моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет
СУРА 108 «ИЗОБИЛИЕ»
بسم الله الرحمن الرحيم
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ(1) Мы даровали тебе аль-Каусар (изобилие, реку в Раю).
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ(2) Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.
إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ(3) Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным.
Муслим, передал от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Однажды когда мы были в мечети с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он задремал, а потом поднялся, улыбаясь. Мы спросили: «О, Посланник Аллаха! Чему ты улыбаешься?» Он сказал:«Мне только что была ниспослана сура»
и он прочитал: ﴿ إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْإِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ﴾
«Мы даровали тебе аль-Каусар (Изобилие, реку в Раю). Посему совершай намаз
ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».После этого он сказал: «Знаете ли вы, что такое аль-Каусар?»
Мы ответили: «Аллах и Его Посланник лучше знают». Тогда он сказал: «Истинно, это райская река, которую мой Господь, Могущественный и Величественный, обещал мне,
и в ней есть изобилие благ. Это пруд, к которому будет приведена моя умма в Судный день.
Его сосуды многочисленны, словно звезды на небе. Когда раб Аллаха (из их числа) будет отстранен от него, я скажу: «О Господь! Он из моей уммы!» Тогда Он скажет:
"Истинно, ты не знаешь, что он совершил после тебя"»
( Муслим, Абу Дауд и ан-Насаи).
Многие знатоки Корана утверждают, что эта сура была ниспослана в Медине.
Имам Ахмад привел хадис от Анаса, в котором сообщается,
что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Мне был дарован аль-Каусар. Это река изобилия,
Берега которой - жемчужные купола. И я засунул руку в ее землю,
и она пахнет сильнейшим запахом мускуса, а камешки в ней - жемчуг».
Анас ибн Малик также сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесен на небо, он сказал: "Я подошел к реке, берега которой имели шатры из полого жемчуга. Я сказал: "О Джибриль! Что это?". Он ответил: "Это Аль-Каусар"» (Бухари).
Анас ибн Малик также сообщил: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах
и приветствует) вознесся на небо, и Джибриль провел его по земному небу, он увидел реку,
на берегу, которой был дворец из жемчуга и изумруда, от нее повеяло мускусом,
и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "О Джибриль! Что это?"
Он ответил: "Это аль-Каусар, который даровал тебе твой Господь"».
Когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спрашивали,
что такое аль-Каусар, он отвечал: «Это райская река, которую мне даровал Всевышний Аллах. Дно ее покрыто мускусом, она белее молока и слаще меда. К ней слетаются птицы». Абу Бакр спросил: «О, Посланник Аллаха, они (птицы) красивы?».
Он сказал: «Тот, кто вкусит их (т.е. обитатели Рая), будет еще прекраснее их».
Аль-Бухари сообщил, что в ответ на вопрос о словах Всевышнего:
﴿ إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ﴾ «Мы даровали тебе аль-Каусар (Изобилие, реку в Раю)»
Аиша сказала: «Аль-Каусар - это река, которая дарована вашему Пророку
(да благословит его Аллах и приветствует) и на берегах которой находятся шатры
из полого жемчуга и сосуды, столь же многочисленные, как и звёзды».
Ибн Джарир сообщает со слов Масрука:
«Я спросил 'Аишу: "О, мать правоверных, скажи мне, что такое аль-Каусар".
Она ответила: "Это река в недрах Рая". Я спросил: "А что значит в недрах Рая?"
Она сказала: "В центре. Ее берега - это дворцы из жемчуга и рубинов,
гравий - жемчуг и яхонт, а дно покрыто мускусом"»
Аль-Бухари передал от ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах),что
﴿ الْكَوْثَرَ﴾ «Изобилие» - это благо, которое даровал Аллах Своему Посланнику.
Са'ид ибн Джубайр сказал со ссылкой на ибн Аббаса:
﴿ إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ﴾ «Мы даровали тебе аль-Каусар- это обилие блага».
Это толкование включает как реку, так и все остальные блага.
Арабское слово ﴿ الْكَوْثَرَ﴾ (аль-Каусар) происходит от слова "касара"
(т.е. множество благ или обилие благ). Река аль-Каусар - одно из этих благ.
Муджахид также добавил: «Это обилие благ в этой и Иной жизни».
'Икрима прокомментировал: «Обилие благ - это пророчество, Коран и награда в Последней жизни». Ибн Джарир передал от ибн 'Аббаса: «Аль-Каусар - это река в Раю, берега которой из золота и серебра, течет она по жемчугам и яхонтам. Вода ее белее снега и слаще меда»
(Тирмизи и ибн Маджа).
Остальные ученые из саляфов также сообщили, что аль-Каусар - это райская река.
﴿ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ﴾ «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».
Иными словами, когда Я даровал тебе изобилие благ в этой жизни и в Другой
- и из них река, что была описана ранее, - и за это совершай обязательную и
дополнительную молитву и делай жертвоприношение исключительно ради твоего
Господа. Поклоняйся Ему Одному и не придавай Ему сотоварища. И закалывай жертву
с именем Аллаха, не придавая Ему сотоварища. Аналогичный этому аят:
﴿ قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَاي وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ﴾
«Скажи: "Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение),
моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет
сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман"»(6:162-163).
Не будьте многобожниками, которые поклоняются другим божествам, помимо Аллаха.
Упоминайте имя Аллаха, когда совершаете жертвоприношение, как сказал Всевышний
в суре «Скот», 121 аяте:﴿ وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرْ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ﴾
«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие…».
Значение слова ﴿ وَانْحَرْ﴾ Одни комментировали «и закалывай жертву», как ибн Аббас, другие сказали следующее: класть правую руку на левую под грудью.
Некоторые считают, что это значит обращение лицом к кибле. Однако верным является первое высказывание, которое означает соблюдение обрядов жертвоприношения.
Именно так поступал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Он читал праздничный намаз, а потом закалывал жертву. В сахихе Аль-Бухари
приводится хадис, что однажды, в день жертвоприношения пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью после молитвы и сказал:
«Помолившийся, подобно нам, и совершивший жертвоприношение, подобно нам,
совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до молитвы, то принесет ее до молитвы, и он не совершил жертвоприношение». Услышав это, Абу Бурда ибну Нийар сказал: «О посланник Аллаха, а я принес свою овцу в жертву до молитвы, так как знал, что сегодня праздник, и люди будут, есть и пить, и желал, чтобы моя овца оказалась первой, которой принесут в моем доме! Вот почему я заколол свою овцу и поел, прежде чем прийти на молитву». На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Твоя овца может пойти только на мясо».Абу Бурда сказал: «О посланник Аллаха, у нас есть еще маленькая козочка, которая для меня дороже двух овец. Может ли она послужить мне заменой?» Он сказал: «Да, но после тебя это не послужит заменой уже никому!»
Ибн Джарир красиво истолковал этот аят: «Совершай намаз искренне и только ради своего Господа, не беря Ему божков в соучастники. И так же делай жертвоприношение,
не придавая Ему соучастников и благодаря Аллаха за дарованные тебе блага».
﴿ إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ﴾ «Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».
Значение аята: «Поистине, тот, кто ненавидит тебя, Мухаммад, и ненавидит то,
с чем ты пришел в качестве руководства, истины, неопровержимого доказательства
и ясного света, - он прискорбный человек, о котором не вспомнят».
Ибн Аббас, Муджахид, Са` ид ибну Джубайр, Катада сказали: что данный аят ниспослан
об Аль -`Асы ибну Ваиле. Сообщил Мухаммад ибну Исхак со слов Йазида ибну Румани:
«`Ас ибну Ваиль говорил о пророке, что он бездетный, на что была ниспослана данная сура». Шимр ибну `Атыйа и ибну Аббас сказали, что данная сура была ниспослана об Укбе ибну абу Муайте. Икрима же сказал, что она ниспослана о Ка`бе ибну Ашрафе и об
обществе мекканских многобожников. Сообщил Аль-Баззар со слов ибну Аббаса:
«Когда Ка`б ибну Аль-Ашраф прибыл в Мекку, курайшиты ему сказали: «Ты самый
достойный среди жителей Медины и их господин». Он сказал: «Да, это так». Они спросили его: «Что ты думаешь об этом одиноком слабаке, отбившемся от своего народа, который заявляет, что он лучше нас, в то время как мы принимаем и поим паломников, смотрим
за храмом?» Он сказал: «Вы лучше, чем он». И тогда Аллах ниспослал данный аят.
Данный хадис вывел Аль-Баззар с сахих иснадом.
Ата` сказал, что данный аят был ниспослан об Абу Ляхабе.
Когда умер сын посланника Аллаха, и Абу Ляхаб пришел к мушрикам и сказал:
«Стал бездетным Мухаммад», - и Аллах ниспослал данный аят.
Ибн Аббас сказал, что данный аят ниспослан об Абу Джахле.
Икрима сказал,﴿الْأَبْتَرُ﴾ что бездетный - означает одинокий.
﴿ إِنَّ شَانِئَكَ﴾ «Воистину, твой ненавистник» - т.е. твой враг.
Ас-Судди сказал: «Когда у людей умирали сыновья, люди имели обычай говорить:
"Он лишился (стал обделенным)". Поэтому когда сыновья Посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) умерли, они сказали: «Мухаммад лишился
(стал обделенным)». И тогда Аллах ниспослал:﴿ إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ﴾
"Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным".
И они по своему невежеству подумали, что если умрут его сыновья, то воспоминания
о нем исчезнут. Наоборот, Аллах сохранил память о нем на века и обязал всех Своих
рабов следовать его закону, имя Мухаммада будет на устах всех верующих мусульман,
когда они произносят шахаду – свидетельство веры, молятся, произносят салаваты.
И так будет продолжаться до самого Дня Сбора и воскресения из мертвых.
Да будет ему благословление Аллаха и Его Милость до Дня Воскресения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|