Сделай Сам Свою Работу на 5

Возможные инструменты и механизмы государственной поддержки развития отрасли





Реализация Стратегии предполагает реализацию масштабных мероприятий в различных сферах и потребует активной государственной поддержки. При разработке Стратегии был учтен успешных опыт других стран, которые могут служить ориентиром для России в вопросах развития легкой промышленности.

Страны БРИК и Турция поддерживают производство традиционных продуктов, ЕС – инновационных. Для развития массового производства основными инструментами поддержки являются субсидирование и налоговые льготы. Для развития инноваций основными инструментами поддержки являются субсидии (гранты) и поддержка инфраструктуры в рамках создания и развития кластеров / индустриальных парков.

Например, государственная программа Китая направлена на обновление устаревших производственных мощностей, увеличение энергоэффективности и производительности, развитие технологических инноваций и бренд-менеджмента в отрасли, стимулировании переноса производственных мощностей на северо-восток страны. Основными инструментами являются субсидии и налоговые льготы.

Кроме того, в Китае существуют отдельные региональные политики развития экономики. Для каждой провинции вырабатывается своя политика развития и планы поддержки отраслей и промышленных кластеров в рамках принятых общегосударственных мер. В 2003 году Китай разработал стратегию возрождения старых промышленных баз Северо-востока и Северо-запада страны, признанную ускорить социально-экономическое развитие региона и перемещения производственных мощностей в эти регионы. Например, в Синьцзян-Уйгурской провинции создан фонд модернизации и развития текстильной промышленности с ежегодным бюджетом ~3.1 млн. долл. Кроме того, в провинции действует освобождение от уплаты налогов - локального подоходного налога на 5 лет, налога на собственность и землю на 5 лет для крупных компаний, налога на прибыль убыточных компаний на 2 года после первого прибыльного года.



В провинции Фунзянь акцент делается на стимулирование инновационной маркетинговой деятельности: предоставляются субсидии до 7 млн. долл. при условии достижения заданных показателей в развитии розничной сети в зависимости от размера предприятия.



После поддержки модернизации производства (до 2010 года) Китай сфокусировался на развитии инновации в текстильной промышленности. Основные цели до 2020 года - стимулирование национального потребления и укрепление страны на мировом рынке, развитие технологических инноваций и бренд-менеджмента, сокращение устаревших производственных мощностей, рост энергоэффективности и производительности, перенос производственных мощностей в центральные и западные регионы страны.

Основные задачи индийской программы развития отрасли - модернизация массового производства и уменьшение ручного труда (увеличение производительности), развитие квалифицированной рабочей силы и новых рабочих мест, достижение высоких показателей качества и дизайна, развитие кластеров технического текстиля. Бюджет стратегии на 5 лет – 2 млрд. долл. в год (2.3% от отрасли). В 2012 году объем кредитов в отрасли составил 7.8 млрд. долл. (выдано субсидий на 0.3 млн. долл., 4% ставки).

Индия в 2011 году разработала стратегию развития текстильной отрасли, включая 20 подпрограмм по сегментам. Ключевые задачи стратегии - создание высокотехнологической и конкурентоспособной на международном рынке отрасли, создание большого количества рабочих мест в отрасли и доступность квалифицированных кадров, увеличение доли Индии на международном рынке текстиля, достижение высоких показателей качества и дизайна в традиционных для Индии сегментах текстиля с сохранением культурного наследия, достижение максимальной добавленной стоимости во всех сегментах текстильной отрасли, увеличение вклада текстильной отрасли в ВВП страны, занятности и валютных поступлений.



В Индии ~75% бюджетных средств уходит на субсидирование процентных ставок для проектов модернизации. Кроме того, развита система выдачи грантов на проекты развития инфраструктуры: кластеров, бизнес инкубаторов и экологии. В среднем, государством финансируется около 50% проекта.

Отдельное внимание в госпрограмме Индии уделено техническому текстилю с акцентом на НИОКР и продвижение продукции. Создание необходимой инфраструктуры в рамках развития существующих и создания новых «Центров передового опыта» финансируется за счет грантов. В рамках поддержки локального производства и экспорта осуществляется консультационная и организационная поддержка, поддержка продвижения продукции, субсидирование участия компаний в международных выставках, а также государственные заказы на разработку новых продуктов с целью импортозамещения.

Среди целей турецкой стратегии - поддержка малого и среднего бизнеса, развитие институтов дизайна и уход от ОЕМ модели контрактного производителя, развитие турецких брендов и торговой марки «Сделано в Турции» на европейском рынке. Пример успешно реализуемой программы - Развитие товарного знака «TURQUALITY®». Среди инструментов, предусмотренных турецкой программой поддержки: субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование операционных затрат, предоставление налоговых льгот (в т.ч. освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин, снижение ставки налога на прибыль), а также финансирование получения профильного образования.

Бразилия занимается поддержкой собственных производителей хлопка и продвижением бразильских брендов одежды на международном рынке. Сумма просубсидированных кредитов за 8 лет – 4.4 млрд. долл. (6% от отрасли). Среди основных инструментов поддержки - субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление на аукционах гарантий при покупке фьючерсов на поставку сырья по фиксированной цене, субсидирование покупателей сырья. Кроме того, бразильские власти осуществляют субсидирование затрат на маркетинг и содержание торговых точек и финансирование участия компаний в международных выставках.

Основное направления поддержки отрасли в Евросоюзе - финансирование проектов по созданию новых текстильных продуктов и расширению применения технического текстиля в других отраслях. Активно применяются гранты (до 30% финансирования проекта), ежегодный государственный бюджет в текстильном кластере достигает 5 млн. евро.

Среди основных инструментов поддержки - выдача грантов на разработку новых технологий и продуктов, финансирование инфраструктурных проектов в кластерах (в т. ч. создание центров коллективного доступа и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищного строительства) и организационная поддержка. Последнее включает в себя разработку стандартов и сертификатов продукции, консультационную поддержку, правовую поддержку проектов, поиск технических, коммерческих и финансовых партнеров, организацию финансирования проектов, информационное обеспечение, развитие внутренних и внешних связей кластеров, продвижение и маркетинговые коммуникации.

Примеры успешной реализации программ поддержки в ЕС:

− «Up-Tex» кластер технического текстиля в Нор-Па-де-Кале (более 190 компаний-резидентов) во Франции. За 3 года было рассмотрено 43 проекта, принято – 31. Объем финансирования – 55 млн. евро (~30% из гос. фондов)

− «Neckar-Alb» кластер технического текстиля (более 220 компаний и 15 тыс. сотрудников) в Германии

− «Techtera» кластер технического текстиля в Рон Альпах (более 150 компаний-резидентов) во Франции. За 4 года было одобрено 80 проектов. Объем финансирования – 76 млн. евро (~45% из гос. фондов)

− «EuroClusTex» текстильный кластер в Испании и Португалии. Бюджет на гранты – 353 млн. евро (~75% из Европейского фонда регионального развития)

Еще одним из инструментов стимулирования спроса на рынке и локализации производства может служить механизм государственного заказа, устанавливающий требования по наличию локальных поставщиков с локализованным производством. Этот инструмент активно используется во всем мире.

Например, Страны НАТО могут закупать форму у стран, которые не попали под официальное эмбарго НАТО, не пренебрегли международными конвенциями, не находятся под контролем коммунистов. При обосновании необходимости страна может заказать изготовление формы у конкретного поставщика.

Американским законодательством предусмотрена покупка товаров для военных нужд, только полностью произведенных в стране (United States Code, Title 10, Section 2533), 100% парадной и полевой формы произведено внутри страны из американских тканей.

В Китае для каждого рода войск существует стандартная форма, которая изготавливается только на отечественных предприятиях, заказы распределены между ключевыми швейными фабриками.

В Российской Федерации государственный оборонный заказ также накладывает требования локализации производства готовой продукции, но и использования отечественного сырья.

Практика государственных заказов, применяемых в обороне, может быть распространена на многие сегменты отрасли, в которых участвуют госкомпании – в частности, медицину, промышленность, строительство, и т.д.

При подготовке политики развития каждого сегмента и плана реализации Стратегии был учтен как передовой международный опыт, так и существующие эффективные инструменты государственной поддержки в Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.