Методические рекомендации к теме 4.
Основными целями определения страны происхождения товара являются применение тарифных и нетарифных мер регулирования импорта на территории Таможенного союза (далее – ТС), а также применение тех же мер регулирования экспорта из стран - членов ТС. Статистические цели учета внешнеторгового оборота в данном случае можно охарактеризовать как дополнительные.
С вхождением Российской Федерации (далее – РФ), вместе с Казахстаном и Республикой Беларусь, в таможенный союз ЕврАзЭС и принятием Таможенного кодекса ТС (далек – ТК ТС) изменилась законодательная база регулирования отношений, связанных с установлением страны происхождения товаров.
Глава 7 ТК ТС (ст. ст. 58 - 63) с 29 ноября 2010 года заменяет[9] ранее действовавшие на территории Российской Федерации ст. ст. 29 - 38 Таможенного кодекса Российской Федерации[10], которые регулировали вопросы по стране происхождения.
В ст. 58 ТК ТС установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. ТК ТС устанавливает, что под страной происхождения товаров может пониматься также группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Вместе с тем согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года[11] (далее – Киотская конвенция) в тех случаях, когда в производстве товаров участвовали две страны или более, происхождение этих товаров должно определяться в соответствии с критерием существенной или достаточной переработки.
Глава 1 специального приложения "К" к Киотской конвенции устанавливает правила происхождения товаров и определения ключевых понятий – "страна происхождения товаров", "правила происхождения", "критерий существенной переработки". "Страна происхождения товаров" означает страну, в которой товары были произведены или изготовлены в соответствии с критериями, предусмотренными для целей применения таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других мер, относящихся к торговле. "Правила происхождения" означают конкретные положения, разработанные на основе принципов, установленных национальным законодательством или международными соглашениями ("критерии происхождения"), применяемые страной для определения происхождения товаров. "Критерий существенной переработки" означает критерий, в соответствии с которым при определении происхождения страной происхождения считается страна, в которой была выполнена последняя существенная операция по изготовлению или переработке, признанная достаточной для придания товару основного свойства.
Правила происхождения, необходимые для осуществления мер, за применение которых как при импорте, так и при экспорте таможенная служба несет ответственность, устанавливаются в соответствии с положениями главы 1 специального приложения "К" к Киотской конвенции и, насколько это применимо, положениями генерального приложения к Киотской конвенции.
В Киотской конвенции закреплен стандарт, согласно которому товары, полностью произведенные в определенной стране, считаются товарами, происходящими из этой страны. Полностью произведенными в определенной стране могут считаться только следующие товары:
a) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальных водах или на морском дне;
b) продукты растительного происхождения, выращенные или собранные в этой стране;
c) живые животные, родившиеся или выращенные в этой стране;
d) продукты, полученные от живых животных в этой стране;
e) продукты, полученные в результате охотничьего или рыболовного промысла в этой стране;
f) продукты, полученные в результате морского рыболовного промысла, и другие продукты морского происхождения, полученные средствами водного транспорта этой страны;
g) продукты, полученные на борту перерабатывающего судна этой страны исключительно из видов продуктов, указанных в пункте (f) выше;
h) продукты, добытые из почвы или грунта на морском дне за пределами территориальных вод этой страны, при условии, что эта страна имеет исключительные права на разработку этой почвы или грунта;
(i) лом и отходы от процессов изготовления и переработки, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в этой стране и пригодные только для получения сырья;
(j) товары, произведенные в этой стране исключительно из продуктов, указанных в пунктах (a) - (i) выше.
Согласно статье 17 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З[12] в этот перечень также включена продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта. Пункт 3 статьи 91 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" от 30 июня 2010 года N 296-IV[13] отсылает к нормам международных договоров Республики Казахстан, устанавливающим правила определения страны происхождения товаров, прежде всего, к Киотской конвенции. Федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ" от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ[14], в первую очередь отсылает к правилам определения страны происхождения, закрепленным в главе 7 ТК ТС. В отношении товаров, страной происхождения которых является территория государств – членов ТС, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами РФ, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов ТС.
Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров"[15] (далее – Соглашение о единых правилах определения СПТ) предусматривает, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров согласно приложению к данному соглашению. Многие нормы приложения заимствованы из Киотской конвенции, однако, рецепция этих норм не стопроцентная.
Так, Соглашением о единых правилах определения СПТ легализованы следующие "дополнительные" по отношению к Киотской конвенции понятия:
· партия товара - товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;
· цена на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.
Соглашением о единых правилах определения СПТ также установлен расширенный перечень операций, не отвечающих критериям достаточной переработки, например снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов. Вместе с тем п. 5 приложения к Соглашению о единых правилах определения СПТ содержит отсылочную норму, согласно которой не отвечают критериям достаточной переработки простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза (далее - КТС), учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года.
В соответствии с решением КТС N 373 от 17 августа 2010 года «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада»[16] к операциям, не отвечающими требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, относятся:
а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;
в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);
д) операции по покраске или полировке;
к) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;
з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;
н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;
о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;
р) комбинация двух или более указанных выше операций.
Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом КТС, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами. В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства Сторон, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|