Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы отбора содержания образования. Образовательные стандарты.





ТЕМА 5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

1. Теории формирования содержания образования.

2. Понятие «содержание образования», его структура.

3. Принципы отбора содержания образования. Образовательные стандарты.

 

Содержание образования: сущность и структура.

Вопрос «Чему обучать?» достаточно сложный. Самый простой ответ на него может звучать так: учить нужно предметам наиболее полезным. А какие предметы наиболее полезны? В разные времена на этот вопрос отвечали по-разному. Например, наши допетровские предки полагали, что грамоте нужно учить не ради грамотности, а ради чтения «слова божия» и душеспасительных книг – это самое полезное занятие. Во времена Петра многие утверждали, что самое нужное знание есть «цифири», умение считать. С течением времени круг полезных предметов расширился. Уже в 18-19 веках проблема «Чему обучать?» стояла очень остро. Ученые-педагоги дискутировали о том, какие виды знания обладают преимуществом. В одно время – это были гуманитарные науки, в другое – естественные и математические.

Интересно к этой проблеме подходил Л.Н. Толстой. Он полагал, что наиболее ценные знания те, которые выясняют смысл жизни, положение человека, его предназначение, которые помогают людям становиться совершеннее. По мнению Л.Н. Толстого, все дифференциальные и интегральные исчисления мало полезны человеку и едва ли стоят времени на занятия ими, так как не делают человека лучше. Наука жизни, понимание людских взаимоотношений – вот центральная область человеческого знания, все остальное – пустяки. Но были и другие мнения. В к. 19 века Спенсер и многие другие ученые защищали первенство естественных и математических наук. Этой дискуссии – о приоритете классического (гуманитарного) или естественнонаучного образования – Л.Н. Толстой посвятил несколько страниц в романе «Анна Каренина», описав спор между ученым Кознышевым и Карениным. В советский период развития нашего общества делался упор идеологическое образование. В настоящее время, в условиях нового витка НТР, правительство считает, что приоритет имеют точные науки, техническое образование, которое необходимо для ускоренного развития экономики, создания современных технологий.





На определение содержания образования в разные исторические периоды большое влияние оказывали разные дидактические теории.

1. Дидактический энциклопедизм. В 17 веке Я.А. Коменский решал проблему содержания школьного образования просто, как «обучение всех всему», то есть школьная программа и энциклопедия – практически одно и то же; то, что учитель знает, он и передает ученикам.

2. Дидактический формализм, или теория формального (классического) образования. Эта идея развивалась в 17-19 вв. Дж. Локком, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербартом, которые считали, что цель образования – не столько овладение фактическими знаниями, сколько развитие ума и нравственности ученика, поэтому изучение древней истории, языков, литературы, математики и других предметов, которые давались в гимназии, наилучшим образом способствуют достижению данной цели.

3. Теория материального (реального) образования. В конце 19 в. эту теорию активно разрабатывал ученый Спенсер. По его мнению, в век развития промышленного производства обучать надо преимущественно естественнонаучным и математическим дисциплинам. Критерий отбора учебного материала – это степень его пригодности для жизни, для прогресса общества, для непосредственной профессиональной деятельности учащихся в будущем.

4. Дидактический утилитаризм, или теория прагматичного образования. В к.19 века один из основателей прагматизма амер. ученый Дж. Дьюи обосновал «прагматичную дидактику», в основе которой лежат идеи «обучения через делание», предельной самостоятельности учащихся, решения ими практических проблем. По мнению Дж. Дьюи, обучение должно максимально готовить учащихся к жизни, к труду. Ту же идею проповедовал и амер. педагог У. Килпатрик, разработавший в н. 20 века «проектную систему обучения».



5. Дидактический функционализм. Эта зарубежная педагогическая теория разрабатывалась в 20 веке в противовес универсализму. Основная мысль – образование должно быть функциональным, то есть гибко соответствовать потребностям времени, запросам экономики.

В нашей стране образование всегда отличалось фундаментальностью, то есть учащиеся и в школе, и в учебно-профессиональных заведениях изучали систему наук – гуманитарных, математических, естественных. Однако на современном этапе развития общества в качестве педагогической парадигмы рассматривается теория компетентностно-ориентированного образования.

Идея компетентностного подхода в российском образовании возникла вслед за европейскими странами в связи с осознанием проблемы адаптации выпускников общей и профессиональной школы к динамично меняющимся условиям жизни. Компетентностный подход впервые был сформирован Советом Европы на симпозиуме, посвященном проблемам среднего образования (1996г.). Проанализировав основные проблемы общества, связанные с сохранением демократии, наличием множества языков и культур, с расширяющейся информатизацией, усложнением производства, с экономическими трудностями и нестабильностью рынка труда, эксперты предложили список ключевых компетенций, которыми должны владеть выпускники образовательных учреждений. В качестве основных компетенций были названы: политические, социальные, коммуникативные, информационные компетенции; компетенции, реализующие способность и желание человека учиться всю жизнь; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. В Европе идея компетентностного подхода к профессиональному образованию была усилена требованиями работодателей. Так, в Великобритании и других европейских странах ключевые компетенции были введены в результате внешнего давления на систему образования со стороны представителей индустрии и бизнеса, которые выразили недовольство качеством подготовки выпускников профессиональной школы.

Компетентностный подход рассматривается сегодня как концептуальная основа реформирования российского образования в соответствии с потребностями экономики и обеспечения конкурентоспособности государства на мировом рынке. Для России так же, как и для других стран, назрела потребность лучше адаптировать образовательные программы к социально-экономическим нуждам общества. Современный человек должен не только адаптироваться к окружающей действительности, но и успешно решать возникающие задачи, в том числе связанные с преобразованием мира. Постоянное усложнение производства, распространение многоуровневых комплексов, где ежедневно принимаются тысячи решений, качество которых зависит от компетенции отдельных лиц, расширяющаяся информатизация общества – все это создает совершенно новую ситуацию развития человека. Постиндустриальное общество предъявляет к нему новые требования, связанные со способностью ориентироваться в различных социальных и профессиональных ситуациях, решать проблемы разного уровня сложности, перерабатывать большие объемы информации и на основе даже небольшого количества данных принимать грамотные решения. Желательно, чтобы при этом он владел развитыми социальными умениями, прежде всего, связанными с межличностной коммуникацией, имел сформированную систему ценностей, так как в современном мире появляется все больше проблем, требующих нравственного выбора. Все эти требования заставляют по-новому решать вопрос содержания общего и профессионального образования.

 

2. Понятие «содержание образования», его структура.

Содержание образования – это система научных знаний, совокупность способов практической и творческой деятельности, нравственно-мировоззренческих ценностей, которыми должны овладеть обучающиеся.

В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделял следующие элементы содержания образования:

1) знания о природе, обществе, человеке, технике и т.д. (информационный элемент);

2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности (операционный элемент);

3) опыт творчества (творческий элемент);

4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной деятельности (аксиологический элемент).

В традиционном содержании образования упор делается на научные знания; учащихся знакомят с фактами, понятиями, принципами, законами. Проблема в том, что ученики до усвоения альтернативных идей, концепций науки зачастую так и не доходят, оставаясь на уровне фактологического, в лучшем случае понятийного усвоения учебного материала. Это объясняется тем, что теоретический уровень подготовки учителей, преподавателей часто недостаточен, и они не в состоянии выйти за рамки своего предмета. Задача современного образования – вооружить учащихся не столько знаниями о мире, сколько методами познания норм этого мира, компасом, помогающим на пути познания. В еще меньшей степени учащиеся владеют способами практической и творческой деятельности. Хотя по окончании школы каждый выпускник должен иметь развитые интеллектуальные умения (выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать проблему, разрешать ее), исследовательские умения (формулировать цель, предмет, гипотезу исследования, проводить эксперимент), информационно-технологические умения, социальные умения (работать в команде, выступать публично, вести дискуссии), творческие умения (комбинировать противоположные подходы, использовать аналогию, генерировать идеи). Часто педагоги недооценивают такой компонент содержания образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения. В результате ученики могут иметь хорошие оценки по предметам, но при этом проявлять жестокость по отношению к сверстникам, животным, то есть усвоенные знания не стали основой нравственного поведения, не «переплавились» в ценности и убеждения личности.

 

Принципы отбора содержания образования. Образовательные стандарты.

Содержание образования определяется с учетом следующих факторов:

- потребностей общества в социализации личности;

- экономических условий и политической ситуации в стране;

- достижений науки, техники, технологий;

- культурно-исторических, национальных традиций;

- прогрессивного педагогического опыта зарубежных стран;

- содержание образования на каждой конкретной ступени определяется с учетом возрастных возможностей учащихся.

Таким образом, существуют два источника содержания образования: 1) реальный мир, живая и неживая природа, общество и т.д., то есть все то, что освоено человеком в виде социального опыта; 2) сам ученик, его образовательные потребности, способности, требующие развития в педагогическом процессе. Этим двум источникам содержания образования соответствуют и две системы целей: одна связана с познанием и овладением социальным опытом, вторая – с развитием личности ученика. Между этими целями в традиционном предметном обучении существует известное противоречие, связанное с иерархией, соподчиненностью двух систем. Образование всегда выполняло главную функцию – передача новому поколению уровня культуры, достигнутого обществом. Но образование также призвано выполнять развивающую функцию. Одной из проблем сегодня остается нерешенное противоречие между стандартизацией школьного и профессионального образования, с одной стороны, и необходимостью реализовать развивающее обучение – с другой.

Образовательный стандарт – это нормативный документ, определяющий требования: 1) к содержанию образовательных программ на каждой конкретной ступени (уровне); 2) к объему учебной нагрузки; 3) к уровню обязательной подготовленности выпускников в виде знаний, умений и неразрывно связанных с ними компетенций. Образовательный стандарт служит основой для последующей разработки учебных планов, образовательных программ, методических материалов в помощь учебному процессу.

Особенностями нового поколения стандартов являются следующие:

- стандарты разрабатываются отдельно для каждой ступени образования и каждого уровня подготовки (для общего среднего образования, для среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, для высшего образования – подготовка бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов);

- стандарты ориентированы не на знания, умения, навыки, а на формирование компетенций выпускников, то есть их способности использовать ЗУН, личностные качества для осуществления определенной деятельности в определенной области;

- стандартами предусмотрены базовая и вариативная части учебных программ; вариативная часть определяются учебным заведением самостоятельно;

- трудоемкость учебной нагрузки оценивается не в академических часах, а в зачетных единицах/ кредитах (одна зачетная единица – это 36 ак. часов).

 

В настоящее время имеется много нерешенных проблем, связанных с определением содержания образования:

- соотношение фундаментальной и прикладной подготовки в школе, фундаментальной и специальной подготовки в учебно-профессиональных заведениях;

- соотношение гуманитарной и математической, естественнонаучной, компьютерной подготовки;

- приоритет предметной подготовки, формирующей систему знаний, или «надпредметной» подготовки, формирующей компетенции;

- приоритет стабильных учебных планов и программ или гибких, вариативных курсов, в которых учитываются потребности и интересы учащихся.

 

Вопросы:

1. И.Я. Лернер считал, что содержание образования по каждому конкретному предмету должно соответствовать логике и системе науки. Компетеностно-ориентированное образование предполагает «надпредметный» подход, то есть не просто усиление взаимодействия между отдельными учебными предметами, а стирание границ между ними. Как, по Вашему, должно измениться содержание образования в связи с компетентностной парадигмой в педагогике?

2. В педагогике есть разный опыт построения учебных программ, в том числе линейный и концентрированный. Как вы считаете, должны строиться учебные программы в школе: 1) по линейному принципу (материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось раннее); 2) по концентрическому способу (материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходится на последующих ступенях)?

3. Как в условиях стандартизации образования наилучшим образом учитывать образовательные потребности и интересы учащихся?

4. Как в условиях стандартизации образования наилучшим образом учитывать творческие поиски учителей, преподавателей, которые не только стремятся глубоко изучить свой предмет, но и выйти за его пределы в смежные области?

5. Как в содержании профессионального образования разрешить противоречие между фундаментализацией и специализацией подготовки будущих специалистов? Что больше востребовано в условиях реального производства? В условиях нестабильного рынка труда и неоднократной смены профессии в течение жизни?

6. Как в содержании профессионального (технического) образования решить проблему гуманитаризации (гуманизации) и специализации подготовки?

 

Задание: в связи с решением проблемы введения индивидуальных образовательных маршрутов аспирантов, определите принципы построения этих маршрутов (то есть что нужно учитывать: требования стандарта, образовательные потребности и интересы аспиранта, функции профессиональной деятельности?)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.