Сделай Сам Свою Работу на 5

Употребление фразеологизмов





Царапкин А.М. ИС-41

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Домашнее задание

Многозначность слов. Употребление слов в переносном значении

Задание 1. Определите значение слова «высокий» в следующих словосочетаниях, пользуясь материалами словаря: высокий - 1) большой по протяженности в направлении снизу вверх; 2) превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный; 3) выдающийся по своему значению, очень важный, почетный (книжн.); 4) очень значительный, возвышенный по содержанию (книжн.); 5) очень хороший; 6) тонкий, звонкий, производимый колебаниями большой частоты.

Высокая награда(3), высокие потолки (1), высокое давление (2), высокий урожай (5), высокие цены (2), высокие темпы (2), высокий гость (3), высокий стиль (4),высокий звук (6), высокая поэзия (4), высокое мнение (3), высокий голос (6), высокая ответственность (2), высокий лоб (1), высокие облака (1), высокое напряжение (2), высокая культура (5), высокое положение (3), высокое качество (5), высокая нота (6).

Задание 2. Установите, какое значение (прямое или переносное) приобретают прилагательные в сочетании с существительными, стоящими в скобках.

 

Легкий (груз, задача, дорога, материя). Горячий (песок, время, чай). Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор). Громкий (выстрел, дело, крик). Холодный (ветер, чай, взгляд, комната).



П - прямое, К- переносное.

Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Задание 3. Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
1) чахнуть, угасать, таять, устать;
2) воображение, вымысел, фантазия, грёза;

3) хвастаться, лукавить, лицемерить, хитрить;

4) робеть, бранить, опасаться, трусить;

5) освоить, усмирить, овладеть, усвоить.

 

Задание 4. В данных словосочетаниях подберите к выделенным словам антонимы.

Вершина(подножие) горы, пологий(крутой) берег, тихий(шумный) город, глубокие(поверхностные) знания, полезные(бесполезные) навыки, время прилета(отлёта), разнообразные(однообразные) примеры, появляться(исчезать) неожиданно, корыстный(бескорыстный) человек.

Задание 5. Используя словарь паронимов,напишите различия между словами.

Безответный(не отвечает) – безответственный(не думает о последствиях), двойной( включает 2 любые вещи ) – двойственный(По очередности склоняется в одну из двух сторон), осудить( наказать) – обсудить(рассмотреть что-то), подпись(фамилия поставленная на каком-либо документе) – роспись(различная раскраска внутри и снаружи зданий и предметов), усвоить(знания) – освоить(сфера деятельности), описка(ошибка) – отписка(чтобы быстрее закончить писать), сытый(утоливший голод) – сытный(питательный), поступок(какое-либо действие) – проступок(негативное действие), контакт(связь с чем/кем либо) – контракт(документ), гордыня(чувство превосходства) – гордость(чувство собственного достоинства), преемник(наследник правящего монарха) — приемник(принимающий сигнал), лесной(расположенный в лесу) – лесистый(обильно поросший лесом), одеть(одежду) – надеть(натянуть что-либо), шутливый(человек) – шуточный(какой-либо факт), человеческий(принадлежащий человеку) – человечный(отзывчивый, чуткий к другим людям), эффектный(яркий) – эффективный(приносящий результат), динамичный(находящийся в постоянном движении) – динамический(), длинный( размер в пространстве) – длительный(о времени), нестерпимый(невозможно что-либо терпеть) – нетерпимый(нежелающий примириться), обидный(факт, вызывающий обиду) – обидчивый(часто обижающийся человек), царский(принадлежащий царю) – царственный(величественный), дружеский(проникнутый расположением) – дружественный(характеризующийся доверием и взаимопониманием).



Задание 6. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?

1. По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве (проведенной - произведенной) работы и (предоставленный - представленный) отчета. 2. Впечатлений от поездки осталось много, но главное - это исключительно (дружеский - дружественный) отношение к нам народа, проживающего в этой стране. 3. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в массовое производство. 4. Люди часто не понимают (существо — сущность) происходящих событий. 5. Испытание нового механизма (проводится - производится) в течение месяца. 6. При переиздании произведения писатель внес немало (стилевых, стилистических) исправлений. 7. В развитии русского языка немало-важную роль играют внеязыковые (факты, факторы). 8. Он был круглый (невежда, невежа), ничем не интересовался. 9. Ученые успешно (провели, произвели) раскопки города древних инков.



Плеоназмы, тавтология

Задание 7. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту. (времени). 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч (штук) изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы. (по стоимости). 4. На первый взгляд эта работа кажется простой (и незамысловатой). 5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между разными народами (стран). 6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения (друг с другом). 7. При такой обработке пропадает много древесины (зря).

Задание 8. Устраните тавтологию.

1. Ему снова показалось, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений опираются на новейшую методическую литературу. 3, Прошлый год выдался неурожайным. 4. В пищу животным стали подсыпать минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц отдаём абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много нового и полезного 7. Они стали заниматься рисованием и создали много картин.

Задание 9. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 2. Я увидел юношу, который с удовольствием взялся за дело. 3. Иногда в нашей студии происходят забавные случаи. 4. Экологическая ситуация осложняется антропогенной деятельностью. 5. Если вы любите темный чай - не кладите лимон: он обесцвечивает его. 6. Такие параметры памятника лучше сопоставимы в размером площади и характером архитектуры этой части города. 7. Депутату приходится встречаться со всеми слоями общества. 8. Эмоций не возобладали над разумом.

Сочетаемость слов

Задание 10. Устраните ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов.

1. Задавайте ваш вопрос: я жду. 2. Среди представителей передовой общественной мысли обсуждались пути преобразований, которые могли спасти Россию от неминуемой катастрофы. 3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. 4. Почти каждая глава описывает какое-то событие от начала до конца. 5. Продукт пользуется спросом у покупателей. 7. Люди говорили о Старовойтовой только хорошие слова. 8. У нас установились дружеские и деловые отношения. 9 Наблюдается качественное улучшение условий жизни москвичей. 10.Врачи Америки считают лучшим средством панадол.

Задание 11. Укажите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно.

Упал вниз, букинистическая книга, странный парадокс, будущая перспектива, преобладающее большинство, очевидное-невероятное, ночная серенада, первая премьера, временный цейтнот, демобилизация из армии, мизерные мелочи, частная собственность, ведущий лидер, прогрессировать вперёд, три единственные дочери, пернатые птицы, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, страшная красавица

6. Употребление заимствованных слов

Задание 12. Определите, правильно ли употреблены в предложениях иностранные слова. При выполнении задания обратитесь к словарю иностранных слов.

1. В вузах города постоянно совершенствуется учебный процесс, растет контингент студентов. 2. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила науке. 3. Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим санкциям воздействия. 4. Древние города явились цитаделью русского национального зодчества. 5. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулировал в себе русскую культуру. 7. Основное внимание в этой книге уделено ранним проявлениям, дебюту астмы. 8. Для нашего города характерна выставочная экспансия. 9.Современные условия способствуют появлению когорты мелкоплавающих музыкантов.

Задание 13. Подберите русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

 

Задание 14. Объясните (письменно) разницу между близкими по значению иноязычны-
ми и русскими словами.

.Антракт(во время представления какого-либо) – перерыв(применительно для всех случаев), дискуссия(обсуждение какой-либо проблемы, характеризующееся аргументированностью фактов) – спор(каждый доказывает свою точку зрения), водоем(пространство заполненное водой) – бассейн(специальное помещение для занятий плаванием), инцидент(имеет неприятные последствия) – случай(какое-то событие в целом), оппонировать(Выступать с критическим разбором чего-либо на диспуте) – возражать(против чего-либо в целом), миниатюрный(Очень маленький, крошечный.) – маленький(незначительный по величине), диплом(свидетельство о высшем образовании) – свидетельство(применимо к любому документу), митинг(масштабная акция людей, выражающая одну общую идею ) – собрание(небольшое количество людей, собранных для обсуждения чего-либо), афиша(применимо только к сфере культуры) – объявление( общее название), оранжерея(выращивают цветы) – теплица(любые растения).

Употребление фразеологизмов

Задание 15. Объясните значение следующих фразеологических выражений. Составьте с ними предложения.

Испить чашу до дна(идти до конца), сизифов труд(Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. ), внести лепту(внести свой вклад в общее дело), ахиллесова пята(уязвимое место), скользить по поверхности(Использовать поверхностные представления о рассматриваемом объекте, не разбираясь в нем глубоко и делая из-за этого ошибки), хромать на обе ноги(иметь много недочётов, пробелов), камень преткновения(непреодолимое препятствие), сжечь мосты(оставить что-либо в прошлом, и больше не возвращаться), сойти со сцены(покинуть сферу деятельности ), притча во языцех(то, Что получило широкую известность), глас вопиющего в пустыне(напарсные уговоры), идти ва-банк(рисковать всем), кисейная барышня(девушка с ограниченным кругозором), остаться с носом(остаться нисчем), не ударить в грязь лицом(выступить хорошо), секрет полишинеля(подразумевают тайну, которая не является таковой, просто все делают вид, что это на самом деле секрет.), средство Макропулоса, Дамоклов меч(серьезная угроза), Аника-воин(означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности), метать бисер перед свиньями(быть вежливым с людьми, которые этого не оценят).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.