то работа должна быть ступенькой, ведущей к достижению какой-то определенной цели. И когда поступаете на работу, вы должны ясно представлять себе, в какой момент вы с этой работы уйдете.
Шарли Конран
Карьера – показатель успеха в деле самореализации.
Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности, вызванных стремлением к личному благополучию. В русском языке эти качества запечатлены как «карьеризм», «карьерист».
Мы рассматриваем карьеру как естественную потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.
Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и неуязвимым.
Естественно и нравственно стремление каждого человека к своему духовному бессмертию, к увековечиванию своего личного вклада в культуру общества.
Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:
- признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности;
- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;
- обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;
- способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.
В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.
Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (профессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок.
Траекторию своего профессионального роста каждый человек выстраивает с учетом названных выше характеристик.
Рассмотрим виды карьеры. По динамичности продвижения личности в сфере профессиональной деятельности выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру.
Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице. Типичный пример: учитель – руководитель методического объединения – завуч – директор школы – инспектор районного отдела образования – работник министерства и т.д. У человека, сознательно и продуманно выбравшего сферу профессиональной деятельности, линейная конфигурация карьеры является типичной и наиболее перспективной.
Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности. Такие люди повышают уровень своего мастерства. Если взять педагога, то это – учителя, любимые своими учениками, их приглашают быть репетиторами. Эта категория педагогов имеет, как правило, более высокий доход. Они не стремятся продвигаться по иерархической лестнице в системе образования. Их устраивает роль эффективного, любимого учителя. Повседневная работа учителя внешне мало изменяется. Его профессиональный рост связан с повышением квалификации, духовным ростом. Это распространенный вид карьеры.
Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге. Но через 5-7 лет интерес притухает, они часто переходят на другую работу, где все повторяется заново.
Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно. Таких работников называют «летунами».
Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. Это «мертвая зона» на плато, когда человеку не открывается перспективы для продвижения. Он с этого места уходит на пенсию.
Снижающаяся карьера – это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т.п.), что постепенно снижает его работоспособность. Специалист перестает соответствовать требованиям, предъявляемым к личности и характеру выполняемой работы, постепенно опускается до самого низкого уровня.
В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.
Имидж (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.
Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.
1 группу качеств, формирующих имидж личности, образуют: природные качества личности (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться.
2 группу – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие).
3 группу – образованность (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность).
4 группу – «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, ответственностью, обязательностью.
Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.
Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности человека – это важная составляющая его карьеры.
Вопрос 4
Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.
Доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К.Рериха, профессор П.Вайнцвайг написал необычную книгу – "Десять заповедей творческой личности".
Поль Вайнцвайг выделил «четыре кита», на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизация отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества.
Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек не может находиться долго: напряжение следует устранить; снять его – значит удовлетворить определенную потребность, стоящую за этим препятствием.
Как бороться с трудностями – препятствиями на жизненном пути?
П. Вайнцвайг утверждает, что каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность – это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».
Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.
Следующей составляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль.
Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. Такое преобразование может осуществляться осознанно. В качестве составляющих самоконтроля П.Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в-третьих, терпение.
Автор формулирует 10 простых и одновременно емких заповедей:
- Будь хозяином своей судьбы.
- Достигни успеха в том, что ты любишь.
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
- Строй свои отношения с людьми на доверии.
- Развивай свои творческие способности.
- Культивируй в себе смелость.
- Заботься о своем здоровье.
- Не теряй веру в себя.
- Старайся мыслить позитивно.
- Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Заключение
Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего НЕ СДЕЛАЛИ, чем о том, что вы СДЕЛАЛИ. Поэтому, отбросьте сомнения. Уплывайте прочь от безопасной гавани. Поймайте попутный ветер своими парусами. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте (Марк Твен)
Основные выводы:
11. Современное общество выражает потребность в профессиональных, компетентных и конкурентоспособных специалистах.
12. Акмеология – наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека, о реализации и развитии его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности. В настоящее время в акмеологии выделяют 2 основных направления – профессиональная и акмеология личности.
13. Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения аквафизического, интеллектуального и духовного развития человека.
14. Самосовершенствование личности – сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретенных и формирования новых качеств личности.
15. Основные этапы самосовершенствования:
a. Самосознание и принятие решения на самосовершенствование.
b. Планирование и выработка программы самосовершенствования.
c. Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.
d. Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.
16. Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (профессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок.
17. Виды карьеры:
· Линейная карьера;
· Стабильный тип карьеры;
· Спиральная конфигурация карьеры;
· Кратковременная карьера;
· Платообразная карьера;
· Снижающаяся карьера.
18. Имидж (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.
19. «Четыре кита», на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизация отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества.
20. Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры.
Рекомендуемая литература
1.
| Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Мн.: Беларусь, 1999. – С. 1-19, 48-50.
|
2.
| Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 44-49.
|
3.
| Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. – С. 16-42, 134-181.
|
4.
| Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.
|
5.
| Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш. пед. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – С. 163-195.
|
6.
| Диденко В.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Смоленск, 1999. – С. 146-166.
|
7.
| Чеканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989 (гл. 5).
|
8.
| Леви В.А. Искусство быть собой. М., 1977.
|
9.
| Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Пед. об-во России, 1999. С. 216-234 («Профессиональное самовоспитание учителя», «Основы самообразовательной работы»).
|
10.
| Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. – С. 184-223 («Организация самовоспитания», «Поиск себя в семье», «Поиск себя в профессии»).
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.