|
Эластичность спроса и ее значение для потребителей.
Эластичность спроса – характеризует степень реакции спроса на изменение цены товара. В экономической теории используются различные методы измерения эластичности:
Дуговая эластичность – это приблизительная мера реакции спроса (предложения) на изменение цены, дохода и т.д. Показатель дуговой эластичности отражает среднюю величину эластичности для определенного отрезка, в данном случае, графика спроса.
Точечная эластичность – это точная мера реакции спроса (предложения) на изменение цен, доходов и т.д. Данный показатель применяется к отдельной точке, находящейся на кривой спроса (или дальше мы будем говорить о предложении, то тогда точке, находящейся на кривой предложения).
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА: ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА
|
| Виды эластичности
|
|
| Эластичность спроса по цене
| Эластичность спроса по доходу
| Перекрестная эластичность
|
| Методы расчета
|
|
| 1. Дуговая
2. Точечная (для точки А)
| 1. Дуговая
2. Точечная
| 1. Дуговая
2. Точечная
|
| Обозначения:
Q1 и Р2- начальные значения объема спроса и цены;
Q2 и Р2 - конечные значения объема спроса и цены;
I1 и I2 - начальные и конечные значения дохода;
Индексом «х» обозначены величины, относящиеся к товару «х»;
Индексом «у» обозначены величины, относящиеся к товару « у».
| | | | | | |
Перекрестная эластичность характеризуетстепень реакции спроса на товар Х при изменении цены на товар У. Если:
Eх / у> 0 – товары Х и У являются заменителями (чем выше значение коэффициента, тем больше степень заменяемости);
Eх /у < 0 – товары Х и У являются дополняющими (чем выше значение коэффициента, тем больше они дополняют друг друга);
Eх / у = 0 – товары Х и У независимы друг от друга.
Эластичность спроса по доходу:
EI < 0 –товар низкокачественный (с ростом дохода, спрос снижается);
EI > 0 –товар нормальный (с ростом дохода, спрос увеличивается);
EI < 1 –товар первой необходимости;
EI > 1 –товар роскоши;
EI= 1 –товар второй необходимости.
Эластичность спроса по цене:
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (пять обобщенных типов)
|
| Абсолютно (совершенно) эластичный спрос:
цена продукта не изменяется, несмотря на изменения спроса. Показатель эластичности равен бесконечности (| ЕD| = ∞). Гипотетический вариант. Покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена повысится, то не приобретут ничего
|
|
| Эластичный спрос, что означает высокую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности больше единицы (|ЕD| > 1). Данный вид спроса характерен для предметов роскоши, дорогих предметов потребления и продукции с большим количеством заменителей. Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Ed = 1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене
|
|
| Спрос единичной эластичности, что означает одинаковую степень перемены цены и объема спроса (|ЕD| = 1) в противоположных направлениях
|
|
| Неэластичный спрос, что означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше единицы (|ЕD| < 1)Данный вид спроса характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда, расходы на общественный транспорт) Например, цена на товар увеличилась на 3%, а спрос при этом уменьшился только на 1% (Ed= 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене.
|
|
| Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос: изменение цены вообще не оказывает никакого влияния на объем спроса. Он стабилен. Показатель эластичности равен нулю
(|ЕD| = 0). Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства.
|
|
Влияние эластичности или неэластичности спроса на изменение дохода потребителей и продавцов.
1. Неэластичный спрос. При росте цены выручка от продажи увеличивается, при снижении – падает.
2. Единичная эластичность. Выручка не изменяется ни при росте, ни при падении цены.
3. Эластичный спрос. При росте цены выручка сокращается, а при снижении – растет.
Таким образом, при неэластичном спросе продавцам выгодно повышение цен (их выручка растет), а покупателям – их снижение (расходы сокращаются). При эластичном спросе продавцам выгодно снижать цены, а покупателям выгодно повышение цен (тогда их деньги сохраняются, т.к. они их не тратят). При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставят выручку и расходы неизменными.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|