Сделай Сам Свою Работу на 5

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.





РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози-

ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест-

вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-

ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-

ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,

стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромией (многоцветной)

керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захват-

чики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде

всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укрепле-

ниями , где защитники русских городов отражали натиск вражеских

войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало

немногословным и практически во всех русских землях (кроме Нов-

города) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять

в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского

завоевания, русская культура сохранила традиционный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы-



та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя

и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час-

тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на

которой складывались великорусская (русская), белорусская и укра-

инская народности и их культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.

В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два

этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. яви-

лась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны

стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то

после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором просле-

живается начало слияния местных художественных школ в общемос-

ковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество.В период борьбы с монгольскими

завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и ска-

заниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались

битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа,



придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глу-

бокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как,

например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушед-

шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не

сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских

людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.

Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу от-

носится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о

восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.В условиях, когда шло восстановление хозяйства

и наметился его подъем, все более необходимыми становятся дело-

вые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро-

гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги по-

влекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы

квадратой формы выписывались с геометрической точностью и тор-

жественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое

письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному

письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали ис-

пользовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей

делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось

даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце

XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г.

летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания

единого государства с центром в Москве возросла роль летописания.



Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с со-

бой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по лето-

писцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ-

ходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так на-

зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре

1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного сво-

да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли

Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем-

ственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место

среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по

всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен

в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести.Распространенным литературным жанром

того времени были исторические повести. В них рассказывалось

о деятельности реальных исторических лиц, конкретных историче-

ских фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью

летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы

получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани

Батыем» (в ней рассказывалось о подвит с рязанского ботатыря Евпа-

тия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донскою в 1380 г. посвящен

цикл исторических повеет ей (например, «Сказание о Мамаевом по-

Русская культура XIII—XV вв 119

боище»). Софоний Рязанец создал знаменитую пастушескую поэму

«Задонщина» , построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но

если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщи-

не» — их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел

жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Лого-

фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших

церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр

митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-

Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя

в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование рус-

ского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия

Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое

путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия

пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура.Раньше, чем в других землях, возобновилось ка-

менное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшест-

вующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки не-

больших по размеру храмов. Среди них такие значительные памят-

ники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора

Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Нов-

городе, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декора-

тивных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность ха-

рактерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Нов-

города и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту

устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объ-

ясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося со-

хранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным об-

разом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся

к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор

(1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звениго-

роде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Ан-

дроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции вла-

димиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт

позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московско-

го князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы

Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведе-

ны еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия

Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали.

Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием

итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе,

завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Мос-

ковского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного

кирпича, длина которой доспи ала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м,

а их высота—5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен

из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши.

Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заклю-

ченной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной пло-

щади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом,

Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших

в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортифи-

кационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы

великого князя и митрополита, здания государственных учреждений,

монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят глав-

ные соборы; его центральным сооружением является колокольня

Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, дос-

тигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского

Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера

(1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены

здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зод-

чему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом

ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе

Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить тради-

ции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского)

зодчества и передовые технические достижения европейской архи-

тектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся

крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венча-

лись на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней-

шие государственные решения.

В 1481 —1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский со-

бор— домовую церковь московских государей. Неподалеку от него,

также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Но-

вого была сооружена усыпальница Московских великих князей — Ар-

хангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции

выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убран-

ство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов.

Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получи-

ла свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая

палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти

квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре

массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м

и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов,

проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.Слияние местных художественных школ в общерус-

скую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его

следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный худож-

ник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фре-

сковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на

Ильине улице отличаются необычайной выразительностью силой, экс-

прессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан

Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «про-

белами» создав эмоциональное напряжение, достигающее трагизма.

Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана

Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произве-

дения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русскою иконописного искусе 1ва связан с твор-

чеством современника Феофана Грека— гениальною русского ху-

дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось све-

дений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество

было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, эко-

номическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания рус-

ского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила,

идеи единства и мира между людьми, человечность отразились

в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных,

чистых красок создаст впечатление цельности и законченности его

образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее),

ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные

черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен-

ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и че-

ловечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фре-

сковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигород-

ского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора

в Сергиевом Посаде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную

жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор

1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым

надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально

провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не

художественные достоинства его живописи, а иконография — распо-

ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом

конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался

Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения

митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности.

В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше

общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п.

В XVI в. ощушмсс, чем прежде, проявлялись светские 'элементы

в культуре.

Общественно-политическая мысль.События XVI в. вызвали

обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:

о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте Рос-

сии среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое

и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир-

ских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом

потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых

особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на

берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного

Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На-

следник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь

Владимир Мономах получил от константинопольского императора

символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-опле-

чья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордо-

стью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ве-

демся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало

традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем

Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых

царств. Первый Рим —Вечный город — погиб из-за ереси; Второй

Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий

Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет

существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной

власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С.

Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении

феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV

и князя Андрея Курбского.

Летописание.В XVI в. продолжало развиваться русское летопи-

сание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала цар-

ства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного

и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степен-

ная царского родословия». Портреты и описания правлений великих

русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе-

ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение

и построение текста как бы символизируют нерушимость союза

церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный

летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию

XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принад-

лежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи

содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что

получил название Лицевою свода («лицо» — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили историче-

ские повес 1 и, в которых рассказывалось о событиях того времени.

(«Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град

Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении куль-

1уры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая

разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так

и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), ав-

тором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.Началом русского книгопечатания при-

нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датирован-

ная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной

даты издания. Это так называемые анонимы—-книги, изданные до

1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался

один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Ти-

пографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь-

скую улицу, где построили специальное здание для типографии.

Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мсти-

славец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский бук-

варь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом

было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее ме-

сто и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура.Одним из выдающихся проявлений расцвета рус-

ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые

храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на

фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют-

ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро-

ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного),

сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство

больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского

собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус-

ских монастырях и как -главные соборы — в крупнейших русских го-

родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо-

настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы

в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строитель-

ство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они

являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определен-

ной специальности, и посвящались определенному святому — покро-

вителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей.

В 30-с годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю

часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайго-

родской (одни историки считают, что название произошло от слова

«книга» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей,

другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркско-

го «крепость»). Стена Китай-юрода защищала торг на Красной пло-

щади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором

Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километро-

вого Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Моск-

ве возвели Земляной вал—15-километровую деревянную крепость

на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Ниж-

нем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Колом-

не, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на севе-

ро-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на

далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись.Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце

XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа-

щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо-

ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением

сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи

Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изыскан-

ность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение

пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой дета-

ли иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз-

витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение

в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле-

ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение»

культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая

в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители

XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших

в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москви-

чей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне

район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали

в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знаю-

щие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разби-

раться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном произ-

водстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со

странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины

с Россией.

Просвещение.Во второй половине XVII в. было создано не-

сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу-

жащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар-

ского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас-

совым тиражом единообразные пособия для обучения гpaмоте и

арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует

распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря»

В. Ф. Бурцева, изданною тиражом 2400 экземпляров. Были опубли-

кованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умно-

жения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве-

дение— Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати-

ки, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия».

Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче-

ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови-

ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло-

моносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль-

шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак-

тических задач по математике (многие умели с большой точностью

измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении

за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли

русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за

80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Север-

ной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас

имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил зем-

ли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят

город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце

XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Ку-

рильские острова.

Литература.В XVII в. созданы последние официальные летопис-

ные сочинения. «Новый летописец» (30-с годы) излагал события от

смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем до-

казывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли историче-

ские повести, имевшие публицистический характер. Например, груп-

па таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание

Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на со-

бытия Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлени-

ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы-

мышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе»,

«Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную служ-

бу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести

о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми

жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная

лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию перво-

го русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Инно-

кентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной

форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России,

которая начиналась с момента образования Киевской Руси.

В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как

учебник русской истории.

Театр.Был создан придворный i c a i p в Москве (1672), просуще-

ствовавший лишь четыре года. В нем ирали немецкие актеры.

Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра

были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. При-

дворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской

культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен

Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Пет-

рушки (главный герой народных кукольных представлений). Прави-

тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе-

лый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура.Архитектурные сооружения XVII в. отличаются

большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного

здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочно-

сти архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания

XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие укра-

шать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна

зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные

«солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня

и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах од-

ного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце

царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных

палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоие-

русалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Ни-

коном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — цер-

ковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как при-

мер наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать

церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»),

церковь Рождества Богородицы в Путниках (недалеко от

Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку

от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусст-

ва, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепост-

ных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное

значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем

и на других башнях Московского Кремля уступили место великолеп-

ным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную

мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция

опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся

крепостью, а его смены имели чисто декоративный xapaктep. Стены

крупных русских монастырей, возведенные после польско-

литовско-шведской интервенции (Троице-Cергиева монастыря, Спа-

со-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерскою монастыря

под Воло1дой, московских монастырей), следуя общей моде, 1акже

украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла-

дыванием с стиля, получившею название нарышкинского (по фамилии

главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору-

жены надвратныс церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо-

настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Cepгиевом

Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московскою барокко характерно сочетание красного и белою

цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро-

ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите-

лей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко

можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые

впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при

украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление

московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада,

свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое-

образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество.

«Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец

Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво-

рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло-

вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран

при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.Обмирщение искусства с особой силой проявилось

в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был

Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотвор-

ный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объ-

емность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще-

нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана

с распространением в России портретной живописи — парсуны (пер-

соны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора

Ивановича, М. В. Скопина-Шуйскою и др. Однако техника худож-

ников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках

яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на-

писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского

портретного искусства в XVIII в.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.