Сделай Сам Свою Работу на 5

Доказательства истинности Воскрешения.





Глава 5. Те, кто отрицает Воскрешение, и опровержение их доводов.

 

 

Рассматриваемые вопросы:

Отрицающие Воскрешение.

Доказательства истинности Воскрешения.

3 Разъяснение Али бин Али бин Мухаммад бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи.

__________________________

Отрицающие Воскрешение.

Многие люди, как в древние времена, так и в наш век не верят в Воскрешение, а некоторые из тех, кто всё же верит в Воскрешение, представляют его совсем не так, как описали его пророки и посланники.

В Коране упоминаются слова людей, не верящих в Воскрешение, а также обращенное к ним порицание и угроза со стороны Всевышнего. Так, Всевышний говорит:«Бели ты удивляешься, то удивляйся их словам: "Неужели после того, как мы станем прахом, мы возродимся в новом творении?" Они — те, которые не уверовали в своего Господа. Они — те, у кого на шеях оковы. Они — обитатели Огня, которые пребудут в нём вечно»(сура 13 «Гром», аят 5).

Всевышний также сказал: «Они говорят: "Есть только наша земная жизнь, и мы не будем воскрешены" Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед их Господом! Он скажет: "Разве это не истина?" Они скажут: "Конечно, клянёмся нашим Господом!" Он скажет: "Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими!"»(сура 6 «Скот», аяты 29-30).



И Всевышний Аллах сказал: «Они скажут: "Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?" Скажи: "Даже если вы станете камнями, или железом, или другим творением, которое представляется великим в ваших сердцах'' Они скажут: "Кто же нас возвратит?" Скажи: "Тот, Кто сотворил вас в первый раз"»(сура 17 «Ночное путешествие», аяты 49-51).

Есть и другие подобные аяты, и их немало.

 

Ибн Таймийя разделил отрицающих Воскрешение на группы. Это иудеи, христиане, сабеи, философы и лицемеры в мусульманской общине. Он сказал: «Неверующие из числа иудеев и христиан не верят в то, что обитатели Рая будут есть, пить и вступать в брачный отношения. Они утверждают, что обитатели Рая будут наслаждаться приятными звуками и ароматами и испытывать духовное наслаждение. Однако при этом они верят в то, что тела тоже будут воскрешены и что они будут подвергаться мучениям или испытывать блаженство.



Что же касается других групп неверующих (сабеев, философов и всех, кто имеет подобные убеждения и взгляды), то они утверждают, что сбор, блаженство и мучения только для души. Есть и такие, кто отрицает Воскрешение как таковое — воскрешение тела и души. Всевышний Аллах подробно рассказал нам о Воскрешении и о том, что во время него происходит с телом и душой, в Своей Книге, через Своего Пророка. При этом Всевышний опроверг многие доводы отрицающих Воскрешение и исчерпывающе объяснил, почему эти доводы несостоятельны.

 

Что же касается лицемеров нашей общины, которые не соглашаются с известными утверждениями Корана и Сунны, то они искажают смысл слов и говорят, что речь идёт о воскрешении духа (души). Это, например, карматы*, приверженцы учения батынитов**, убеждения которых представляют собой смесь убеждений огнепоклонников и сабеев, а также философы-сабеи, считающие себя мусульманами, и подобные им группы — разного рода писатели, люди, которые безосновательно позиционируют себя как знатоки медицины, философы-догматики, суфии — авторы посланий «Ихван ас-сафа»*** и лицемеры. Все они неверующие, подлежащие казни, по согласному мнению верующих» [Маджму' аль-фатава].

*[Карматы — крайняя шиитская секта, появившаяся в Ираке. Позже её влияние распространилось в Хиджазе].

**[Батыниты — шиитская секта, утверждающая, что Шариат имеет внешнюю, очевидную сторону (захир) и внутреннюю, сокрытую (батын). При этом они дают Корану и хадисам искажённые толкования].



***[Ихван ас-сафа — сообщество людей, появившееся в Басре приблизительно в 334-373 годах по хиджре. Они утверждали, что Шариат осквернён разного рода заблуждениями и к нему примешано то, что изначально к нему не относилось, и «очистить» его от всех этих посторонних примесей можно лишь одним способом — соединить его с философией, которая есть сосуд мудрости. Они считали, что объединение Шариата с философией ведёт к совершенству. С целью распространения этой своей идеи они сочинили и распространили среди людей пятьдесят посланий, названных посланиями «Ихван ас-сафа». При этом свои имена они скрыли].

 

В другом месте он пишет: «Философы — последователи учения батынитов считают, что всё, что обещано людям в вечной жизни в Коране и Сунне, — это лишь указание на блаженство и боль, которые будет испытывать человек после смерти, а не описание реальных событий, следствием которых станет блаженство или мучения» [Маджму' аль-фатава].

 

Из утверждений этих людей следует, что Всевышний не был правдивым, когда поведал нам о том, что будет происходить с нами в жизни вечной, равно как и Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует). Именно поэтому Ибн Таймийя назвал эту группу философов, чьи взгляды противоречат убеждениям мусульман относительно жизни вечной, ахль ат-тахйиль 'приверженцы иллюзий, воображения'. Он сказал о них: «Ахль ат-тахйиль — это философы и все, кто пошёл по тому же пути, из числа философов-догматиков, суфиев и так далее. Они говорят: "Все сказанное Посланником о вере в Аллаха и Судном дне — лишь выдумки, полезные для простого народа, а не разъяснение истины, руководство для людей и разъяснение фактов"» [Маджму' аль-фатава].

 

Итак, тех, кто не верит в Воскрешение, можно условно разделить на три группы.

 

1. Атеисты, которые отрицают существование Творца. Это материалисты-натуралисты, а также современные коммунисты. Они отрицают происхождение творений от Творца. Таким образом, они отрицают и начальное творение, и воссоздание, которым является Воскрешение, поскольку они отрицают само существование Творца. С такими людьми нет смысла вести дискуссии на тему Воскрешения — разговор с ними стоит начинать с доказательств существования Творца и единобожия. Ведь, уверовав во Всевышнего, они уверуют и в Воскрешение, ибо вера в Воскрешение есть одно из ; ответвлений веры в Аллаха.

 

2. Люди, признающие существование Творца, но отрицающие Воскрешение и не верящие в жизнь вечную. К этой группе относятся арабы-многобожники, жившие в доисламские времена. Всевышний сказал о них: «Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?" — они непременно скажут: "Аллах"» (сура 31 «Люкман», аят 25).

И вот что они сказали в ответ на сказанное о них Всевышним: «Неужели после того, как мы и наши отцы превратимся в прах, мы будем выведены из могил? Это было обещано нам и ещё раньше — нашим отцам. Но это — всего лишь сказки древних народов» (сура 27 «Муравьи», аяты 67-68).

 

Эти люди утверждают, что веруют в Аллаха, но при этом они считают, что возможности Всевышнего ограничены и Он не способен оживить Свои творения после их смерти. А ведь Всевышний привёл им различные примеры имножество доводов и доказательств того, что Он вполне способен воскресить Своих рабов и для Него нет ничего невозможного. К этой группе относятся представители одного из направлений иудаизма — саддукеи. Они утверждают, что верят только в Тору, принесённую Моисеем (Мусой), и отрицают Воскрешение, а также существование Ада и Рая.

 

3. Люди, которые верят в Воскрешение, однако представляют его не так, как о нём говорится в Небесных Писаниях.

 

 

Доказательства истинности Воскрешения.

На необходимость веры в Воскрешение и жизнь вечную указывают Коран и Сунна. Коран, с первой до последней суры, наполнен упоминаниями о событиях, которые будут происходить в Судный день, подробными описаниями этих событий и притчами, которые служат назиданием и уроком для верующих и направляют их на верный путь. В Коране также приводятся доказательства того, что Воскрешение грядёт, и опровергаются доводы тех, кто отрицает Воскрешение, и показывается ложность их утверждений.

К тому же естественная природа человека указывает на то, что Воскрешение — истина, и не стоит обращать внимание на утверждения заблудших о том, что разум отвергает возможность воскрешения людей после смерти. Как раз напротив, разум вовсе не отвергает это, ибо пророки не приносят того, что человеческому разуму представляется невозможным, хотя они и приносят то, что для нашего разума удивительно и что мы не всегда можем представить и понять до конца.

А сейчас приведём доказательства того, что Воскрешение — истина, взятые из Корана.

 

  1. Сам Всевышний, Знающий, Сведущий, сообщил нам о том, что Воскрешение грядёт.

Лучшим доказательством того, что Воскрешение непременно будет, являются слова Всевышнего. Кто уверовал в Него, тот верит в то, что говорит Его Посланник, а также в то, о чём говорится в ниспосланной Им Книге. Как следствие, он обязательно должен уверовать в Воскрешение, расчёт, Рай и Ад, потому что об этом говорил Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) и об этом говорится в Коране.

 

Всевышний Аллах, сообщая нам в Своей Книге о Воскрешении и о том, что с ним связано, прибегал к различным способам повествования, чтобы слова Его оставили в душах Его рабов неизгладимый след.

В одних местах Он сообщает нам о том, что День Воскрешения наступит, используя при этом усилительные частицы*. Например, Всевышний сказал: «Я скрываю Час, но он непременно настанет». Сура 20 «Та, ха», аят 15.

*[В русском языке они соответствуют словам «поистине», «непременно», «обязательно» и т. д.].

 

Всевышний также сказал: «Час непременно настанет. Посему прощай их прекрасным прощением».Сура 15 «Хиджр», аят 85.

 

И Всевышний Аллах сказал: «Воистину, обещанное вам наступит, и вы не сможете избежать этого».Сура 6 «Скот», аят 134.

 

Ещё Всевышний сказал: «Обещанное вам непременно сбудется».

Сура 77 «Посылаемые», аят 7.

 

В других местах Всевышний клянётся в том, что День Воскрешения обязательно настанет. Так, Он сказал: «Аллах — кет божества, кроме Него! Он непременно соберёт вас ко Дню Воскрешения, в котором нет сомнения».Сура 4 «Женщины», аят 87.

 

Порой Он клянётся в этом некоторыми из Своих творений, например: «Клянусь рассеивающими прах! Клянусь несущими бремя! Клянусь плывущими легко! Клянусь распределяющими дела! Обещанное вам есть истина, и Суд непременно наступит»(сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 1—6).

Всевышний также сказал: «Клянусь горой! Клянусь Писанием, начертанным на развёрнутой нежной коже! Клянусь домом наполненным! Клянусь сводом вознесённым! Клянусь морем зажжённым! Наказание твоего Господа непременно придёт, и ничто не отвратит его»(сура 52 «Гора», аяты 1-8).

В других местах Всевышний велит Своему Посланнику поклясться в том, что День Воскрешения непременно настанет. Это обычно имеет место, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) вынужден отвечать тем, кто отрицает Воскрешение. Всевышний сказал: «Неверующие сказали: "Час не наступит для нас" Скажи: "Нет, клянусь моим Господам, Ведающим сокровенное! Он непременно наступит для вас..."» (сура 34 «Сава», аят 3).

 

Всевышний также сказал: «Они спрашивают тебя: «Неужели это правда?» Скажи: «Конечно, клянусь моим Господом! Воистину, это — подлинная правда, и вам не избежать этого»».Сура 10 «Юнус», аят 53.

 

Кроме того, Всевышний сказал: «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: «Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершали. Это для Аллаха легко». Сура 64 «Взаимное обделение», аят 7.

 

Иногда Всевышний порицает и упрекает тех, кто не верит в Воскрешение. Например, Господь сказал: «Воистину, в убытке окажутся те, которые считали ложью встречу с Аллахом и не следовали прямым путём»(сура 10 «Юнус», аят 45). Всевышний также сказал: «Воистину, те, которые спорят о Часе, находятся в далёком заблуждении»(сура 42 «Совет», аят 18). Всевышний также сказал: «Более того, они не знают о Последней жизни. Более того, они сомневаются в ней и даже слепы в отношении неё»(сура 27 «Муравьи», аят 66).

В других случаях Всевышний хвалит верующих, которые верят в Воскрешение: «А обладающие основательными знаниями говорят: "Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа" Но поминают назидание только обладающие разумом. Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Тебя, ведь Ты — Дарующий! Господь наш! Ты соберёшь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания»(сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 7—9).

 

Всевышний также сказал: «Это Писание, в котором нет сомнения, — руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими». Сура 2 «Корова», аяты 2-5

 

Всевышний Аллах также сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица в сторону востока и запада. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков».Сура 2 «Корова», аят 177.

Иногда Всевышний говорит о том, что Воскрешение — правдивое обещание, неминуемое событие и что наступит День Воскрешения, относительно которого не может быть никаких сомнений: «Это будет день, когда будут собраны люди. Это будет день, когда все будут присутствовать. Мы отсрочим его лишьдо определённого срока»(сура 11 «Худ», аяты 103-104). Всевышний также сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь того дня, когда родитель никак не защитит своего ребёнка, а ребёнок — своего родителя. Обещание Аллаха истинно...». Сура 31 «Люкман», аят 33.

 

И Всевышний сказал: «Они сказали: «Когда же сбудется это обещание, если вы говорите правду?» Скажи: «Вам обещан день, который вы не сможете отдалить или приблизить даже на час».Сура 34 «Сава», аяты 29-30

 

Всевышний также сказал: «Оставь же их погружаться в словоблудие и забавляться, пока они не встретят тот день их, который им обещан»Сура 43 «Украшения», аят 83.

 

«Обещанное вам есть истина».Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 5.

 

Порой Всевышний говорит о том, что День Воскрешения приблизился. Так, Он сказал: «Они считают его далёким. Мы же видим, что он близко». Сура 70 «Ступени», аяты 6-7.

 

Всевышний также сказал: «Веление Аллаха придёт, и не пытайтесь это ускорить» (сура 16 «Пчёлы», аят 1). Кроме того, Всевышний сказал: «Приблизился Час, и раскололась луна»(сура 54 «Луна», аят 1).

В других случаях Всевышний восхваляет Самого Себя, упоминая о Своей способности оживлять творения после их смерти, и порицает божества, которым поклоняются язычники, напоминая о том, что они не способны ничего сотворить, а тем более воскресить. Например, Всевышний сказал: «Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают и сами были сотворены. Они не способны принести вред или пользу даже самим себе и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением».Сура 25 «Различение», аят 3.

 

Всевышний также сказал. «Кто создаёт творение изначально, а затем воссоздаёт его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: "Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду"» (сура 27 «Муравьи», аят 64).

Иногда Всевышний говорит, что и первое сотворение, и воссоздание (Воскрешение), которое людям представляется чем-то поразительным и сверхъестественным, для Него легко: «Сотворение и Воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека»(сура 31 «Люкман», аят 28).

Всевышний также сказал: «Неужели человек полагает, что Мы не соберём его костей? Нет! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев»(сура 75 «Воскресение», аяты 3-4).

 

 

  1. Если имело место первое сотворение, то почему не может быть второго (то есть Воскрешения)?

 

Коран приводит первое сотворение в качестве доказательства возможности второго, то есть Воскрешения. Каждый день мы видим, как появляется новая жизнь: рождаются дети, выходят из яиц птенцы, появляются на свет детёныши животных, мальки рыб наполняют моря и океаны... Человек видит все это своими глазами — и тут же отрицает возможность того, что все это произойдёт ещё раз, после того как Аллах уничтожит эту жизнь...

Поистине, люди, требующие доказательств того, что после смерти они воскреснут и что после земной жизни их ждёт другая жизнь, не задумываются о том, что лучшим доказательством этого является само их существование. Ведь если Всевышний сотворил их в первый раз, значит, Он способен и воссоздать их. В Коране часто упоминается это, первое, сотворение в качестве доказательства того, что будет и второе сотворение, то есть Воскрешение — Всевышний напоминает об этом Своим рабам, которым Воскрешение представляется чем-то нереальным и невозможным: «Человек говорит: «Неужели после того, как я умру, я выйду из могилы живым?» Разве человек не помнит о том, что ещё раньше Мы создали его, хотя его вообще не было?» Сура 19 «Марьям», аяты 66-67.

 

А вдругом месте Всевышний напоминает нам о сотворении первого человека. Наш праотец Адам (Да благословит его Аллах и приветствует) был сотворен из земли, и если Всевышний способен превратить землю в человека, это удивительное создание, то Он, конечно же, может сделать это снова после того, как человек умрёт. Он также напоминает нам о сотворении нас — потомства Адама. Всевышний сотворил нас из ничтожной жидкости, которая потом превратилась в сгусток крови, потом в кусочек плоти, похожий на жёваное мясо... И наконец Всевышний вдохнул в получившееся тело дух, и оно стало человеком. А тот, кто способен сотворить кого-то подобным образом в первый раз — а это творение мы имеем возможность наблюдать ежедневно, — тот способен повторить это снова и способен воскресить мёртвых: «О люди! Если вы сомневаетесь в Воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжёванного кусочка, сформировавшегося или сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают[рано], другие же возвращаются в жалкую старость и забывают всё, что знали. Ты видишь безжизненную землю. Но стоит Нам ниспослать на неё воду, как она приходит в движение, набухает и порождает всякие прекрасные растения. Это происходит потому, что Аллах является Истиной, оживляет мёртвых и способен на всякую вещь, потому что Час, в котором нет сомнения, непременно наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто в могилах» (сура 22 «Паломничество», аяты 5-7).

Всевышний велел Своим рабам странствовать по земле и смотреть, как происходит первоначальное творение, чтобы они поняли, что Всевышний, способный сотворить в первый раз, способен и воссоздать Своё творение снова: «Неужели они не видят, как Аллах создаёт творение в первый раз, а затем воссоздаёт его? Воистину, это для Аллаха легко. Скажи: "Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз. Затем Аллах сотворит последнее творение [То есть воскресит мёртвых]. Воистину, Аллах способен на всякую вещь"» (сура 29 «Паук», аяты 19-20).

Всевышний также сказал: «Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их, и сделать это для Него ещё легче. Он обладает самыми совершенными качествами на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (сура 30 «Римляне», аят 27).

 

 

  1. Тот, Кто способен сотворить великое, способен сотворить и то, что менее значительно.

Мы сами осуждаем тех, кто утверждает о способном нести очень тяжёлую ношу, что он не способен сдвинуть с места ношу, которая почти ничего не весит. Мы также осуждаем и тех, кто о человеке, победившем в борьбе очень сильного соперника, говорит: «Ты не можешь справиться даже с хилым и слабым соперником!» Поистине, тот, кто строит дворцы, безусловно, способен построить и маленькую хижину.

А ведь Всевышний обладает самыми совершенными качествами, и среди Его творений есть такие великие и сложно устроенные, что по сравнению с ними сотворение человека представляется достаточно простым и примитивным. Как можно сказать о Том, Кто сотворил небеса и землю, что Он не способен сотворить то, что меньше и ничтожнее их?

Всевышний Аллах сказал: «...и они говорили: "Неужели после того, как мы превратимся в прах и частички, мы будем воскрешены в новом творении?" Неужели они не видят, что Аллах, Который сотворил небеса и землю, может сотворить подобных им? Он установил для них срок, в котором нет сомнения, но несправедливые отвергают все, кроме неверия» (сура 17 «Ночное путешествие», аяты 98-99).

 

Всевышний также сказал: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, способен, ведь Он — Творец, Знающий». Сура 36 «Йа Син», аят 81.

 

И Всевышний сказал: «Разве они не видят, что Аллах, Который сотворил небеса и землю и не утомился от их сотворения, способен оживить мёртвых? О да! Он способен на всякую вещь». Сура 46 «Барханы», аят 33.

 

Кроме того, Всевышний сказал: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более грандиозное и великое, чем сотворение людей»(сура 40 «Прощающий», аят 57).

 

Ибн Таймийя привёл эти аяты, после чего сказал: «Совершенно очевидно, что сотворение небес и земли по сравнению с сотворением, например, человека есть нечто поистине великое, и что для их сотворения требуется намного больше силы и могущества, чем для сотворения человека, и что сотворение человека, таким образом, намного проще и вероятнее» [Маджму' аль-фатава].

Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» говорит: «Всевышний сообщил нам о том, что Тот, Кто сотворил небеса, несмотря на их величие и необъятность, оживит истлевшие кости и снова сделает их такими, какими они были сначала» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

 

 

  1. Всевышний способен переводить Свои творения из одного состояния в другое.

Те, кто отрицает Воскрешение, считают, что люди после своей смерти обращаются в прах и воссоздание их после этого уже невозможно: «Они говорят: "Неужели после того, как мы затеряемся в земле, мы возродимся в новом творении?"»(сура 32 «Земной поклон», аят 10).

Под словами «затеряемся в земле» подразумевается, что их тела истлеют в земле и смещаются с ней.

Всевышний разъяснил нам в нескольких аятах Корана, что одним из Его высочайших качеств, составляющих Его Господство (рубубийя)и Божественность (улюхийя),является Его способность переводить Свои творения из одного состояния в другое. Он умерщвляет их и оживляет, создаёт и губит, выводит живое из мёртвого и мёртвое из живого: «Аллах заставляет раскрываться зерно и косточку. Он выводит живое из мёртвого и мёртвое из живого. Таков Аллах! До чего же вы отвращены от истины! Он заставляет пробиваться утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну — для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего»(сура 6 «Скот», аяты 95-96).

 

Из твёрдого, неживого семени Он выводит прекрасное живое растение, которое зеленеет, цветёт и приносит плоды, а потом это растение даёт твёрдые, неживые семена. Живая птица откладывает неживое яйцо, и из этого неживого яйца выходят живые птицы, которые летают и щебечут.

Поистине, изменение состояния людей (смерть — жизнь, жизнь — смерть) — величайшее доказательство могущества Всевышнего, которое заставляет людей подчиняться Ему и склоняться пред Его величием: «Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему».Сура 2 «Корова», аят 28

 

Последние три доказательства приводятся в одном месте в Коране как ответ тем, кто отрицает Воскрешение: «Он привёл Нам пример и забыл о своём сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые

истлели?» Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Он создал для вас огонь из зелёного дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, способен, ведь Он — Творец, Знающий. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается. Пречист Тот, в Чьей руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены».Сура 36 «Йа Син», аяты 78-83.

 

Пример привёл один из арабов-безбожников. В сборниках хадисов упоминается о том, что этот неверующий взял истлевшую кость, измельчил её, а потом подул на неё так, что она обратилась в прах, после чего сказал Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «О Мухаммад, ты утверждаешь, что Аллах воскресит это?» Тогда Всевышний ниспослал эти аяты, стыдя этого неверующего за его невежество и заблуждение: «Он привёл Нам пример и забыл о своём сотворении. Он сказал: "Кто оживит кости, которые истлели?"» (сура 36 «Йа Син», аят 78). Если бы этот человек был разумным, он не задавал бы таких вопросов, потому что само его существование в этой жизни и его сотворение являются ответом на его вопрос. Это разъясняется в аяте: «Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"» (сура 36 «Йа Син», аят 79).

«Всевышний приводит первое сотворение в качестве доказательства возможности второго, то есть Воскрешения, ведь каждому разумному человеку понятно, что если Всевышний способен сотворить в первый раз, то он тем более способен воссоздать Своё творение, сотворить его вновь и что если бы Он не был способен повторить сотворение, то Он уж точно не смог бы осуществить его и в первый раз, потому что это сложнее. А поскольку сотворение предполагает наличие у Творца силы, могущества и способности творить, а также всестороннего знания об этом творении, то Всевышний заканчивает аят словами: "Он ведает о всяком творении". То есть Всевышний знает все о первом сотворении, знает во всех подробностях, как осуществить это сотворение, знает, из чего будет состоять творение и как оно будет выглядеть. Точно так же — и второе сотворение, то есть воссоздание: если Всевышний обладает достаточным могуществом, силой и совершенным знанием, то что мешает ему воскресить человека, давно умершего и превратившегося в истлевшие кости?» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

«После этого Всевышний приводит веский довод и неопровержимое доказательство, содержащее в себе ответ на вопрос другого безбожника: "Истлевшая кость — это нечто холодное и сухое, а то, что несёт в себе жизнь, должно быть тёплым и влажным" Вот что сказал Всевышний, соединив в Своих словах доказательство и ответ на вопрос безбожника: "Он создал для вас огонь из зелёного дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него". Всевышний напоминает нам о том, что Он вывел этот элемент, предельно горячий и в то же время сухой, из зелёного дерева, которое наполнено влагой и одновременно холодное. Тот, Кто способен вывести нечто из его полной противоположности и Кому полностью подчинены все вещества, из которых состоят Его творения, способен сделать то, о чём говорил безбожник, то есть оживить истлевшие кости.

 

Потом Всевышний привёл ещё одно доказательство, напомнив нам о том, что способный сотворить нечто великое способен сотворить и нечто менее значительное. Любой разумный человек понимает, что тот, кому под силу выполнить очень трудную задачу, способен сделать и нечто, требующее меньших усилий. Тот, кто способен нести нечто тяжёлое, тем более способен нести и то, что легче. Поэтому Всевышний сказал: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им?» (то есть людям). Всевышний говорит о том, что Он, способный сотворить небеса и землю, которые велики и необъятны и так сложно, совершенно и гармонично устроены, конечно же, способен оживить истлевшие кости и придать им первоначальный вид» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

«Всевышний также указал нам на то, что Он создаёт совсем не так, как создают другие, которые нуждаются в помощниках и подручных материалах: Он не нуждается в инструментах и приборах, ничего при этом не расходует, для Него нет ничего трудного и невозможного, и Его не постигает усталость. Если Он желает сотворить что-либо, Ему достаточно сказать будущему творению: "Будь!" — и оно тут же появляется по Его воле, причём оно всегда в точности такое, как того желает Всевышний: "Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается".Приведение доказательств Он завершает упоминанием о том, что Он властен над всякой вещью и распоряжается всем посредством Своих слов и действий: "Пречист Тот, в Чьей руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены"».[Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

 

  1. Оживление некоторых умерших в нашем мире.

В истории известно немало случаев возвращения к жизни умерших, которые превратились в бездыханные тела и уже стали разлагаться. Есть люди, свидетельствовавшие о том, что видели, как оживали неодушевлённые предметы. Всевышний Аллах поведал нам о некоторых из таких удивительных случаев. Например, народ Мусы сказал ему: «Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто»(сура 2 «Корова», аят 55).

Тогда все они были поражены и погибли, а потом Он вернул их к жизни: «Вас поразила молния, тогда как вы наблюдали за этим. Затем Мы воскресили вас после смерти — быть может, вы будете благодарны»(сура 2 «Корова», аяты 55-56).

 

Как-то один израильтянин убил другого, и каждое племя стало обвинять другое в этом убийстве. Тогда их пророк велел им зарезать корову. Они же, вместо того чтобы сразу подчиниться, принялись расспрашивать его о том, как именно эта корова должна выглядеть, о её возрасте, приметах и так далее. В конце концов они всё же зарезали корову, после чего их пророк велел им ударить убитого частью этой коровы. Тогда Всевышний оживил его на глазах у всех людей, и он назвал имя своего убийцы: «Мы сказали: "Ударьте[убитого]частью[коровы]'' Так Аллах воскрешает мёртвых и показывает вам Свои знамения — быть может, вы уразумеете» (сура 2 «Корова», аят 73).

 

Всевышний поведал нам и о тех, кто покинул свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи, и Он умертвил их, а потом оживил: «Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите!» Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны». Сура 2 «Корова», аят 243.

 

Кроме того, Аллах сообщил нам о человеке, проходившем мимо разрушенного селения: ему показалось невероятным то, что Аллах может вернуть к жизни это селение с его обитателями. Всевышний умертвил этого человека на сто лет, а потом оживил его, и когда его спросили о том, сколько времени прошло, он решил, что прошёл день или часть дня. А после оживления этого человека Аллах оживил и его осла, чтобы он понял, как велико могущество Всевышнего, и увидел, как Он воссоздаёт Своё творение: формируются кости, потом на них нарастает плоть, потом в это тело вдыхается дух. Что же касается еды, которая была у него с собой, то она не испортилась и не заплесневела, и это ещё одно знамение, указывающее на безграничное могуществоВсевышнего: «Или над тем, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: "Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?" Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: "Сколько ты пробыл здесь?" Он сказал: "Я пробыл день или часть дня" Он сказал: "Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберём кости, а затем покроем их мясом" Когда это было показано ему, он сказал: "Я знаю, что Аллах всё может"» (сура 2 «Корова», аят 259).

 

А пророк Ибрахим (Да благословит его Аллах и приветствует) попросил своего Господа показать ему, как Он оживляет мёртвых. Вот как описывает Всевышний то, что последовало за этой просьбой: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мёртвых». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно, верую! Но я хочу, чтобы моё сердце успокоилось». Он сказал: «Возьми четырёх птиц, зарежь их и положи по части на каждом холме. А потом позови их, и они устремятся к тебе. И знай, что Аллах — Могущественный, Мудрый»».Сура 2 «Корова», аят 260.

 

Аллах велел ему взять четырёх птиц, зарезать их, а потом положить их части на разных горах, после чего позвать их. Каждая часть прилетела отдельно, потом соединилась с остальными, а после этого Всевышний вдохнул в этих птиц дух, и они ожили и улетели.

Пророк 'Иса (Да благословит его Аллах и приветствует) делал фигурки птиц из глины, а потом дул на них, и они становились живыми птицами по воле Всевышнего. Кроме того, он оживлял умерших по воле Всевышнего. Так, он сказал своему народу: «Он сделает его посланником к сынам Исраиля: "Я принёс вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцеляю слепого и прокажённого и оживляю мёртвых с позволения Аллаха»(сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 49).

 

Всевышний, как мы знаем, усыпил нескольких юношей в пещере, где они проспали триста девять лет, после чего пробудились от своего столь продолжительного сна: «Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там».(сура 18 «Пещера», аят 12).

 

Всевышний сказал об этом событии: «Так Мы пробудили их для того, чтобы они расспросили друг друга. Один из них сказал: "Сколько вы пробыли здесь?" Они сказали: "Мы пробыли день или часть дня" Они сказали: "Вашему Господу лучше известно о том, сколько вы пробыли"»(сура 18 «Пещера», аят 19).

 

Всевышний также сказал: «Они провели в пещере триста лет и ещё девять»(сура 18 «Пещера», аят 25).

 

Одним из великих чудес, дарованных Мусе, был посох, который он бросал на землю, и он превращался — посредством могущества Аллаха — в змею: «Он бросил свой посох, и тот превратился в явную змею»(сура 26 «Поэты», аят 32).

 

А когда колдуны бросили свои верёвки и посохи, Муса бросил свой посох, и он, превратившись в змею, проглотил все их верёвки и посохи: «Затем Муса бросил свой посох, и тот проглотил всё, что они лживо измыслили» (сура 26 «Поэты», аят 45).

 

  1. Всевышний приводит в качестве примера то, как Он оживляет землю посредством растений.

 

Всевышний Аллах привёл в качестве примера оживления безжизненного тела и истлевших костей то, как Он оживляет землю посредством растений: «Посмотри на следы милости Аллаха, на то, как Он оживляет землю после её смерти. Воистину, Он способен оживить мёртвых и способен на всякую вещь»(сура 30 «Римляне», аят 50).

 

Всевышний также сказал: «Аллах — Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака. Потом Мы гоним их в мёртвые земли и оживляем[дождевою водой]землю после её смерти. Таким же образом произойдёт Воскрешение». Сура 35 «Творец», аят 9.

 

И Всевышний сказал: «Среди Его знамений — то, что ты видишь землю иссохшей, но, когда Мы ниспосылаем на неё воду, она приходит в движение и набухает. Воистину, Тот, Кто оживил её, непременно оживит мёртвых. Он способен на всякую вещь».Сура 41 «Разъяснены», аят 39.

 

Кроме того, Всевышний сказал: «Он ниспослал с неба воду в меру, и ею Мы оживили мёртвую землю. Таким же образом вы будете выведены из могил». Сура 43 «У

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.