Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и методы современного протекционизма. Деятельность ГАТТ/ВТО





Государственное регулирование внешней торговли представляет собой совокупность используемых государством методов и инструментов воздействия на межгосударственные хозяйственные связи в своих национальных интересах.Регулирование внешней торговли осуществляется по двум направлениям: 1.проведение протекционистской торговой политики

2.политики свободной торговли.Протекционизм — политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренцииВнешним проявлением протекционизма являетсяположительное сальдо торгового балансаМинусы протекционизма:1.Консервация технологической отсталости2.Сложность в определении перспективных для данной страны отраслей3.Рост цен, который пр высокой эластичности спроса снижает доходы государства4.Сложность 5.Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом6.Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей.Виды протекционизма:1.Отраслевой протекционизм2.Скрытый протекционизм3.Селективный протекционизм4.Интеграционный протекционизмСоздание ГАТТ/ВТО.- Организации международной торговли (ОМТ)Принципы ГАТТ:1. Отказ от дискриминации между торговыми партнерами. ГАТТ содержит оговорку о:режиме наибольшего благоприятствования – принцип недискриминации на таможенной границе



национальном режиме – предоставление иностранным товарам тех же условий в области налогов и сборов, что и национальным товарам2. Взаимность тарифных уступок.3. Гласность торговой политики. Важную роль играют и исключения из общих принципов. Например: стране разрешается применять торговые ограничения, если импорт наносит существенный ущерб местному производству.Структура и состав ВТОНа момент создания в ВТО входили 125 стран мира, обеспечивающих свыше 90% мирового товарооборотаВ настоящее время ВТО объединяет около 150 стран, более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО.Высший орган ВТО — Министерская конференция

 

48. Сущность, пр-ны, формы междун миграции капитала. Инвестиц-й климат в РБ.Вывоз капитала– одностороннее перемещение за границу стоимости в товарной или ден-й форме с целью получ-я прибыли или процентов. Пр-ны вывоза: стрем-е к увел-ю прибыли, сохр-е и расш-е рынков сбыта, желание преодолеть тамож. барьеры и выиграть на курсов-й разнице.



Класс-я: по источникам происх-я: гос и частн; по хар-ру исп-я: предпр-й (долгоср-е инвестиции с целью получ-я девидентов) и частный.Капиталовлож-я в заруб предпр-я, обеспечив-е контроль над ними со стороны инвестора, наз прямыми инвистициями. Портфельные инвестиции – вложения кап-ла в иностр цен бумаги с целью получения дохода, а не уст-я контроля за хоз деят-ю заемщика.Движ-е ссудного кап-ла в сфере внешэкон связей выст в виде междун-го кредита- ссуды в ден или товарн форме, кот предост-ся кредитором 1-й страны заемщику из другой на усл-х сроч-и, возвр-ти и платности.Сущ-т мировой р-к ссуд-х кап-в.По врем-му критерию: краткосрочн-е капиталовлож-я (до 1 г), среднеср (1-5), долгоср(болле5).Вывоз кап-ла связ с ТНК(транснац корп) – межд корп-я, головная комп-я которой прин-т кап-лу одной страны, а дочерние – нах-ся в др странах. По данным ООН в сер 90-х на 100 крупн-х ТНК приходилось 1/3 всех иностр инвестиций.Инв-й климат в РБ благоприятный! страна открыта для переговоров и заинтересована в иностр-х инвестициях. Проводится политика налоговых льгот по отн-ю к новосозданным препр-м с целью привлечения инвесторов в РБ.

 

49Понятие, причины и виды Международной миграции рабочей силы. Основные центры трудовой миграции .Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд, в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан. 1) географических направлений внутренняя - перемещение населения между городами и регионами одной страны ;внешняя - из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на:межконтинентальную;внутриконтинентальную.2) по временипостоянная, сезонная, 3) законностилегальной нелегальной. Нелегальные мигранты - это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.4) По направлениям:из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; между промышленно развитыми странами;между развивающимися странами;из промышленно развитых в развивающиеся страны;из развивающихся стран в бывшие социалистические страны. К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;состояние национального рынка труда. приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны . Импорт рабочей силы воздействует на экономику принимающих стран многосторонне. Более низкие издержки приводят к повышению конкурентоспособности товаров. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов. Однако вместе с экономической выгодой принимающие страны сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов.



50. Понятие валютной системы и ее основные элементы.По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты.

Интеграция стран в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту, и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях.

В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения- совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Участниками валютных отношений выступают государства (в лице правительств, центральных банков), международные организации, юридические лица (коммерческие банки, предприятия: импортеры и экспортеры, биржи) и физ. лица (брокеры, спекулянты, туристы).

Международные валютные отношения и их межгосударственно- правовая форма организации представляют собой мировую валютную систему. Различают национальную, региональную (международную) и мировую валютные системы.Исторически в зависимости от степени развития товарно- денежных отношений вначале возникали национальные валютные системы, режим которых закреплялся национальным законодательством с учетом норм международного права. Под национальной валютной системой понимается совокупность способов, инструментов и национальных органов, с помощью кот реализуется определенный порядок денежных расчетов конкретного государства с другими странами. Национальная система является составной частью кредитно- денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна, а ее деятельность выходит за национальные границы. Особенности национальной валютной валютной системы определяются степенью развитию и состоянием экономики и внешнеэкономических связей отдельно взятой страны.

Промежуточным элементом между национальной и мировой валютными системами являются региональные валютные системы, которые обслуживают региональные интегральные группировки государств.

Мировая валютная система выступает механизмом, связывающим отдельные национальные экономики в единое мировое хозяйство. Правовой основой мировой валютной системы являются международные соглашения, многосторонние и двусторонние договоры и акты.

Главная задача мировой валютной системы- эффективное опосредование движения товаров, капитала, услуг и других видов деятельности с помощью организации международных расчетов и платежей за экспорт и импорт, создание благоприятных условий в отношениях между отдельными странами для развития международного разделения труда. Мировая валютная система выступает одним из мощных звеньев, кот в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности МЭО.

Посредством мировой валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или, наоборот, блокируется этот процесс, расширается или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, «перемещаются» экономические трудности(например, безработица, инфляция и др) из одних стран в другие. Развитие МЭО в значительной степени предопределено характером определенной валютной системы и действенностью функционирования ее институтов.

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана с национальными и региональными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Мировая валютная система должна выполнять определенные требования, предъявляемые к ней со стороны всемирного хозяйства: обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием платежно- расчетных средств; поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречия воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировой валютной арене, в результате чего периодически возникает кризис мировой валютной системы, завершающейся ее крушением и созданием новой валютной системы.

 

51. Валютный курс и факторы на него влияющие.Вал.к- пропорция, выражение денежной 1-цы одной страны в ден. 1-е другой; цена ден. 1-цы одной страны, выраженная в ден. единицах других стран.От ур-ня вал.к. зависит конкурентоспособн. нац.тов-ов на мир рынках, объем экспорта и импорта. допускающ временное отклонение от него в ту или иную сторону не более чем на 2.25%. фиксация бывает: пФакторы движения: темпы экон роста, прирост ВВп, V пром пр-ва, уровень инфляции и инфляционные ожидания, состояние платежного баланса, резервы иностранной вал; различия в уровнях % ставок, показатели ден массы страны, изменение экон конъюнктурыи полит сит-ии, рыночные ожиданиябудущих курсов ведущих вал.; состояние платежного баланса( активный( больше вывозится) и пассивный)

 

52.Эволюция мир вал сис-мы. Современные вал проблемы.Этапы: парижская мировая валютная система(1867) 30 стран, строилась на основе нац денежных систем золотомонетного стандарта, кот основывались на золоте как эталонном металле, отклонения от фиксир. вал. курса- +-1% и наход в пределах золотых точек( макс пределы отклонения) просущ. до 1ой мир войны; Генуэзская мировая вал сист(1922) переход к золотодевизному стандарту, основан. на золоте и валютах, конвертируемых в золото.появились девизы-платежные ср-ва в иностранной валюте, предназнач. для междунар. расчетов.- просущ до 1929; Бретто-Вудская вал сист-1944, 44 страны: установка твердых обменных курсов к ведущей вал, курс кот. был фиксирован к золоту; изменения курсов посредством девальвации и ревальвации; вед вал-доллар; организационное звено- междунар. валютный фонд и междунар банк реконструкции и развития.прекратила сущ в 1972( укрепление экономик Европы и Японии); ямайская миров вал сист-1976: система полицентрична, отменен монетный паритет золота, не сущ. предело колебаний валют, невмешат центрбанков, основн ср-во междун расчетов-свободно конвертир. вал, междунар счетная вал единица и резервные позиции в МВФ; В рамках Европ эк сообщества- европейская вал сист(1979): базировалась на эвропейской вал ед-це, курс кот. определялся как средневзвешенный из 12 западноевроп валют. След этап в развитии вал-финанс интеграции Европ стран- Маастрихский договор о поэтапном формир эконом и вал-ного союза ЕС, предусматрив. единую денежную политику, создание единого центрабанка и введение единой валюты-вступил в силу в 1993.

 

№53. Торговый и платежный балансы страны и методы их урегулирования.Гос. политика регулирования валютного курса и платежного баланса в РБ в условиях мир экон кризиса.Платежный баланс-статистич.документ, в котором в систематизиров.виде отражены все внешнеэконом.операции страны с др.гос-вами за опред.период.Платежный баланс и его структура. Платежный 6аланс- соотношение между суммой платежей, поступ. из-за границы, и суммой платежей, идущих за границу. Если поступающие в страну платежи превышают выплаты другим странам и международным организациям, плат. баланс является активным, если же наоборот, — плат. баланс пассивный. Важн. элементами плат. баланса явл-ся поступления по внешнеторговым операциям; доходы по итогам фрахтования судов, страхованию перевозок ; доходы от инвестиций за границей и выплаты процентов и дивидендов; расчеты по туризму и созд-ию дипломат. корпуса и торговых представительств; платежи и поступления по различным неторговым переводам (переводы от эмигрантов в свою страну; разного рода благотворит. перечисления ); расчеты по предоставляемым кредитам и займам.Разделы платежного баланса:1 раздел-торговый баланс.Он хар-ет экспорт и импорт товаров и выступает основой платежного баланса,отражает товарные потоки,пересекающие границу гос-ва за его пределы или в страну.Торговый баланс-соотношение между суммой цен товаров,вывезенных страной за пределы гос-ва, и суммой цен товаров, ввезенных в пределы своего гос-ва.Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, торговый баланс(сальдо торгового баланса) является активным, если ввоз превышает вывоз-пассивным.Сальдо торгового баланса рассчит-ся обычно по итогам года,но промежут подсчеты ведутся также по рез-там обмена за квартал или месяц.В том случае,если сумма экспорта совпадет с суммой импорта,образуется нетто-баланс.Нетто-баланс,если он складывается по итогам хоз.года –оптимальный вариант сальдо внешней торговли. торговли. В таком случае у стран друг перед другом задолженности нет, они имеют воз-сть спокойно разв-ся и осуществлять торгово-экон операции дальше.

2 раздел плат.баланса-баланс движения капиталов.Он хар-ет куплю и продажу активов,предост-е и получ-е кредитов займов.По времени размещения активов можно выделить приток-отток краткосрочного и долгосрочного капитала.К первому направ-ю относ-ся счета иностранцев в данной стране,а также их высоколиквидные активы(н-р,казначейкие векселя),ко второму-покупка ценных бумаг нац.компаний и институтов,долгосроные займы,прямые портфельные инвестиции.Приток капитала в страну свидетельствует о приобретении нац.фин.активов иностранцами,а отток-о приобретении иностр.активов фирмами и домохоз-вами.Активное сальдо баланса дивж-я капиталов возн.при превышении притока капиталов над оттоком.Это ведет и к притоку валюты.В обратном случае возникает пассивное сальдо и отток валюты.Третий раздел плат.баланса-счет офиц.резервов.Сюда включ-ся операции по купле-продаже иност валюты,золота и др.активов,осущ.центр.банком и правит.органами.Эти операции произв-ся не с целью получ-я прибыли,а с целью урегулир-я несбалансиров-сти платежных балансов или поддержания курса опред.валют.За счет офиц.резервов покрывается дефицит или пассивное сальдо по таким статьям платежного баланса,как счета текущих операций и движ-я капиталов.Происходит это путем продажи центр.банком накопленных запасов иностр.валюты,золота и получ-я гос-вом валютных кредитов в др.банках.Уменьшение резервов центр.банка приводит к увелич-ю предл-я на рынке и отражается со занком плюс.Активное сальдо по счетам текущих операций и движ-я капиталов приводит к росту офиц.валютных резервов и отображается в балансе со знаком минус.В рез-те итоговый баланс дает по свеем позициям ноль.

№54.понятие,причины и этапы экон.интеграции. Региональные интеграцион. группировки (СНГ,ЕврАзЭС,ШОС,НАФТА)-это процесс эконом.взаимодействия стран,приводящий к сближению,взаимоприспособлению и сращиванию нац.хоз.систем,и согласованно регулируемый меж- и надгосуд.органами.Матер основа междунар.эконом.интеграции-прогрессирующая интернацион-я хоз.жизни.

Условия интеграции:-близость уровней эконом.развития интегрирующихся стран-развитая инфрастр-ра для перемещения производственных факторов

-общность решаемых макроэкономич.задач-геогр.близость интегрирующихся стран.Формы междунар.эконом.интеграции:

1.Преференциальные торговые соглашения.Страны,заключ.их,предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим,чем третьим странам,н-р путем снижения таможенных пошлин.2.Зоны своб торговли.Страны-участницы ограничив-ся отменой тамож. пошлин во взаимной торговле,но сохр.национ.таможен.тарифы в отношениях с третьими странами.3.Таможенный союз,в кот-ом свободное перемещение товаров и услуг дополняется единым тамож.тарифом по отношению к третьим странам.Предполагается также созд-е межгос.органов для проведения согласованной внешнеторговой политики.4.Общий рынок,в кот-ом ликвидируются барьеры не только по взаимн. торговле товарами и услугами,но и в перемещении раб.силы и капитала.5.Экономич.союз,в кот-ом странами-участницами проводится едина эконом.политика и созд-ся наднац.органы,кот-ые наделяются полномочиями принимать оперативн. решения от лица всей интегрирующей группировки.Европейский союз:15 гос-в,создание единого внутр.рынка(ЕВР),устранены тариф. И нетариф.ограничения во взаимн. торговле товарами и услугами,вкл.транспортные и фин.услуги,ликвидиров.все огранич-я на межгос.передвиж-я капитала внутри ЕС.Разраб-ся проект созд-я валютно-эконом.союза.Переход к единой валюте завершился к 1 января 2002г.

1992г.-созд-е Североамерик.ассоциации своб.торговли(НАФТА) :между Канадой,США и Мексикой.На долю НАФТА приходится около 20%всего объема мировой торговли.Евразия: СНГ(Содружество Независимых республик) и ЕврАзЭС( Евразийское экономич.сообщество)ШОС-созд в 2001г.Шанхайская Организац.Сотруд- ва: Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан,Китай. Цель-борьба с междунар.террор-мом и наркобизнесом.Осн вопросы сотр-ва:1)регион.эконом.интеграция;20взаимодействиев обл.транспорта;3)взаим-е в сфере деят-сти органов внутр.дел и прокуратуры.Интеграция происх.на 3 уровнях:1)микроэкон.уровень интеграции-торгово-эконом.отнош-я и совместн.произ-во экон.субъектов участв.стран2) институциональный уровень интеграции:нац.институты,институтырегион.интеграции,межгос.органывласти3)макроэконом.уровень-взаимодействие нац.хозяйств,эконом.конвергенцияТакой мех-м хар-н для развитых стран,но не всегда для развив.стран,где интеграция может инициироваться сверху-со стороны гос-ва и тк.нет интеграции на микро и макро уровнях это ведет к вялотекущих процессам.Интеграция связ.с подпис.регион.интеграц.соглашений. Сейчас наблюд-ся тенденция роста темпов вовлечения нац.хоз-в в интеграц.процессы( 1948-90- было только 64 торговых блока,в 2003 -189)

 

55.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.Понятие "интеграция" означает добровольное и

взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность (общность).Углубленное изучение и исследование теоретических основ европейскойинтеграции обнаруживает богатый и разнообразный спектр интеллектуальной человеческой деятельности в этой сфере. При этом стоит отметить, что такое богатство и разнообразие во многом обусловлено множеством различных аспектов (элементов), которые принимались за основу и рассматривались в качестве наиболее существенных, первостепенных при исследовании и анализе европейского интеграционного процесса:-- попытки объяснить уникальность ЕС как международного образования,играющего доминирующую роль в общеевропейском интеграционном процессе,инициировали появление "неофункционализма" (Хаас, Линдберг, Этзони),придававшего важное значение деятельности различного рода политическихэлит и организованных групп, которые выступали центрами разработки ипринятия наиболее важных решений, а также фокусировавшего своевнимание на наднациональных чертах институциональной системы Сообществи различных стадиях интеграционного процесса (создание зоны свободной торговли, таможенного союза, единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза и т. п.);-- появление в рамках Европейских сообществ элементов своеобразной политической системы, акцентировавших внимание на взаимоотношениях и деятельности отдельных личностей, элит, групп, послужило основой для возникновения социологического подхода к изучению европейского интеграционного процесса (Дойч, Тоскано, Сидъянски, Боррелла); -- представители "федерализма", в свою очередь, рассматривали в качестве одного из основополагающих и принципиальных вопросов необходимость четкого распределения компетенции и властных полномочий между странами-участницами, с одной стороны, и Сообществом, с другой, одновременно настаивая на важности продвижения европейских государств по пути все более тесной политической интеграции (Спинелли, Хэй, Уистрич, Маккэй); -- значительные успехи и очевидные результаты, достигнутые в рамках отдельных направлений деятельности Европейских сообществ, прежде всего в экономической сфере (создание единого рынка и дальнейшее продвижение государств-участников к экономическому и валютному союзу), привели к появлению экономико-теоретического подхода к изучению европейской интеграции (Молле, Баласса, Дентон, Сванн); -- стремление понять и разобраться в юридической (правовой) природе Европейских сообществ, исследовать созданный в рамках ЕС специфический автономный правопорядок, обозначить место и роль Суда ЕС в институциональной системе Сообществ обусловили возникновение правового подхода к изучению европейской интеграции (Ленартс, Манчини, Уэйлер, Расмуссен, Каппеллетти); -- стремительное развитие и интернационализация мировой экономики, расширение сфер сотрудничества и усиление взаимозависимости государств обусловили необходимость осознания новой глобальной роли Европейских сообществ в системе современных международных отношений, в особенности

международной торговли, что, в свою очередь, способствовало

возникновению так называемого глобально-системного подхода к

исследованию европейской интеграции (Пентланд, Лорсен, Капорасо);

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.