Сделай Сам Свою Работу на 5

Самосовершенствование человека как сущность его жизнедеятельности, профессионального бытия.





Задания на семинар по теме «Самосовершенствование личности»

Основные понятия: конкурентоспособность, профессионализм, компетентность, социальный статус, акмеология, самосовершенствование, карьера, имидж, сила личности, самоконтроль.

Необходимо знать:

1. Основные характеристики современной личности.

2. Акмеология: понятие, направления, предмет.

3. Самообразование: понятие, функции, источники, основные шаги.

4. Самосовершенствование: понятие, классификация, мотивы, основные этапы.

5. Карьера: понятие, факторы успешности карьеры, виды карьеры.

6. Имидж как важная часть структуры карьеры, составляющие имиджа.

7. Сила личности. «Четыре кита» силы личности (по П.Вайнцвайгу).

8. Самоконтроль.

Творческое задание:

1. Эссе по следующим темам:

a. «Моя модель будущего»;

b. «Карьера: плюсы и минусы»;

c. «Кого можно назвать сильной личностью?»

d. «Самосовершенствование – миф или реально действующая система достижения успеха» и др. на выбор студента.

2. Дискуссии-обсуждения по теме.
Например:

a. «Нужна ли женщине карьера?»;

b. «Основные характеристики настоящего профессионала»;

c. «Как преодолеть стрессы и расстройства?»;



d. «Имидж – важная составляющая карьеры или же просто попытка «выделиться» из толпы?».

3. Разделение группы на 2 подгруппы и попытка построения идеальной модели самосовершенствования с указанием этапов, нужных процедур и конкретных действий.

4. Проранжируйте основные мотивы для самосовершенствования в соответствие со своими предпочтениями.

· идеи, убеждения;

· интерес;

· любовь;

· честолюбие;

· потребность самосохранения;

· профессиональный стимул;

· материальный стимул;

· подражательный стимул.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1.В программном документе «Образование мирового класса» определены основные роли человека ХХI века. Назовите и проранжируйте их в порядке значимости для себя.

2.«Способность к самообразованию и саморазвитию – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни», – считает В.И. Слободчиков.

Разделяете ли вы это утверждение? Ответ аргументируйте.

3.В чем состоит сущность педагогической позиции личности по отношению к самой себе?



1.«Самообразование как вид духовной деятельности считают самым свободным путем направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного «Я» (А.С. Роботова).

– Почему самообразование относят к «духовной деятельности личности»?

– Почему самообразование считают свободной деятельностью?

2.Назовите основные источники профессионального и личностного самообразования. Проранжируйте их в порядке значимости для себя.

3.Культура самообразования и ее проявления. Какие из ее показателей вы оцениваете у себя самым высоким, а какие – самым низким баллом?

4.Проранжируйте в порядке личностной значимости функции самообразования (по М. Князевой).

5.Самовоспитание профессионально значимых качеств. Охарактеризуйте эти качества. Какое из них у вас развито в наибольшей мере? Что в себе будете воспитывать в первую очередь?

6.Структура самовоспитания и его характеристики. Дайте развернутый ответ на этот вопрос.

 

1.Раскройте сущность карьеры человека как его потребности в полной жизненной самореализации.

2.Определите основные виды карьеры.

3.Каковы условия самореализации? Охарактеризуйте условия эффективной карьеры.

4.Поиску ответов на вопрос, как развить у себя высокую работоспособность, может помочь опыт выдающегося ученого Александра Александровича Любищева. В письме другу он писал: «Секрет моей работоспособности прост: 1) я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему; 2) я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу или отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие; 3) сплю очень много, 8 часов ночью и 2 часа после обеда, регулярно гуляю; 4) веду учет времени уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь; 5) комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает»[1].



Проранжируйте по степени значимости выделенные условия повышения работоспособности. Какие из них в настоящее время требуют корректировки с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий, роста знаний и рынка труда?

1.Раскройте сущность силы личности и ее составляющих.

2.Определите сущность самоконтроля.

3.Охарактеризуйте понятие «имидж» и способы его создания.

4.Определите, с чего Вы начнете создание своего имиджа, какие функции самообразования будете актуализировать в первую очередь?

 

Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

Глава 7. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие личности – это процесс постоянных выборов между двумя полярными отношениями к миру и себе: между доверием и недоверием, между инициативой и пассивностью, между компетентностью и чувством неполноценности.

Эрик Эриксон

Самосовершенствование человека как сущность его жизнедеятельности, профессионального бытия.

Среди характеристик личности ХХI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни. В.И. Слободчиков определил это состояние как способность человека «превратить всю свою тотальность в предмет фактических преобразований. Для этого человеку необходимо овладеть методами работы с собой, практиками довооружения себя» для достижения поставленных целей.

Традиционно школа имеет дело с реалиями сегодняшнего дня: учащимися такими, какие они есть, с их сегодняшними интересами и ценностями, но готовит их для жизни в новых условиях. Эпоху, начавшуюся XXI веком, определяют как интеллектуально-информативную эпоху космопланетарного глобализма. В масштабном проекте «Образование мирового класса»[2] прописаны основные жизненные роли, которые предстоит освоить уже выпускнику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе. Его первая роль — это реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести здоровый образ жизни, продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь. Вторая роль – это личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные взаимодействия как в спектре семейных, личных, деловых связей на уровне как этно-национального сообщества, так и на международном уровне. В-третьих, это человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. В-четвертых, это роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества. В-пятых, это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта. В-шестых, это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью. Седьмая роль — защитник окружающей среды. Реализация человеком этой роли требует осознания сущностных взаимосвязей природных явлений и деятельности человека, ее природосохранного характера, что обеспечивает регулирование и увеличение природных ресурсов.

«Человек в системе образования» — это перманентное состояние человека XXI века. Подготовка человека, способного к самосовер­шенствованию в течение всей жизни, – важная задача образования.

Специфика профессиональной деятельности человека проявляется в том, что он постоянно рефлексирует относительно ранее усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, концептуальных схем поведения. Компонентом профессиональной компетентности человека является его опыт самосовершенствования, то есть самовоспитания и самообразования.

Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная» личность, ведущими характеристика которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

Системообразующими компонентами личности, способной быть субъектом культуры XXI века, являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.

Педагогическая позиция по отношению к самому себе – это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Подобная позиция обеспечивает самореализацию личности социально ценным способом в различных видах деятельности. Она проявляется в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни. Функциональными компонентами такой готовности являются: гносеологический (что человек знает), аксиологический (чем человек дорожит), творческий (что человек умеет), коммуникативный (с кем и как человек общается) и эстетический (чем человек восхищается) потенциалы личности.

Сущность профессиональной деятельности человека предполагает его непрерывную работу по саморазвитию и самотворчеству в пределах каждого из потенциалов человека. Продуктом ее являются, во-первых, рефлексивные способности, развитые до уровня высочайшей саморегуляции и проявляющиеся в деятельности по самосовершенствованию; во-вторых, способности предвидения как сущностная характеристика интеллигента, живущего в настоящем, но ориентированного на будущее; в-третьих, развитая способность к общению, диалогу; в-четвертых, способность организовать время своей жизни как пространство непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.