Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Тема: ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ.
Спрос – платежеспособная потребность, выраженная количеством данного товара, которое может быть приобретено на рынке при различных уровнях цены.
Величина спроса(D) – это конкретное значение спроса при конкретной цене.
Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены. Чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.
P - цена
Q - объем товаров и услуг Исключения из закона спроса:
- Эффект Гиффена. При росте цены товара первой необходимости потребители ожидают роста цен в будущем и приобретают данный товар впрок. В результате величина спроса возрастает.
- Эффект Веблена. Речь идет о «демонстративном потреблении», характеристику которого впервые дал в своей работе «Теория праздного класса» Т. Веблен. В определенных условиях цена товара становится показателем его престижности. Отсюда и возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров.
- Эффект «цена – показатель качества». Зачастую, потребители определяют уровень качества товара его ценой. Рост цены товара расцениваться потребителями как улучшение качества и величина покупок данного товара возрастет.
- Эффект следования за большинством.
Параметры спроса:
- цена спроса – этомаксимальная цена, по которой данный товар будет приобретаться потребителями (Р).
- объем спроса – определяется максимальной потребностью в данном товаре (Qmax).
Факторы (детерминанты), влияющие на спрос:
Ценовые факторы: проявляются в изменении цены данного товара (график остается на месте), меняется величина спроса (движение вдоль кривой).
Неценовые факторы: проявляются в изменении количества покупок данного товара при тех же самых уровнях цены. В этих случаях меняется сам спрос (кривая спроса смещается вправо-вверх при увеличении спроса и влево-вниз при уменьшении спроса).
· доходы потребителей
· вкусы и предпочтения покупателей
· общее количество покупателей (объем рынка)
· ожидания покупателей включая и инфляционные
· реклама
· налоги и дотации
· цены на взаимозаменяемые товары (субституты)
· цены на взаимодополняющие товары (комплементарные).
Предложение – это количество данного товара, которое будет предлагаться на рынке при различных уровнях цены.
Величина предложения(S) – это конкретное значение количества предлагаемого на рынке товара при конкретном уровне цены – конкретная точка на графике.
Закон предложения – при росте цены товара, предложение данного товара на рынке будет возрастать.
Параметры предложения:
- цена предложения – минимальная цена, по которой данный товар будет предлагаться на рынке.
- объем предложения – минимально целесообразный объем выпуска.
- производственные возможности отрасли – максимальный выпуск, который может дать отрасль при полном и наилучшем использовании всех имеющихся ресурсов.
Факторы (детерминанты), влияющие на предложение:
Ценовые факторы: совокупность факторов, под воздействием которых меняется цена. При этом предложение остается прежним (график не меняется, движение вдоль кривой), т. е. меняется лишь величина предложения.
Неценовые факторы: совокупность факторов, под воздействием которых при тех же самых уровнях цены предложение увеличивается ( сдвиг – вправо-вниз) или уменьшается (сдвиг – влево-вверх). Меняется само предложение:
1. Цены на ресурсы
2. Применение новых технологий
3. Налоги и дотации
4. Количество производителей и продавцов на рынке
5. Ожидания изменения цен
6. Цены на другие товары
7. Прочие факторы (пожары, наводнения, кризисы)
Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой РЕ (цена, которая устраивает и производителя и потребителя).
Равновесный объем – объем, когда величина спроса совпадает с величиной предложения QE = QD = QS
Рыночная цена не всегда совпадает с равновесной ценой:
-Р = РЕ -идеальная ситуация и длится короткий период;
-Р > РЕ -перепроизводство, т. е. избыток предложения (профицит);
-Р < РЕ -дефицит, т. е. избыток спроса.
Излишки производителя и потребителя.
Т. к. цена равновесия РЕ обычно ниже максимальнопредлагаемой потребителям цены Pmax, то возникает излишек потребителя.
Ипот = 1/2(Рmax - РЕ)QE
Излишек производителя – это денежная сумма, которую «выигрывают» производители данного товара в результате того, что на рынке установилась цена товара РЕ, а не Pmin.
Ипроизв = 1/2(РЕ - Рmin.)QE
Совокупная оценка благосостояния субъектов рынка определяется общественным выйгрышем = Ипот + Ипроизв
0
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|