Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие.





Тема: ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ.

Спрос – платежеспособная потребность, выраженная количеством данного товара, которое может быть приобретено на рынке при различных уровнях цены.

Величина спроса(D) – это конкретное значение спроса при конкретной цене.

Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены. Чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

D2
D
D 1 111
Q
P

 

P - цена

Q - объем товаров и услуг Исключения из закона спроса:

- Эффект Гиффена. При росте цены товара первой необходимости потребители ожидают роста цен в будущем и приобретают данный товар впрок. В результате величина спроса возрастает.

- Эффект Веблена. Речь идет о «демонстративном потреблении», характеристику которого впервые дал в своей работе «Теория праздного класса» Т. Веблен. В определенных условиях цена товара становится показателем его престижности. Отсюда и возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров.

- Эффект «цена – показатель качества». Зачастую, потребители определяют уровень качества товара его ценой. Рост цены товара расцениваться потребителями как улучшение качества и величина покупок данного товара возрастет.



- Эффект следования за большинством.

Параметры спроса:

- цена спроса – этомаксимальная цена, по которой данный товар будет приобретаться потребителями (Р).

- объем спроса – определяется максимальной потребностью в данном товаре (Qmax).

Факторы (детерминанты), влияющие на спрос:

Ценовые факторы: проявляются в изменении цены данного товара (график остается на месте), меняется величина спроса (движение вдоль кривой).

Неценовые факторы: проявляются в изменении количества покупок данного товара при тех же самых уровнях цены. В этих случаях меняется сам спрос (кривая спроса смещается вправо-вверх при увеличении спроса и влево-вниз при уменьшении спроса).

· доходы потребителей

· вкусы и предпочтения покупателей

· общее количество покупателей (объем рынка)

· ожидания покупателей включая и инфляционные



· реклама

· налоги и дотации

· цены на взаимозаменяемые товары (субституты)

· цены на взаимодополняющие товары (комплементарные).

 

 


Предложение – это количество данного товара, которое будет предлагаться на рынке при различных уровнях цены.

Величина предложения(S) – это конкретное значение количества предлагаемого на рынке товара при конкретном уровне цены – конкретная точка на графике.

Закон предложения – при росте цены товара, предложение данного товара на рынке будет возрастать.

 

 

S1
S
Q
P
S2

Параметры предложения:

- цена предложения – минимальная цена, по которой данный товар будет предлагаться на рынке.

- объем предложения – минимально целесообразный объем выпуска.

- производственные возможности отрасли – максимальный выпуск, который может дать отрасль при полном и наилучшем использовании всех имеющихся ресурсов.

Факторы (детерминанты), влияющие на предложение:

Ценовые факторы: совокупность факторов, под воздействием которых меняется цена. При этом предложение остается прежним (график не меняется, движение вдоль кривой), т. е. меняется лишь величина предложения.

Неценовые факторы: совокупность факторов, под воздействием которых при тех же самых уровнях цены предложение увеличивается ( сдвиг – вправо-вниз) или уменьшается (сдвиг – влево-вверх). Меняется само предложение:

1. Цены на ресурсы

2. Применение новых технологий

3. Налоги и дотации

4. Количество производителей и продавцов на рынке

5. Ожидания изменения цен

6. Цены на другие товары

7. Прочие факторы (пожары, наводнения, кризисы)



Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой РЕ (цена, которая устраивает и производителя и потребителя).

Равновесный объем – объем, когда величина спроса совпадает с величиной предложения QE = QD = QS

 
 

 


Рыночная цена не всегда совпадает с равновесной ценой:

-Р = РЕ -идеальная ситуация и длится короткий период;

-Р > РЕ -перепроизводство, т. е. избыток предложения (профицит);

-Р < РЕ -дефицит, т. е. избыток спроса.

Излишки производителя и потребителя.

Т. к. цена равновесия РЕ обычно ниже максимальнопредлагаемой потребителям цены Pmax, то возникает излишек потребителя.

Ипот = 1/2(Рmax - РЕ)QE

Излишек производителя – это денежная сумма, которую «выигрывают» производители данного товара в результате того, что на рынке установилась цена товара РЕ, а не Pmin.

Ипроизв = 1/2(РЕ - Рmin.)QE

 

Совокупная оценка благосостояния субъектов рынка определяется общественным выйгрышем = Ипот + Ипроизв

 

 

       
   
 
Р Pmax РЕ Pmin
 

 

 


QE
Q
0

 
 
Излишек производителя

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.