Сделай Сам Свою Работу на 5

Типология организационной культуры.





Культура как феномен человеческой жизни: понятия , основные положения.

v Культура и общество как предмет исследования возникла в конце 19в начале 20,Из года в год интерес к этому понятию возростал,так если в начале было определено всего 7 опрелелений культуры общества,то сегодня их насчитывается более 500 определений.

Культура это важная социальная категория и обязательный компонент любого общества.

Культура это сложное,многогранное явление выражающее все стороны человеческого бытия и вкл-нормы поведения,образование,науку,искусство,материальные предметы,политику,религию и тд.

Выделяют 3 подхода к анализу сущности культуры:

Ø Антопологический подход,его суть сост в признании ценности культуры каждого народа.Здесь культура предст собой всё что создано человеком сегодня.

Ø Социологический,в нём культура трактуется как важный фактор организации жизни общества.Здесь понятие культуры-это всё что наследуется из прошлого,создаётся сегодня и передаётся будущим поколениям.

Ø Философский,предст собой культуру как содержание и способ бытия общ-ва.

Культура об-ва это совокупность материальных и духовных достижений об-ва складывающихся в каждую историческую эпоху и вкл-нормы поведения,материальные предметы(вещи),науку,искусство,обычаи,политику,языки и др.



Обычно выделяю две большие самостоятельные стороны культуры:духовную и материальную.

Духовная культура-это сфера производства и потребления результатов духовной деятельности.Элементы:воспитание,образование,просвещение духовное,творчество(для души),деятельность,СМИ,интернет,искусство,наука,обычаи,традиции,нормы поведения,ценности,вера человека.

Материальная культура-сфера проиводства и потребления материальной деятельности.

Элементы-материально-предметная база(всё что создано человеком),материальная деятельность человека,материально-предметные отношения людей в сферах производства обмена и потребления.материальные ценности прошлого:памятники,исторические музеи,архиологические объекты,парки и оборудованные ландшафтные территории.

Положение характеризующее культуру в обществе:

1) в культуре реализуется отношение человека к миру,его способы мышления и поведения.



2) Культура поведения человека воплощает образы поведения усвоенные в детстве,школе,институте и по жизни.

3) Правила поведения возникающие в ходе развития общ-ва объединяются в культуре традиции(мэрцишор и свадебные обряды)

4) Появление и исчезновение культурных традиций происходит по принципу естественного отбора,выживают те традиции которые обеспечивают цели общ-ва.

5) Культура выражает себя через мир символов,которые передаются из поколения в поколение(икона-сим веры,знамя-символ чейто принадлежности какому-то полку)

6) Уровень достигнутого социального прогресса проявляет себя в культуре общ-ва,а уровень регресса в аникультуре,поэтому культурбщ-ва окывается их равнодействующей.

Материальная культура –специализированная хоз. культура(культ предпринимательства)-обыденая хоз-ая культура(ведение дом и подсобного хоз-ва.)

 

Понятие и функ-ции культуры предпринимательства.

v Культура предприним. предст собой систему ценностей,знаний,прав и нормповедения,обычаи и традиции обеспечивающих мотивацию и регулирование прдприним-ой деятельности и способов к эффективному предпринимательству.

Функции культурыпред-ва:

· Культура обеспечивает выполнение и ст-ть бизнеса

· Трансляционная культура передаёт информацию и в том числе об общих человеческих ценностях.

· Инновационная-она способствует производству новых товаров преспособленыз к запросам потребителей.

· Оценочная-культура способов разработке норм и правил поведения в соотв. С которыми и оценивается поведение сотрудников.



· Целеположение-культура форм систему ценностей фирмы,которая используется для поставки цели.

· Сохранять и воспроизв позитивные ценности и передавать их из поколения в поколение

Факторы влияющие на развитие культуры предпринимательства.

v Факторы влияющие на предприн-ую культуру:

ü чеОбщечеловеческие ценности и их понимание предпринимателем.Общечеловеческие ценности-это положение или утверждение которые выработаны человеком на8 протяжении веков.например-стремление к справедливости,чувства долго(бережное отношение к природе)

ü общее представление о смысле жизни о местечеловека в мире и его предназначении.

ü Общее представление о праведности и грехе,вера человека.

ü Национально-культурные и религиозные особенности каждой страны.

Пространственный фактор-особенности ландшафта,климата,местонахождения страны,размеры её общей и сельскохоз территории.все этти моменты влияют на культуру

Структурные составляющие культуры предпринимательства.

v К структурному составу предпр-ой культуры относятся уровни и элементы.

Культурная пирамида:

A. На этом уровне находятся субкультуры цехов и отделов аппарата управления фирмы

B. Комнания(организационная кул-ра)

C. Отраслевая культура

D. Культура нации,страны

E. Культура опред региона.

Молдова относится к болканскому региону.Уровни А и В образуют внутрифирменных отношений.

На уровне С

А уровни Е и D базовые,основой по отношению к предшествующим ур-ням.

Основными элементами яв-ся:межличностными и внутриличностными.

Межличностные-это оношения которые складываются у пред-ия с потребителем,партнёрами,конкурентами,своими акционерами и гос-вом.

Внутриличностные-это личность самого пред-ля,который оказывает первостепенное влияние на культуру пред-ля это личность самого пред-ля

Понятия,признаки и виды организационной культуры.

Орган. Культура в качестве экон мысли и вида деятельности фирмы возникла в начале 80-х годов 20столетия и в первую очередь ею заинтересовались в США,где появились первые работы,при этом многие специалисты соглашались,что организация как и нация имеет свою культуру.

 

Орган. Культура-это система ценностей и убеждений,правил и норм деятельности,обычаев и традиций,которые разделяются всеми работниками фирмы,предопределяют их поведение и характер жизнедеятельности организации.

Представление о ценностях позволяют ответить на вопрос,что яв-ся важным для предприятия,на что оно ориентирует свою деятельность.А убеждения позволяют понять как должно работать предприятие для достижения успеха.

Например:В компании форд моторс система ценностей заключается в 3-х понятиях,потребитель,товары,прибыль.А убеждения этой фирмы таковы-качество это главное,постоянное совершенствование-это залог успеха,торговцы и поставщики-партнёры предприятия,заинтересованность и участие сотрудников в прибыли,через продажу или акции предприятия.

Признаки орган культуры.Автор Карлов в работе(деловая стратегия)выделил 10 признаков культуры орган.:

1 культура индивидуальна для каждой фирмы

2 она создаётся людьми,закладывается основоположниками фирмы и высшим руководством.

3 на её формирование влияют все работники фирмы от ген директора до уборщика

4 она регулирует поведение членов коллектива

5 она осознано или неосознанно принимается всеми работниками предприятия

6 она многогранна и её можно постичь различными методами

7 она познаваема

8 она основана на соблюдении традиции

9 она способна изменяться

10 орган культура складывается годами, находится в постоянном развитии и должна постоянно совершенствоваться.

Виды орган культуры:

1) Административная-культура управления

2) Инновационная культура прдедпр связанна с внедрением инноваций

3) Культура выгодных сделок

4) В орган культуре выделяются так же:

a) Культура предпр в целом

b) Субкультуру цехов,аппарата управления

c) Культура отдельных работников предпр.

Важной задачей каждого предпр яв-ся сближение и интеграция различных его субкультур,а также культуры предпр и культуры всех его работников

Содержание и элементы организационной культуры.

Выделяются 3 ур-ня орган культуры по эдгару шейну,:

A. артифакторы-поверхностный-видимая часть культуры

B. провозглашаемые ценности и нормы-поверхностный –невидимая часть культуры

C. базовые представления-глубиный ур-нь-невидимая часть

Артифакты содержат содержат элементы,которые можно увидеть,услышать и почувствовать при входе на фирму. Артифакты вкл:

1) физические формы,к ним относятся-месторасположения здания,объём и архитектура здания,чистота,порядок,диаин помещения,расположение и форма мебели,кабинетов,картины.питание сотрудников:собственная столовая,талоны на обед или еда на рабочем месте.дрескод-одежда сотрудников,офиц или неофициальный стиль,поведение сотрудников в организации.

2) Символику.Она вкл:название предпр.,эмблема,товарная марка и др логотипы,символы-объект действия,имеющий смысл для окружающих,вербальный элемент-лозунги,легенды,история о предприятии в СМИ,а также герои и актеры.

Герои-сотрудники,сделавшие что-то выдающееся для компании,служит образцом для подрожания.

Актёры-сотрудники предпр которые подбираются руководством,обучаются и служат проводниками определ правил поведения.

Поведенческий элемент вкл:

1Обряды-это ежегодные мероприятия,которые проводятся в установленное время и влияют на поведение сотрудников.

2 Ритуалы-это ежедневное утреннее мероприятие,которое напоминает сотрудникам о нужном поведении.

3 Церемония-особое плановое мероприятие,которое показывает ценности компании,цели ценностью явл сотрудники,то организуется церемония награждения лучших сотрудников.

Базовые представления-это положение на которых базируется работа организации,они руководят-поведением и решением сотрудников на подсознательном ур-не. Базовые представл касаются

-отношение к природе

-к сотрудникам

-к работе

Типология организационной культуры.

Существует мно-во типов и класи-ии организационных культур:

Орг культура на основе и влияния на деятельность организации.Различают сильную и слабую культуру.

Сильная культура

-работники знают ценности миссию и цели организации

-притяные ценности и убеждения всецело поддерживаются сотрудниками

-высоко ценится проф-ть и верность дела

-проявляется забота о персонале,растёт з.п.,обучаются кадры,минимальная текучесть кадров

-сотрудники гордятся предприятием

-продвижение по службе зависит от результата труда,а не от кумовства

-наблюдается чистота,порядок,совр дизайн

-сущ высокий имидж организации и руководителей

-уважаются традиции

-единая культура проникает во все цеха и отделы способствуя эф-ной работе

Слабая культура

-не формулируется миссия,ценности,цели ставятся краткосрочно

-отсутствуют традиции

-Низок ур-нь з.п.

-Не обучаются кадры

-Сотрудники не принимают близко к сердцу заботы организации считая её временным местом работы

-нет единой культуры

Второй вид классификации культур был предложен Блеиком и Мутоном на основе ценностей организации. По их мнению в культуре ор-ии сущ 2 вида ценностей - 1)ориентация на продукцию и экон эффективность 2)ориентация на личность сотрудников

 

В соответствии с этим сущ 4 типа орг к.:

v Самая эффективная соединяет сильную ориентацию на личность с сильной ориент на эком эффект.

v Самая неэфект орган кул соединяет слабую ориентацию на личность сотрудника со слабой ориен на эконм эффект.

3 и 4 яв-ся промежуточными культурами в которой доминирует либо ориен на личность,либо на экон эффект.

Третью классификацию предложил Чарльз Хэнди по признаку распределения власти в организации. Различаются 4 оргн культуры:

· Культура власти=-Зевса(царь богов)

· Культура Роли(Аполон)

· Кул задачи(Афины)которые в лит-ре выражаются в виде 4 богов древн мифологии

· Кул личности(Дионис)

Культура Зевсахаракт тем,что власть в орган сосредоточена в центре и распростран от центра в виде волн как поутина от паука.В этой культуре особая роль принадлежит предпринимателю. сильная сторона этой культуры это быстрота принятия решения и быстрое реагирование на изменения внешней среды. Культура встреч при создании новых компаний, а так же в мал компании занимающихся торговлей и недвижимостью.

Культура Апполонахарак распределением власти на двух уровнях

-на ур-не ген директора

-на ур-не руководителей функ отделов

Поэтому этой культуре соответствует изображение храма,где салоны предст собой функ отделы,которые сходятся лишь наверху,управление сверху.Такая культура эффект в стабильной окруж среде и если изменения в ней проходят быстро,то она медленно на них реагирует.

Культура Аффины(мудрость,военная стратегия)Данная культура ориент на реализацию проектов,здесь ор-ия предст собой сеть взаимосвязей ,отделов команд каждая из которых решает свою задачу.(в виде сети можно изобразить культуру)

Власть здесь находится внутри клеток сети и принадлежит руководителям отдела,поэтому эта культ хорошо адаптир к внешним изменениям и способствует принятию эф-ых решений.

Культура Деонис(виноделие,веселие)Характ-ся тем,что в орган главной ценностью яв-ся творческие личности,поэтому культ можно представить в виде звёздного неба.Эта к-*/-ультура хар-на для адвакатских контор,нотариальных контор,частных клиниках,высшим учеб заведениям.Орга-ия с такой культурой хорошо для проф-ов но им очень сложно управлять,т.к. при отсутствии условий они могут найти другую работу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.