Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание благоприятных условий для локализации производства одежды и обуви





Азия – регион, обеспечивающий швейной продукцией весь мир. Несмотря на перемещение производства внутри региона в страны Юго-Восточной Азии с более низкой стоимостью труда (Бангладеш, Камбоджа, Вьетнам), Китай остается крупнейшим экспортером швейной продукции в мире, который обеспечивает 42% импорта в Российскую Федерацию. Крупнейший партнер России – страны Евросоюза. На ЕС приходится 45% всего импорта швейной продукции в нашу страну.

Доля импорта в швейном производстве составляет около 60% в ценах производителей. Растущий рынок одежды обеспечивается, прежде всего, продукцией, произведенной за пределами России. Незначительный рост доли локального производства в течение последних 2-3 лет обеспечен развитием производства спецодежды.

Швейная промышленность Российской Федерации фрагментирована, на долю крупнейших производителей приходится не более 25% объема производства. Занятость в отрасли сокращается в среднем на 11% в год и на данный момент составляет около 250 тыс. человек и продолжает снижаться.

Конкурентоспособность в швейном производстве складывается из трех факторов:

− Доступ к дешевой и производительной рабочей силе (20% себестоимости)



− Доступ к материалам (50% себестоимости)

− Доступ к рынкам сбыта

Даже в условиях замедления экономики и ослабления рубля, стоимость эффективной рабочей силы (затраты на труд с учетом разницы в производительности) в Российской Федерации сравнялась с Китаем, но все еще несопоставима с Юго-Восточной Азией. Основная возможность конкуренции в этом сегменте – развитие производства продукции с относительно низкой долей ручного труда – трикотажных изделий, базовых футболок, ветровок и т.п. Примером может являться рынок домашнего текстиля - он является наиболее конкурентным швейным производством в России, обслуживая, в том числе, и международные компании в роли контрактного производителя. К 2025 году объем производства домашнего текстиля может увеличиться на 40-50 млрд. руб. Еще одним драйвером роста швейного производства является растущий рынок спецодежды (рассмотрен далее более детально). Благодаря сохранению уже существующей высокой доли локализации производства спецодежды – развитие рынка обеспечит к 2025 году прирост швейного производства в объеме около 70 млрд. руб.



Одним из инструментов развития швейного производства может являться производство в рамках государственных заказов (например, спецодежда). Искусственное ограничение конкуренции с мировыми поставщиками помощью государственного заказа может стимулировать ускорение создания современной инфраструктуры в России. Повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции за счет модернизации оборудования и обучения персонала может позволить снизить эффективную себестоимость труда в России на 20%.

Сокращение сроков поставок играет важную роль для некоторых сегментов рынка одежды (прежде всего, модной одежды низкого и среднего ценового сегмента).

Средние сроки поставки из Китая при условии доставки морем – около 8-10 недель. При производстве в России сроки можно сократить до 3-4 недель. Для модной одежды, где быстрая реакция на запрос рынка критична, контрактное производство в России может обеспечить дополнительные преимущества:

− реализация большего объема партии без дисконта (т.е. увеличение средней цены продажи) за счет возможности более точно планировать заказы;

− повышение оборачиваемости запасов и сокращение нереализованных запасов за счет повышения точности планирования заказов;

− сокращение требуемых резервов оборотного капитала благодаря возможности заказа более мелкими партиями.

Таким образом, эффективная себестоимость производства в России может оказаться сопоставима или даже ниже себестоимости производства в Азии и доставки в Российскую Федерацию. В некоторых случаях, эффективная себестоимость российской продукции может оказаться ниже азиатской на 10-15%.



Существенным ограничением для развития российской швейной промышленности является традиционная ориентация российской легкой промышленности на натуральные материалы, доля которых сокращается. Развитие производства синтетических текстильных материалов, предусмотренное в рамках Стратегии, позволит частично решить проблему доступа к сырью.

Для международных брендов, размещающих заказы по всему, миру еще одним определяющим фактором является соответствие международным стандартам качества продукции. С учетом наличия собственного крупного рынка и близости к Европейскому рынку, при обеспечении достаточного уровня качества в Российской Федерации, рынок контрактного швейного производства в России к 2025 году может достичь 80-100 млрд. руб. в ценах производителя.

Стратегия развития швейного производства – локализация продукции с низкой долей ручного труда из доступных материалов. Основные меры государственной политики:

− Создание выгодных условий для контрактного производства крупных иностранных компаний в Российской Федерации для локального рынка

o Создание льготных условий для иностранных и российских брендов, частично локализовавших производство

o Использование механизмов, заложенных в Федеральном Законе №488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации, включая специальные инвестиционные контракты

o Использование действующих механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов, предусмотренных подпрограммой № 4 «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
№ 328

o Использование механизмов предоставления государственных гарантий

o Привлечение финансирования из Фонда развития промышленности (сумма займа до 500 млн. рублей, до 80% предельно допустимой доли может быть использовано на приобретение технологического оборудования и расходов, связанных с его введением в эксплуатацию

o Использование механизмов утвержденной Агентством кредитных гарантий Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

o Внедрение международно-признанных систем управления качеством

− Стимулирование спроса B2B/B2G рынка на спецодежду

o усиление регулирования производственной безопасности и охраны труда

− Переориентация швейного производства на синтетические материалы по мере появления сырьевой базы, модернизация и развитие производственной базы. В первую очередь, поддержка предприятий, производящих продукцию с относительно низкой долей ручного труда

Таким образом, совокупный объем отечественного швейного производства в Российской Федерации к 2025 году составит 540-560 млрд. рублей (в ценах производителей), что будет соответствовать 50% локализации. Оценочный объем требуемых инвестиций в отрасль – 80-100 млрд. рублей, может быть создано до 150-170 тыс. новых рабочих мест. Развитие швейной промышленности добавит 0.06% к ВВП и обеспечит 80-100 млрд. руб. налоговых поступлений.

Мировой рынок обуви оценивается в 260 млрд. долл., темп роста за последние 5 лет составил 3.5%. Китай, США и Индия являются крупнейшими обувными рынками. Удельное потребление обуви в России гораздо ниже уровня развитых стран. Китай является крупнейшим экспортером обуви и обслуживает все основные мировые рынки.

Основные драйверы роста российского рынка обуви – увеличение удельного потребления обуви на человека и повышение средней стоимости пары. Россия сильно отстает в потреблении обуви от развитых стран (3 пары в год в России против 5-6 в Европе и 7-8 в США). К 2025 году этот показатель может возрасти до 4 пар на человека. Средняя цена пары к 2025 году может увеличиться с 1200 до 1500 рублей в текущих ценах. В 2014 году оценивается в 0.7 трлн. руб.

По аналогии со швейным производством, основными факторами, определяющими конкурентное преимущество производителя, являются доступ к дешевой и производительной рабочей силе, доступ к материалам и функциональным компонентам обуви (стелькам, колодкам, фурнитуре и т.д.), а также доступ к рынкам сбыта.

Доля стоимости труда в обувном производстве чуть ниже, чем в швейном, однако основной проблемой для российских обувных производителей является сложности с доступом к материалам и функциональным компонентам.

Себестоимость производства обуви в России в 1.5 раза выше, чем в Китае: Стоимость компонентов на 35% дороже, так как они импортируются из Китая по завышенным ценам из-за малых объемов заказа. Эффективная стоимость труда в России в 2 раза дороже, чем в Китае.

Возможности снижения эффективной себестоимости за счет сокращения сроков поставки в обувном производстве возможны только при обеспечении быстрого доступа к материалам и компонентам – необходимость их импорта из Азии не позволяет достичь российским производителям преимущества по срокам. Одним из возможных инструментов решения проблемы с компонентами может также стать создание закупочных союзов – консолидация заказов на компоненты может снизить их стоимость на 20%.

По аналогии с сегментом технического текстиля, обувное производство в мире развивается в формате кластеров / индустриальных парков, с большим количеством узкоспециализированных игроков. Это позволяет достичь экономии на масштабе и получить гибкие возможности доступа к материалам и компонентам.

Стратегия развития обувного производства – консолидация и развитие в рамках индустриального кластера. Основные направления государственной политики:

− Поддержка создания производственной инфраструктуры в рамках кластера:

o Поддержка создания производственного кластера крупными обувными производителями и СМБ для достижения экономии на масштабе и синергетических эффектов

o Поддержка модернизации производства для повышения производительности труда

− Обеспечение выгодного доступа производителей к функциональным компонентам:

o Поддержка создания закупочных союзов функциональных компонентов

o В дальнейшем, поддержка частичной локализации производителей компонентов в рамках обувного кластера

Совокупный объем отечественного обувного производства в Российской Федерации к 2025 году может достичь 270-280 млрд. рублей (в ценах производителей), что будет соответствовать 60% локализации. При этом до 20% прироста производства обуви обеспечит специальная и защитная продукция.

Оценочный объем требуемых инвестиций в отрасль – 80-100 млрд. рублей, может быть создано до 30-50 тыс. новых рабочих мест. Развитие швейной промышленности добавит 0.05% к ВВП и обеспечит 32-48 млрд. руб. налоговых поступлений.

Совокупный эффект от развития швейного и обувного производства в Российской Федерации составит 0.11% ВВП (0.06% эффект от развития швейного производства, 0.05% - от обувного). Совокупный объем требуемых инвестиций – 160-200 млрд. руб. Будет создано 160-200 тыс. новых рабочих мест. Ожидаемый объем налоговых поступлений к 2025 году – 114-152 млрд. руб.

Брендинг и дистрибуция

Рынок дистрибуции одежды и обуви составляет около 1.2 трлн рублей (продукция легкой промышленности в оптовых ценах / ценах дистрибуторов). 90% этого рынка приходится на российских поставщиков западных брендов, часть добавленной стоимости которых в итоге покидает российскую экономику.

С учетом опережающих рынок одежды и обуви темпов роста экономики, основная задача в этом сегменте – поддержать высокую локализацию дистрибуторов за счет снижения доли незаконного импорта и контрафакта продукции, а также поддержки развития отечественных брендов. По оценкам экспертов, доля незаконного оборота товаров легкой промышленности не менее трети всего оборота. В рамках плана реализации Стратегии, а также в рамках Стратегии развития торговли предусмотрены меры по борьбе с теневым сегментом рынка.

Россия заметно отстает от развитых стран с точки зрения доли брендированной одежды и обуви на рынке. Основной причиной является значительная доля неорганизованного формата розницы и низкого располагаемого дохода в регионах. Доля международных брендов составляет около 10%, отечественные бренды занимают около 8% рынка. Ожидаемая доля брендов к 2025 г. может достичь 50%, половина может приходиться на российские.

Основной фокус государственной политики должен быть направлен на:

− Создание инфраструктуры и механизмов стимулирования инноваций и предпринимательства для отечественных брендов одежды и обуви

− Повышение конкурентоспособности отечественной продукции на российском рынке – поддержка развития отечественных брендов, внедрение системы контроля качества

− Минимизацию «серого импорта», нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке

В рамках плана мероприятий по реализации Стратегии направления поддержки приведены более детально.

С учетом эффективной реализации мероприятий по борьбе с контрафактом и развитию отечественных брендов возможно сохранить текущий вклад сегмента в ВВП.

Одним из основных драйверов роста в этом сегменте является растущий рынок спецодежды – по оценкам экспертов 90% этого рынка реализуется по B2B и B2G каналам продаж. В 2012 году рынок оценивался в 75 млрд. руб. и должен достичь объема 221 млрд. к 2021 году. Основные драйверы роста – ужесточение требований производственной безопасности и, как следствие, повышение средней укомплектованности с 65% до 90-100%. Кроме того, расходы на спецодежду на одного работника в России существенно ниже, чем в развитых странах – 2000-3000 рублей на человека, в то время как в Европе – 325 евро. Сопоставимые показатели в России сейчас есть только у нефтегазового сектора. Рынок спецодежды уже высоко локализован и его дальнейшее развитие позволит создать дополнительный объем швейного и обувного производства. Совокупный эффект от развития рынка спецодежды составит 0.04% ВВП.

Для успешного развития рынка спецодежды необходимо существенное ужесточение норм безопасности и охраны труда, а также контроля их соблюдения. Кроме того, российские производители спецодежды имеют потенциал для экспорта своей продукции. Важный критерий – соответствие продукции международно-признанным стандартам качества. Внедрение систем менеджмента качества также положительно скажется на развитии швейного производства и повысит привлекательность России как потенциального контрактного производителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.