Сделай Сам Свою Работу на 5

Методология педагогики, ее уровни и функции.





Развитие педагогики связано с объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни и трудовой деятельности. Серьёзное влияние на этот процесс оказывает политика и идеология общества.

Однако было бы ошибочным не осознавать, что всё же основной базой педагогических преобразований является методология педагогики и использование всё более совершенных методов исследования.

Прежде чем определить, что означает термин «методология педагогики» дадим определение понятию «методология».

Под методологией науки с этой точки зрения понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

В истории развития педагогической мысли известны две наиболее широко распространённые философские концепции, на базе которых и строились те или иные образовательные и воспитательные системы. Одна из них связана с именами древнегреческих философов – Сократом и Платоном, считавших, что решающим в развитии человека является природное предрасположение, а не внешние условия.



Одновременно имела место и другая точка зрения, утверждающая, что формирование человека определяется внешними условиями и обстоятельствами жизни (Гераклит, Демокрит, Эпикур).

Эти два полхода к разработке педагогической теории имели место и в процессе её дальнейшего развития. Следствием этого явилось то, что в педагогике до сих пор существуют противоречивые теоретические идеи по вопросам развития и воспитания человека

Наибольшее влияние на школу Италии, Англии, Японии, Швеции и других стран оказала прагматическая педагогика. «Прагма» - имеет греческое происхождение и обозначает «дело». Философская же школа прагматизма, на которой базируется прагматическая педагогика, заслужила название «философия бизнеса». Автором прагматической педагогики – вариант инструментализм – по праву называется Джон Дьюи. Не вникая глубоко в суть этой педагогики, следует лишь заметить, что основой педагогической теории Джон Дьюи считал «опыт», ограниченный деятельностью одного человека. Дьюи недооценивает знания, превозносит метод, умение выйти из затруднительного положения. Таким образом, практицизм – центральная идея прагматизма. Интересы ребёнка, его врождённые способности и опыт определяют, как считают прагматисты, всю работу школы.



В результате распространения прагматизма, например, в школах США значительно снижен уровень теоретических знаний учащихся. Большинство предметов изучается по их желанию. Многие учащиеся не изучают химию, физику, математику, а вместо их изучают домоводство, арифметику потребления, химию в быту и т д.

Зарубежная педагогика в поисках путей, ведущих к укреплению и сохранению своих сложившихся отношений, нередко обращается к религии. Наиболее распространённой религиозной теорией воспитания является неотомизм или неофомизм (от греческого «neo» - новый и от латинского происхождение – «фома»). Воспитание детей в духе христианского гуманизма, как считают неотомисты, - важнейшая задача школы, семьи, государства и церкви.

Кроме этих, наиболее распространённых теорий, в зарубежных странах возникли, развиваются и появляются целые серии различных философско-педагогических теорий, такие как неореализм, фрейдизм и многие другие.

Следует заметить, что в научной лексике термин «методология» употребляется в нескольких значениях:

· Методология как учение о принципах построения, формах и способах научной деятельности.

· Методология как совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке.

· Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.



Эти определения не противоречат друг дугу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности.

Иными словами, выделяют такие уровни методологии как уровень практической деятельностииуровень собственно науки. На первом уровне методология выступает как учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности; на втором – как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Исходя из этого, методологию педагогической науки в наиболее общем смысле следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Общепризнанным является существование нескольких уровней методологического знания:

1. Философский.

2. Общенаучная методология (теория познания, логика).

3. Частно-научная методология (методология педагогики или другой конкретной науки).

4. Предметно-тематическая методология или методика и техника научного исследования (методология дидактики, методология повышения квалификации учителей и др.)

Философский уровень выделяется как высший уровень методологии. Его содержание – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству учебных дисциплин. Конкретно (частно)-научная методология – это совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Последний уровень составляют в основном методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования реальности.

Методологическое знание может выступать дескриптивной (описательной), либо прескриптивной(нормативной) форме. Дескриптивная методология служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

К основным функциям методологии педагогической науки относят:

1. Гносеологическуюфункцию – т.е. познавательную, направленную на описание, объяснение, а также предсказание изучаемых явлений.

2.Праксеологическую функцию (преобразовательную) – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость.

3. Аксиологическуюфункцию (оценочную) – ее реализация способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д..

4. Рефлексивную функцию – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований.

5. Функцию нормативного предписания.

6. Эвристическую функцию – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Высшим уровнем профессиональной подготовки педагога является наличие у него методологической культуры педагога (учителя), признаками которой выступают методологическая рефлексия, критическое осмысление и творческое применение определенных концепций, форм и методов познания; проектирование и конструирование педагогического процесса; критическое отношение к «самоочевидным» положениям, формирующим обыденное педагогическое сознание.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.