Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные антиномии этики.





Проблема предметного самоопределения этики.

Несмотря на долгую историю развития этики и разнообразие этических концепций объект этики достаточно устойчив. Объектом этики является мораль, нравственное бытие человека. А предмет этики, как и предмет любой науки исторически изменчив. Он зависит от того, как понималась мораль, какие именно вопросы оказывались в центре внимания. В связи с этим многие специалисты считают невозможным определить предмет этики прежде, чем будет пройден весь курс этики (А. А. Гусейнов). На филфаке МГУ так формулируют предмет этики в самом широком смысле: изучение всего, что относится к поиску человеком смысла его индивидуальной жизни и наилучших форм пребывания в мире других людей (А.А. Скворцов). Другая формулировка объекта и предмета: объект – отношения людей, предмет – их нравственная основа.

Этика в качестве самостоятельной дисциплины со своим предметом и понятийным аппаратом была выделена Аристотелем. Понятие «этика» было образовано Аристотелем от понятия «этос», смысл которого изначально определялся как жилище человека, логово зверя, т.е. местопребывание живого существа. Позже понятие этоса употреблялось для обозначения сущности чего-либо, устойчивой природы, характера (натурфилософы, Гераклит). Затем сущность трансформировалась в эталон, образец для подражания. И наконец применительно к человеку этосом стали называть нравы, обычаи, привычки.



В латинском языке аналогом понятия «этика» стало понятие «моралитас» (мос-морес-моралис) (4 в. н.э.). Таким образом, этимологически понятия этика и мораль означают одно и тоже.

В обыденном языке понятия «моральный», «нравственный», «этический» употребляются как синонимы. В научном языке «мораль» и «нравственность» можно также понимать как синонимы. Но этика – это наука, изучающая мораль и нравственность. В свою очередь синонимами понятия «этика» в философской литературе принято считать понятия «нравственная философия», «моральная философия».

К предмету этики Аристотель относил изучение добродетелей – особых качеств человека, соотнесенных с привычными формами общественного поведения. Он критиковал Пифагора за отождествление добродетели с числами, Сократа – за отождествление со знанием, Платона – за отождествление с абстрактным высшим благом. Этика – наука о добродетельном поведении, часть политики, науки об обществе. Аристотель четко очертил предмет этики, выступая против ее онтологизации и смешения с теоретической философией. Начиная со стоиков этика стала считаться одной из трех основных философских дисциплин (наряду с физикой-метафизикой и логикой). После Канта этика была признана особой наукой о должном, о внеэмпирической реальности.



К предмету этики относится: 1) изучение поступков людей, из которых складывается поведение, и поиск наилучших форм поведения; 2) изучение нравственных ценностей, а также того, что мешает их достижению – разных форм зла; 3) изучение принятых в обществе нравственных норм, обычаев и традиций; 4) изучение нравственных качеств человека, как мотивов поведения.

Главной целью этики Аристотель считал достижение человеком высшего блага. В этом сразу обозначился практический характер этики: не просто познать благо, а достичь его. Познавать добро – не значит следовать ему. («знаю лучшее, но следую худшему»). Практическая направленность этики определяет ее как философию, управляющую поступками, философию действия, преобразующую бытие как человека, так и общества.

В тоже время, этику следует отличать от морализма, нравоучения, моральной проповеди, т.е. готовых предписаний, норм, рецептов достижения счастья. В отличие от этого этика является именно философской наукой, т.е. рациональной формой познания морали, теоретическим знанием. В рамках этики нормы становятся предметом рационального дискурса. Этика направлена не столько на описание опыта, сколько на познание существенного в морали. Она познает общее, а не ограничивается описанием единичных фактов: нравов отдельных людей, народов или эпох.



 

Зачем морали нужна этика? Почему человеку и обществу недостаточно морали? Мораль антиномична, раздираема противоречиями. Когда моральное сознание заходит в тупик, оно обращается к разуму для разрешения противоречий. В ситуации нравственного кризиса возникает потребность рационального анализа духовных основ жизни, обоснования морали. Эту функцию выполняет этика. Этика преобразует мораль, выводя ее из тупика (этическое учение христианства, этика Просвещения и др.)

 

Структура этики. Проблема выделения нормативной этики.

Структура этики: 1) История этических учений; 2) дескриптивная этика – описание развития нравов и их современного состояния; 3) Теоретическая этика (теория морали) – учение о сущности морали, ее структуре, принципах, категориях и механизме действия, о моральных нормах, ценностях и идеалах; 4) прикладная этика – совокупность учений, конкретизирующих общечеловеческие нормы морали применительно к определенным группам людей, в зависимости от их образа жизни и профессии, приложение морали к решению актуальных проблем общества; 5) метаэтика – изучение языка этики, ее категорий, способов аргументации. Попытка отделить теоретическую этику от нормативной предпринималась в рамках аналитической философии и привела к возникновению метаэтики (Джордж Мур «Принципы этики»).

Дескриптивная этика – это наука о сущем, а нормативная – о должном, об идеале, который как путеводная звезда недостижим, но указывает направление движения. Нормативная этика или этическая дидактика – это нравоучения, морализм. Она появляется в глубокой древности у всех народов. Тогда как теоретическая этика – появляется гораздо позже и не у всех. Они соотносятся как язык и языкознание, поэзия и поэтика. Этика теоретическая, т.е. собственно этика как наука, появляется там и тогда, где и когда сформировался развитый философский дискурс.

Но даже теоретическая этика включает концепции, которые опираются на конкретные нормативные программы. В этом специфика этики как науки. Классификация этических концепций, поэтому, возможна на основании качественного своеобразия их нормативных программ: этика счастья, этика долга, этика удовольствия, этика созерцания, этика любви, этика сострадания, этика пользы, этика разумного эгоизма, этика сентиментализма, этика благоговения перед жизнью, этика ненасилия и др.

Некоторые из этих концепций являются доктринальными, т.е. опираются на различные философские и религиозные доктрины.

Нормативность этики ставит вопрос о ее статусе как науки. Формирование в рамках этических учений представлений об идеале, о должном приближает этику к статусу искусства. В тоже время, представления о должном в рамках этики формируются на основании опыта и в процессе рационального дискурса. Большинство нормативных программ используют ту или иную логику обоснования своих идеалов.

Объективность как требование идеала классической научной рациональности недостижима в этике. Потому что в этике нет объекта, отделенного от познающего субъекта. Нравственное познание есть самопознание субъекта, а создание идеала есть творчество, подобное искусству. Поэтому нет одной, общей для всех морали и этики, а есть многообразие нравственного опыта и способов его теоретического освоения.

 

Основные антиномии этики.

Вся история этики и ее современное содержание выделяют противоположные подходы к решению важнейших проблем. Основные антиномии этики:

1) Проблема обоснования морали. По этому поводу выделяются автономные и гетерономные теории, которые, соответственно, ищут основания в ней самой, или в чем-то внешнем по отношению к ней (в других социальных явлениях, в природе, в Боге).

2) Проблема соотношения абсолютного и относительного в морали. В многообразных этических учениях выделяются полюса – этический абсолютизм (стоики, Кант, Швейцер) и релятивизм (скептицизм, марксизм, Ницше, прагматизм, ситуативная этика). При всей кажущейся относительности ее выводов суть этики – в поиске абсолютного содержания морали: основ истинной жизни, общечеловеческих ценностей. Как объяснить принудительность нравственных требований, если они выглядят как ситуационные и субъективные? Невозможно найти ни одного нравственного принципа или нормы, которые бы не знали исключений и принимались бы всеми и всегда. Но если бы общезначимого в морали не существовало, исчезли бы и мораль, и этика. Исключения из общезначимого не опровергают, а подтверждают правило.

3) Проблема соотношения разума и чувств в моральной мотивации. По этому вопросу противостоят этический рационализм (Сократ, Кант) и сентиментализм (Шефтсбери, Хатчесон moral sense, интуитивное решение нравственных проблем).

4) Проблема интерпретации этики как инструмента самосовершенствования личности (Спиноза, Толстой) или инструмента регуляции общественных отношений (французские просветители, Маркс).

5) Проблема соотношения счастья и добродетели. Восприятие добродетели как средства к счастью (эпикуреизм, утилитаризм) или счастья как следствия добродетели (стоицизм).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.