Факторы риска в практике перевозок грузов и методы минимизации этих рисков
Бурное развитие международной торговли определило развитие не только сектора розничной и оптовой торговли, а также интернет торговли, но и отрасли грузоперевозок, которая является наиболее динамично развивающейся отраслью в последнее время. Для стабильного функционирования в любом секторе экономике необходимо уменьшить риски и создать благоприятные условия для развития. Это утверждение актуально особенно для отрасли грузоперевозок, так как отрасль подвержена многим рискам.
Риск 1. Коммерческие риски.
Коммерческие риски предприятий, занимающихся грузоперевозками, связаны с потерей прибыли при недостаточной загруженности транспорта. Транспортные простои могут возникнуть по причине многих факторов, рассматриваемых в других видах риска.
Риск 2. Финансовые риски – связаны с соотношением собственных и заемных средств, а именно с превышением заемных средств над собственным капиталом, зависимостью от заемных источников финансирования, увеличением расходов над доходами компании. При этом некоторые риски могут иметь систематический характер. Это такие риски, как снижение деловой активности в периоды спада национальной и мировой экономики, рост цен на топливо, снижение валютного курса национальной валюты, увеличение процентных ставок по банковским продуктам, введение государственного регулирования в области грузоперевозок, введение квот и пошлин. Так, недавнее введение системы «Платон» обусловило увеличение издержек грузоперевозчиков за счет взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Внедрение системы вызвало волну возмущения в среде грузоперевозчиков, так как стоимость платы существенно снижает рентабельность перевозок.
Кроме систематических рисков на деятельность транспортных компаний и компаний, занимающихся грузоперевозками, могут влиять несистематические риски, обусловленные деятельностью самой компании. Это может быть конкуренция среди компаний, неэффективная маркетинговая стратегия, негибкая ценовая политика, рост дебиторской задолженности и т.д.
Риск 3. Невыполнение обязательств по перевозке грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных обстоятельств и риск невыполнения обязательств по доставке груза.
Грузоперевозчик несет полную ответственность за сохранность груза, а также за своевременную доставку груза. Несвоевременная доставка груза может возникнуть вследствие рисков не только природного или техногенного характера, но и в результате технических рисков, а именно поломок и износа оборудования, состояния транспортной инфраструктуры, а также в результате действия так называемых социальных рисков, таких как увеличение количества краж, грабежей, поджогов, возникновения забастовок.
Основными методами минимизации транспортных рисков являются следующие меры:
1. С целью минимизации коммерческих рисков предприятия-грузоперевозчики должны иметь гибкую ценовую политику, маркетинговую стратегию, взаимоотношения с контрагентами должны основываться на основании договоров.
2. Минимизация финансовых рисков связана с наличием обшей финансовой стратегии, оперативного анализа финансовой и бухгалтерской отчетности, правильной маркетинговой стратегией.
3. Основными приемами минимизации рисков невыполнения обязательств по доставке грузов является страхование сохранности грузов и страхование ответственности грузоперевозчиков по доставке грузов
Грузоперевозки – предпринимательская деятельность, которая подвержена влиянию многих факторов. К сожалению, на законодательном уровне эта отрасль защищена очень слабо и грузоперевозчики в России несут много рисков, которые в других странах минимизированы при помощи лояльного законодательства, поэтому основным способом минимизировать риски в практике российских грузоперевозчиков является – страхование.
Задание 6: Тесты
Выберите один правильный ответ:
1. Какими документами удостоверяется факт заключение договора страхования?
б) договором и полисом с приложением правил страхования
2. Юридические или физические лица, действующие от имени страховщика и от его имени заключающие страховые сделки в соответствии с предоставленными полномочиями называются:
б) страховыми брокерами
3. Право суброгации означает, что страховщик имеет право…:
а) взыскать ущерб с виновного в наступлении страхового случая в размере выплаченного возмещения
4. Страховая премия – это
а) плата за страхование
5. Страхование одним страховщиком на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика – это
б) перестрахование
6. Страховой фонд страховщика формируется:
а) в денежной форме
7. Страховая сумма по договору имущественного страхования не может превышать
б) страховой стоимости имущества на момент заключения договора страхования
8. Франшиза – это
в) условие договора страхования, предусматривающее освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенного правилами страхования размера.
9. Нагрузка – это
а) часть страхового тарифа, не связанная непосредственно с формированием фонда, предназначенного для выплат страхового возмещения (страховых сумм). Обеспечивает поступление средств для покрытия расходов на проведение страхования, формирование резерва предупредительных мероприятий и другие цели
10. В страховании ответственности страховым случаем является:
а) требование третьих лиц о возмещении ущерба, нанесенному их жизни, здоровью или имуществу
11. Объектом личного страхования являются:
в) имущественные интересы, связанные с достижением граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг
12. При страховании от несчастных случаев страховым случаем НЕ является:
а) причинение вреда здоровью в результате острого или хронического заболевания, а также смерть, явившаяся следствием самоубийства;
13. Сострахование – это
в) страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору
14. Страховая сумма – это:
в) определенная страховщиком денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты
15. Страховой случай – это
а) возможное страховое событие
16. Какой из приведенных ниже фондов может формироваться помимо денежных запасов, еще и в натуральной форме?
в) фонд самострахования
17. При страховании «на дожитие» страховым случаем является
в) продолжающаяся жизнь застрахованного.
18. Страховщик заключил договор с перестраховщиком. Кто является ответственным перед страхователем при наступлении страхового случая?
в) ответственность солидарная
19. При безусловной франшизе
в) ответственность страховщика безусловна при проявлении любого страхового риска
20. При условной франшизе
а) страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает франшизу и должен возместить убыток полностью, если он превышает величину франшизы
Список литературы
Нормативно-правовая литература
1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Основная литература
1. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. — СПб: Питер, 2003
2. Страховое дело : учебник для студентов учреждений сред.проф. образования / В.П.Галаганов. — 6е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012
3. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006
4. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. — 2е изд., иерераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004
5. Страховое дело : учебник для бакалавров / Л. Г. Скамай. —М. : Издательство Юрайт, 2013. —Серия : Бакалавр. Базовый курс.
6. Щербаков В.А. Страхование: учебное пособие / В.А.Щербаков, К.В.Костяева. – М.: КНОРУС, 2007
[1] п. 1 ст. 9 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|