Глава третья: что такое «ханиф»?
Табари сказал:
"Не был Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом-муслимом и не был он из многобожников"
(Семья Имрана(3), 67)
"... а был он ханифом ..." - то есть он следовал приказам Аллаха, будучи прямым на пути, который установлен доказательствами и приказами от Аллаха.
"... муслимом ..." - то есть он осознанно подчинялся условиям и положениям Ислама, сердцем и телом направляясь к Аллаху.
"Кто может быть лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, будучи добродеющим, и последовал за религией Ибрахима-ханифа? Поистине, Аллах взял Ибрахима другом!"
(Женщины(4), 125)
"... ханифа ..." - то есть того, чей метод и путь абсолютно прям.
"Я, будучи ханифом, обратил лицо свое к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я – не из многобожников." (Скот(6), 79)
Йунус передал мне (Табари) от ибн Уахба разговор, состоявшийся между Ибрахимом и его племенем:
- Так значит, ты перестал им (изваяниям) поклоняться.
- Я направил свое лицо к Тому, кто Творец небес и земли.
- Но ведь ты не принес ничего нового. Мы и так направляемся и поклоняемся Ему.
- Но вы не делаете это, будучи при этом ханифами. А я поклоняюсь Ему, очищая пред Ним религию, не придавая Ему никаких сотоварищей.
"Поистине, Ибрахим не был из многобожников, он был имамом и покорным Аллаху ханифом."
(Пчелы(16), 120)
"... ханифом ..." - То есть прямо, без искажений, следующий Исламу.
"Будьте ханифами пред Аллахом, не придающими Ему сотоварищей".
(Хадждж(22), 31)
То есть "Эй люди, сторонитесь поклоняться ложным божествам и говорить слова ширка. Причем делайте искренне, только ради Аллаха, очищая пред Ним религию от ширка; будьте единобожниками, направляйте подчинение и поклонение только Аллаху, будучи в этом абсолютно прямыми".
(Тафсир Табари)
Куртуби сказал:
В тафсире аята (3/67):
Ханиф – единящий Аллаха, объявляющий единобожие наружу, обрезанный, направляющийся на къиблу.
(6/79):
Ханиф, то есть направляющийся к истине.
(22/31):
Ханиф имеет два смысла: Или прямо направляться (к истине) или склоняться (к истине). Это слово вмещает в себе как бы противоположные значения: направляться и склоняться.
"А ведь им не было повелено ничего другого, как только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним религию, как ханифы; выстаивать молитву, приносить очищение. Это и есть – прямая религия!"
(Ясное Знамение(98), 4)
"... как ханифы ..."- то есть, отвергая все другие религии и направляясь только к религии Ислама.
Ибн Аббас сказал, что ханиф этот тот, кто привязан к религии Ибрахима. Языковеды сказали, что "ханиф" означает направляющийся. Например "туханнафу иля аль-Ислам" - "уханифился на Ислам" означает "направился на Ислам" (привязался к Исламу).
(Тафсир Куртуби)
Ибн Касир сказал:
В тафсире аята (3/ 67):
Ханиф – тот, кто покинул ширк и привязался к вере.
(4/125):
Ханиф – тот, кто осознанно, то есть со знанием его сущности покидает ширк и полностью направляется к истине так, что ничто не может его сбить его или удалить от истины.
(6/79):
Ханиф – тот, кто направляется к таухиду, покидая ширк.
(16/ 120):
Ханиф – тот, кто осознанно направляется к таухиду. Поэтому то в аяте говорится: "... не был из многобожников ..."
(22/31):
Ханиф – тот, который направляет религию только Аллаху, осознанно следует истине и удаляется от ложного. Поэтому в том же аяте говорится: "... не придающими Ему сотоварищей ..."
(Тафсир ибн Касира)
Имам Бухари передает следующий хадис:
Ибн Умар передает, что Зайд бин Амр бин Нуфайль был в поисках религии и для того, чтобы найти подходящую для себя религию он отправился в Дамаск. Он встретил там иудейского ученого и расспросил его о религиях и сказал:
- Я хочу принять вашу религию. Расскажи мне о ней.
Иудей в ответ сказал ему:
- Ты не сможешь войти в нашу религию без того, чтобы навлечь на себя гнев Аллаха.
- Ну уж нет. Я ведь и хочу только того, чтобы избежать гнева Аллаха и не хочу принимать ничего такого, что повлекло бы за собой гнев Аллаха. Тем более у меня нет силы, чтобы устоять против гнева Аллаха. Изволь указать мне что-нибудь другое.
- Я не знаю ничего подходящего, кроме того, чтобы стать ханифом.
- А что такое "ханиф"ство?
- "Ханиф"ство это религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином и он не поклонялся никому кроме Аллаха.
Зайд покинул его и затем встретил христианского ученого. Он спросил его о том же.
Он ответил:
- Ты не сможешь войти в нашу религию без того, чтобы получить проклятие Аллаха.
- Но ведь я ищу религию, чтобы избежать проклятия Аллаха и не хочу делать что-нибудь такое, что навлекло бы на меня проклятие или гнев Аллаха. Тем более у меня нет сил противостоять этому. Не можешь ли ты указать мне что-нибудь другое.
- Я не знаю ничего такого кроме "ханиф"ства.
- А что оно из себя представляет?
- Это религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином. Он поклонялся только Аллаху.
Услышав это, Зайд покинул его. Затем он поразмышлял, поднял руки и сказал: "О мой Аллах, будь свидетелем, что я принимаю религию Ибрахима".
(Бухари, Манакъиб аль-Ансар, 24; Забаих,16)
Из всех приведенных аятов, хадисов и объяснений ученых следует следующее:
Ханиф это тот, кто покидает ширк намеренно и со знанием. Он направляется к единению Аллаха, и он прям в единобожии и Исламе.
Теперь, будет ли ханифом тот, кто погряз в ширке, покинув таухид; кто придает равных Аллаху в поклонениях и господстве? Кем будет такой, ханифом или мушриком?
Имам ибн Таймия говорит:
Заблудшие недооценивают важность таухида и в то же время возвышают и придают особое внимание мольбе мертвым. То есть ширк они больше ценят, чем таухид. Как и описано в аяте, они равнодушны к призывам о таухиде и не обращают внимания на предупреждения о ширке:
"Приблизился к людям расчет с ними, а они небрежны, отвращаются. Не приходит к ним никакое новое напоминание их Господа без того, чтобы они выслушивали его, забавляясь. Сердца же их оставались беспечными... Когда неверующие видят тебя, они лишь насмехаются над тобой и говорят: "Не тот ли это, кто (плохо) поминает ваших божеств?" В то время как сами они отвергают упоминание Милостивого". (Пророки(21), 1-3, 36)
Когда посланники предупреждали их, они забавлялись. Из-за того, что мушрики привыкли к ширку и считали его нужным и важным, они обвиняли призывающих их к таухиду посланников в том, что те заблудшие и безумные. Так как таухид прямо противоположен ширку, который укоренился в мушриках, естественно, что они будут порицать таухид, который противоположен их укладу и будут свысока и с насмешкой относиться к тем, кто призывает покинуть их то, что они привыкли считать истиной. В аяте говорится:
"Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха".
(Корова(2), 165)
Кто полюбит какое-нибудь творение так сильно, как должно любить Аллаха, то станет мушриком (не говоря уже о том, если он полюбит это творение еще сильнее). Несомненно, есть большая разница между любовью ради любви к Аллаху и любовью наряду с любовью Аллаха.
Ты увидишь могилопоклонников, как они насмехаются над таухидом, поклонением и мольбой только Аллаху. Но в то же время ты увидишь, что они возвышают тех, кого они приняли за заступников (мертвых) пред Аллахом. Некоторые из них с легкостью могут принести лжеклятву во имя Аллаха, но в то же время они не осмеливаются солгать, поклявшись во имя своего шайха. Из различных их групп можно встретить много таких, которые просят помощи у шайха, будь то рядом с могилой, будь то в другом месте, считают более полезным, чем молиться Аллаху и просить только Его, пусть, даже если это будет в масджиде, в предрассветное время.
Они насмехаются над теми, кто покинул их заблуждения и направился к таухиду. Многие из них реставрирует, заново украшают могильницы, склепы, но вместе с этим запускают масджиды. Источником всего этого может быть только одно – то, что они беспечны к Аллаху и Его Посланнику , но ревностны к своему ширку. Подумайте, ведь они при малейшей нужде делают обход вокруг могилы (один из видов поклонения), но не придают внимания обходу вокруг каъбы. Это означает, что этот мушрицкий обход для них более ценен, чем обход дома Аллаха.
В этом они подобны арабским мушрикам, которые описываются в следующем аяте:
"Из посевов и скота, что произрастил Аллах, они выделяют некоторую часть Аллаху, а затем согласно своим выдумкам и измышлениям говорят: «Это – Аллаху, а это – нашим божествам». И вот; то, что предназначалось их божествам, не попадает Аллаху, а то, что предназначалось Аллаху, попадает их божествам. Скверны их суждения".
(Скот(6), 136)
Когда существовала необходимость выбирать между долей Аллаха и долей ложных божеств они предпочитали долю ложных божеств, а долю Аллаха тратили. Они говорили, что Аллах силен и богат и поэтому он не нуждается в своей доле. А эти божества бедные и нуждаются в этой доле.
Когда они приходят к могилам, они плачут, молятся, их сердца смягчаются и они находятся в таком благоговении, которое не достигают при совершении пятничного, пятикратного или ночного намазов. Это свойственно только мушрикам, обладатели таухида не могут находиться в таком положении. Пару строчек какого-нибудь стиха или песни способно пробуждать их чувства и волновать их сердца так, как это не может сделать чтение аятов Аллаха. Наоборот когда они читают Коран их одолевает сон и скука.
(Маджмуъуль-Фатауа, 15/48-50)
Глава четвертая: выполнение требований таухида на словах и на деле является условием его действительности.
Имам ибн Таймия говорит:
Человек не может стать обладателем веры и таухида пока он полностью не выполнит требования свидетельства "Ля иляха илля Аллах", пока не возьмет за божество только Аллаха, без всякого ширка. Пока он не выполнит все требования таухида он будет мушриком, даже если он признает Аллаха за господа и творца всего, признает все Его свойства как господа, и не будет придавать неподобающие Ему свойства – свойства творений. Слово "божество-илях" означает: "достойный поклонения", "объект поклонения", "тот к кому прибегают, направляются и выполняют другие виды поклонения".
(Мууафакъату Сахихи аль-Маъкъуль ли Сарихи аль-Манкуль би Хамиши Минхаджи ас-Суннати ан-Набауийя, 1/133)
Имам ибн Таймия говорит:
Таухид, вера в посланников, вера в Судный день и соответствующие этим верам деяния есть неотъемлемые части одного целого. Спасения от Ада могут достичь только те, кто целиком обладает всеми этими верами и соответствующими деяниями. У кого будет отсутствовать хоть одна часть веры, он станет мушриком, потерпевшим убыток. Все эти части взаимосвязаны между собой и не могут друг без друга. Тот, кто отверг посланников, не может избежать того, чтобы быть ему мушриком. Верно и обратное: тот, кто совершает ширк, он этим самым отвергает посланников. Далее, каждый, кто совершает ширк или отвергает посланников, он этим самым отвергает судный день. И наоборот, кто отвергает судный день, он отверг и посланников.
(Маджмуъуль-Фатауа, 9/32)
Имам ибн Таймия говорит:
Единобожие, которое принимают философы, не есть единение Аллаха в поклонении и в деяниях. Их единобожие теоретическое, не имеющее отображения в деяниях. А то единобожие, которое принесли посланники, оно опирается на единении Аллаха в религии, поклонении, божественности и господственности. Философам чуждо и неведомо такое единобожие, наоборот единобожие, которое они предлагают, влечет за собой аннулирование имен и свойств Аллаха, а это есть куфр и заблуждение. И вообще это и является одним из главнейших источников ширка. Если они даже и не нарушат единобожие в именах и свойствах Аллаха - придавать Аллаху подобающие Ему свойства и не придавать ущербные свойства, уподобляя Его творениям - то все равно это единобожие будет теоретическим, не имеющим проявления на практике. Но это недостаточно того, чтобы спастись от Ада. Для этого они должны выполнить все требования свидетельства "Ля иляха илля Аллах", как направлять поклонения только Аллаху, единить Его в божественности и отвергать тагутов и ложных божеств.
Но они даже в теории не являются единобожниками; наоборот, они неверные, заблуждающиеся в именах и свойствах Аллаха.
...
Хоть они и обладают известным умом, смекалкой и даже порядочностью, они не спасутся от Ада и не войдут в Рай пока не выполнят все вышеперечисленные положения – вера в Аллаха и единение Его во всем; поклонение только Ему, очищая пред Ним религию; вера в посланников и судный день; и выполнение практических следствий всего этого.
Эти положения, которые обязаны выполнять все, независимо от статуса или социального положения. Поэтому ученые теоретики в этом плане ничем не отличаются от теологов или правителей. Ничто их не избавит от Ада кроме единобожия, веры в Единого Аллаха, посланников и Судный день. Как мы и говорили, все эти положения есть следствия друг друга. Например, для того, чтобы поклонение Аллаху дало пользу, необходимо наличие веры в посланников и Судный день, в противном случае человек, до которого дошел призыв, становится вечным обитателем Ада.
(Маджмуъуль-Фатауа, 9/35-38)
Как видно из этих отрывков, спастись можно, только выполнив следующие три положения:
1) Единение Аллаха в господстве и божественности
2) Вера в посланников и Судный день
3) Совершение практических следствий таухида, веры в посланников и Судный день.
В противном случае человек становится порицаемым мушриком. Правда если ему не будут представлены доказательства, то он не попадет сразу в Ад. Но в Рай может войти только обладатель Ислама. Этот вопрос более подробно был изучен ранее.
Имам ибн Таймия говорит:
Такие положения как единение Аллаха в господстве, божественности, в религии, а также справедливость и праведность не отменяются от шариата к шариату. Поклоняться только Аллаху это такая универсальная обязанность человека, которая никогда с него не спадает. И в Рай могут войти только те, кто выполнил эту обязанность – сторонники "Ля иляха илля Аллах". Это так потому, что "Ля иляха илля Аллах" есть право Аллаха на каждого человека. В связи с этим в сахихайне (два сахиха – Бухари и Муслим) передается следующий хадис:
"Эй Муаз, знаешь ли ты право Аллаха на людей?". Я ответил: "Аллах и Его Посланник знают лучше". Он сказал: "Право Аллаха на людей заключается в том, чтобы они поклонялись Аллаху и не придавали бы Ему ничего в равные".
Все люди заслуживают наказания, кроме тех, кто поклоняется только Аллаху. Тот же, кто не совершает ширк, но не поклоняется Аллаху (например, фараон) на самом деле еще хуже, чем многобожники. Нужно совершать две вещи:
1) поклоняться Аллаху;
2) не поклоняться никому другому (поклоняться только Аллаху).
Это и есть сущность Ислама и все люди ответственны за это. В этом вопросе никому нет поблажки, и эта обязанность ни с кого не спадает. Но вместе с этим Аллах не наказывает, пока не пошлет посланника. Но хоть Он и не наказывает невежественного мушрика, Аллах не вводит его в Рай, ибо туда не входит никто, кроме единобожников. Как передано в достоверных преданиях Аллах будет отдельно испытывать тех, до кого не дошел призыв посланников, например детей, умалишенных и тех, кто умер в период фатрах.
(Маджмуъуль-Фатауа, том 14, стр. 476-477)
Имам ибн Таймия говорит:
Посланники были посланы для того, чтобы призывать только к Аллаху. Как и передают коранические рассказы, они объясняли потустороннюю жизнь и подробно и вкратце. Но основа всего это единение Аллаха в божественности. Поэтому посланники в первую очередь объясняли, что означает поклонение только Аллаху. Поэтому то посланники объясняли следующие три принципа, входящие в единобожие:
1) Вера в Аллаха
2) Вера в судный день
3) Выполнение соответствующих деяний на практике
(Маджмуъуль-Фатауа, 17/125-126)
Философы в различных вопросах теологии установили выдуманные ими правила и затем сказали, что это есть основы религии, и человек может войти в Ислам, только если выполнит требования этих правил.
Имам, описывая их, говорит следующее:
Они подражают своим тагутам (сбивающим с истины) и говорят:
"Все, что не выведено с помощью логических рассуждений не представляет собой знания".
А это (доказывать с помощью длинных цепочек логических рассуждений) под силу не каждому.
Они выдумывают себе основы религии, в то время как многие из них, сами не обладают основами религии, чтобы стать муслимами. Поэтому среди них находится много кафиров, безбожников, двуличных, невежественных, заблудших, сбивающих с истины, несправедливых, неблагодарных. Кроме этого среди них есть яростные враги Посланнику , которые будучи двуличными, притворяются муслимами. Аллах о таковых говорит:
"Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников. Достаточен Господь твой, как наставитель (на путь) и помощник!"
(Различие(25), 31)
У некоторых, правда, наблюдается некие проявление веры. В таком случае они бывают муртаддами (вероотступниками). Их вероотступничество может быть в сфере основ религии или в сфере ее подробностей. Также вероотступничество может происходить путем двуличия или путем обыкновенного куфра. Особенно много случаев вероотступничества среди них наблюдается в таких странах и периодах времени, где распространены невежество, куфр и двуличие. И вообще невежество, несправедливость, ложь, куфр, двуличие и различные заблуждения среди них развиты до такой степени, что это трудно передать.
Если их ошибки из области подробностей религии, то таковой не является кафиром. На такого просто говорят, что он ошибся или заблудился. Ему не выносится такфир, пока ему не будут представлены убедительные доказательства. Но их ошибки не ограничиваются областью подробностей религии. Они ошибаются в таких вопросах, которые являются основой религии Ислама и эти вопросы обязаны знать все муслимы – и ученые и самые невежественные. Да что там говорить, они ошибаются даже в таких вопросах, которые знают иудеи, христиане и обычные мушрики. Из-за того, что они ошиблись в вопросах основ религии, они считаются неверными.
Такие положения как: поклонение только Аллаху, без всякого ширка; отвергание ложных божеств и тагутов; необходимость бара (неприятие, такфир, враждебность и др.) и запрещенность уаля (приятие, согласие, дружба и т.д.) к иудеям, христианам и мушрикам являются основными и принципиальными положениями Ислама. Также не принимаются ошибки в вопросах, знание которых распространенно среди муслимов и нет возможности там ошибиться. Например, запрет блуда, ростовщичества, алкоголя, азартных игр и т.п.
Ты увидишь, что большинство их предводителей погрязли в грехах и, в конце концов, стали вероотступниками. Хотя некоторые из них покаялись и снова обратились в Ислам. Например, аль-Акра, Уайна и некоторые другие сначала отступились от Ислама, а затем снова обратились в Ислам, хотя есть такие, кто обвиняет их в двуличии. Но среди них есть, конечно, и искренние.
Вообще, большинство их лидеров колеблются между верой и двуличием. Если так случится, что их вера возобладает над двуличием, и они возвращаются в Ислам, все равно в их сердцах остаются следы двуличия. На эту тему от них передано немало историй.
Их положение более ясно описывает тот факт, что некоторые из них написали книги, призывающие к религии мушриков и вероотступничеству. Например, Рази написал книгу о поклонении звездам и в ней пытался доказать пользу и правильность поклонения звездам и призывал всех людей к этому. То, что он сделал, по единогласному мнению всех муслимов является отступничеством от Ислама. Правда он покаялся и обратился в Ислам, но вообще мы хотим сказать, что все то, к чему они призывают недостаточно для спасения человека от мучений в Аду, не говоря уже о том, чтобы попасть в Рай. Аллах говорит:
"Кто же несправедливее того, кто измышляет на Аллаха ложь или отвергает Его знамения? Этих постигнет их удел из книги. А когда придут к ним Наши посланцы, чтобы завершить их жизнь, они скажут: "Где же те, кого вы призывали помимо Аллаха?" Они скажут: "Они покинули нас!" И засвидетельствуют против самих себя, что они были неверными".
(Преграды(7), 37)
"И когда прибыли к ним посланники наши с ясными знамениями, то радовались они тому знанию, что было у них. И вот тогда поразило их то, над чем они насмехались.
И когда они увидели наше наказание, то сказали: "(Теперь) Мы уверовали в Аллаха Единого и отреклись от того, что придавали Ему в сотоварищи!"
Но после того, как они увидели наше наказание не помогла им вера их, по установлению Аллаха, которое свершилось над Его рабами. Вот здесь неверные потерпели убыток"
(Верующий(40), 83-85)
Здесь сообщается примерно то же самое, что и в суре "Преграды". Когда неверные увидят наказание Аллаха они станут единить Аллаха, и покинут ширк. Но это им не поможет, точно так же как это не помогло Фараону:
"И переправили Мы сынов Исраила через море, а Фираун и его войска погнались за ними коварно и враждебно. А когда его настиг потоп, он сказал: "Уверовал я, что нет божества, кроме того, в кого веруют сыны Исраила, и я - из числа предавшихся (муслимов)!"
(Йунус(10), 90)
Кроме этого в Коране говорится:
“И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Разве не Господь ваш Я?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем... Чтобы вы в Судный день не говорили: "Мы не ведали об этом". Или не сказали бы: "Ведь еще раньше отцы наши придавали Аллаху сотоварищей, а мы были потомством после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали следующие лжи?" Так мы разъясняем аяты, — быть может, обратятся они". (Преграды(7), 172-174)
Во многих местах Корана есть подобные аяты. Они объявляют следующее:
Основная цель посланников это приказывать таухид и запрещать ширк.
Несомненно, что обладатели спасения это только единобожники, а также несомненно, что мушрики обладатели несчастья и наказания.
Таухид неразрывен с верой в посланников. Поэтому те, кто отвергает посланников, являются мушриками. Вера в Судный день также связана с таухидом. Все это составляет неразрывное единое целое. Поэтому то эти три положения соединены в одном аяте:
"и не следуй за страстями тех, которые отвергают Наши знамения и которые не веруют в потустороннюю жизнь. Они-то и приобщают других к своему Господу!" (Скот(6), 150)
Итак, стало ясно, что залогом спасения от Ада и вхождения в Рай является единение Аллаха и отвергание ширка, вера в посланников и Судный день, и совершение соответствующих деяний на практике.
Так вот среди ценностей этих философов нет места перечисленным положениям – основам религии. Среди всего того, к чему они призывают, нет, например, единения Аллаха и отвержения ширка. Мы можем даже сказать более: Почти любой вид ширка произошел в результате мнения или теории какого-нибудь философа. Они постоянно сами совершали ширк и призывали к этому людей. Даже если некоторые и не призывают к ширку, то все это равно недостаточно, ибо нужно не только не призывать к ширку, нужно также запрещать людям ширк. Если человек не будет запрещать ширк, он не сможет избавиться от того, чтобы быть показывающим согласие мушрикам, даже если при этом и будет предпочитать единобожников.
Это очень важный вопрос, поэтому крайне необходимо его понять. Во многих их книгах я встречал призывы к поклонению звездам, ангелам, посланникам и различным духам. Когда они призывают к единобожию, они не подразумевают единобожие в поклонении. Их единобожие остается на теоретическом плане, не входя в область деяний и поклонений. Но в единобожии, которое принесли посланники Аллаха, обязательно содержатся следующие положения:
Религию придавать только Аллаху, очищая ее пред Ним; поклоняться только Ему, никого не приобщая Ему в поклонении. Но они вообще незнакомы с этим единобожием и наоборот то, что они называют единобожием, на самом деле аннулирование атрибутов и свойств Аллаха. Кроме этого там есть много заблуждений, которые влекут к куфру и ширку.
(Маджмуьуль-Фатауа, 18/53-58)
Из отрывков ибн Таймии, что мы привели, ясно следуют следующие положения:
1) Таухид является условием действительности Ислама. Без наличия таухида об Исламе не может быть и речи.
2) Мушрик, прежде чем войти в Ислам, должен научиться таухиду.
3) Религия мушриков вымышленная и есть результат клеветы на Аллаха и искажения действительности и естества.
4) Ислам это подчинение и поклонение только Аллаху. Кто наряду с Аллахом подчиняется еще и другому, тот не считается муслимом. Также не считается муслимом вознесшийся, который вообще не поклоняется Аллаху.
5)Просто признавать Ислам, без соответствующего выполнения всех следствий и требований, не делает человека муслимом. Согласно единогласному мнению всех сахабов, табиина и имамов ахлю-сунны для того, чтобы человек вошел в Ислам, вместе с признанием он также должен на практике выполнять все необходимые положения Ислама.
6) Основной отличительный признак, по которому разделяются люди таухида и люди ширка это единение Аллаха в божественности (в поклонении). Человек лишь тогда может стать ханифом, единобожником и муслимом, когда сознательно отвергнет ширк, и со знанием будет единить Аллаха в божественности и господстве.
7) Войти в Рай возможно только с таухидом, верой в посланников и Судный день и выполнением следствий всего этого на практике. Мушрик же подвергается наказанию в обоих мирах после того, как до него дойдет призыв. Если до него не дошел призыв, то он не подвергается наказанию сразу, но и не награждается Раем, ибо в Рай могут войти только обладатели единобожия.
8) Все посланники в первую очередь объясняли таухид и все, что с ним связано. Например, вера в посланников, в Судный день бара к мушрикам, такфир их, уаля к муслимам и т.п. Это так, потому что это основы религии.
Ибн Къайим говорит:
Ислам это единение Аллаха; поклонение только Ему, без всякого ширка; вера в Аллаха и Его посланника и подчинение положениям Ислама. Кто таковым не является, ни в коем случае муслимом быть не может. Если такой человек и не делает это по злому умыслу, сознательно идя против Аллаха и Посланника, , то все равно такой является кафиром по неведению. Но в любом случае неведение не спасает его от того, чтобы он считался кафиром.
(Тарикъ аль-Хиджратайн, 411)
Мухаммад бин Абдуль-Уаххаб говорит:
Знай, что единение Аллаха, к которому призывали посланники, это единение Аллаха в поклонениях (божественности). В поклонениях нет ни малейшего права или доли никакому из ангелов или посланников, не говоря уже о других. Например, мольбы, прошения о помощи направляются только Ему. В аяте говорится:
"Места поклонения – для Аллаха, так не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом!" (Джинны(72), 18)
Если некто весь день поклонялся Аллаху, а затем пошел к могиле какого-нибудь посланника или праведника и помолился ему, призвал его на помощь или вверил ему себя, то значит, что он взял себе двух божеств. Он нарушил свидетельство "Ля иляха илля Аллах" и взял себе в божество того, кому помолился. Так, например, современные мушрики берут себе в божества Зубайра, АбдульКъадира и др.
Кто принесет Аллаху тысячу жертвоприношений и затем принесет хотя бы одно жертвоприношение посланнику или кому-нибудь другому, такой человек стал двубожником. В аяте говорится:
"Скажи: "Поистине, молитва моя и нусук (жертвоприношение) мой, жизнь моя и смерть - посвящены Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я - первый из предавшихся (муслимов)". Скажи: "Буду ли я искать другого господа, кроме Аллаха? Ведь Он - Господь всего"".
(Скот(6), 162-164)
Нусук означает приносить Аллаху в жертву какое-нибудь животное.
Кто направит поклонения только Аллаху и не приобщит в этом никого, тот свидетельствует свидетельством "Ля иляха илля Аллах". А кто приобщит кого-нибудь Аллаху в поклонениях, тот мушрик, нарушивший свидетельство "Ля иляха илля Аллах". Перечисленные мною ширки сегодня распространены у всего населения востока и запада, кроме тех одиноких, упомянутых в хадисе. В том, что я объяснил, нет никаких разногласий между учеными.
(Ар-рисаляту аш-Шахсийя, ар-Рисаляту аль-Ъишрун, 166-167)
Мухаммад бин Абдуль-Уаххаб говорит:
Знай, что это слово (Ля илях илля Аллах) есть отличительный признак между верой и неверием. Также это есть "слово богобоязненности" и "прочная рукоять". Это слово пришло как наследство от Ибрахима:
"И вот сказал Ибрахим своему отцу и народу: "Поистине, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня. И поэтому Он будет вести меня по прямому пути!" И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, - быть может, они обратятся (к таухиду)". (Украшения(43), 26-28)
Здесь не имеется ввиду, что свидетельство будет произноситься просто так языком, неосознанно. Ведь и двуличные произносили это слово, но, несмотря на это они на самых нижних слоях Ада, еще ниже, чем обыкновенные неверные. Кроме этого эти двуличные совершали намаза и давали закят.
Наоборот, здесь подразумевается, что свидетельство будет произноситься осознанно, с выполнением всех необходимых условий как уаля (приятие) к таухиду и его сторонникам и бара (враждебность, такфир) к мушрикам.
Так в хадисах Посланника, , на свидетельство накладываются определенные условия его действительности как то:
"Кто скажет "Ля иляха илля Аллах", будучи искренним и очищая пред Аллахом религию..."
В другом предании: "...подтверждая это сердцем...".
В другом хадисе: "Кто скажет "Ля илях илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха...".
И другие хадисы, которые ясно показывают, что люди имеют весьма слабые и неверные представления об условиях свидетельства.
(Тариху Наджд, 397)
B тафсире следующего аята Багауи говорит:
"Господи наш! Сделай нас предавшимися (муслимами) Тебе и из нашего потомства - общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам места и способы нашего поклонения, и обратись (туб) к нам, ведь Ты - Обращающийся (ат-Таууаб), Милосердный!"
(Корова(2), 128)
"Сделай нас предавшимися (муслимами) Тебе" - то есть сделай нас единобожниками, которые подчиняются Тебе, испытывают по отношению к Тебе богобоязненность и благоговение.
(Тафсир Багауи)
Ибн Касир в тафсире этого аята от имама Табари передает следующее:
Эта молитва подразумевает следующее: "Сделай нас подчиняющимися и покорными Твоим повелениями и сделай нас не придающими Тебе сотоварищей в подчинении и поклонениях".
(Тафсир ибн Касир)
Куртуби говорит:
"Настоящая религия (кроме которой он ничего не принимает) у Аллаха это Ислам" (Семья Имрана(3), 19)
Под словом религия подразумевается подчинение и "милла" - свод законов, нация, образ и система жизни. Под Исламом подразумевается вера в Аллаха и подчинение Ему. Такое объяснение дал абуль-Алийя. Большинство калямистов тоже придерживаются этого мнения.
(Тафсир Куртуби)
Багауи в тафсире этого аята (3/19) говорит:
Ислам означает "входить в мир, перемирие". А это в свою очередь означает "повиновение, подчинение, покорность, предание". Например, когда какой-нибудь человек заключает перемирие, он объявляет, что сдался, предался и покорился.
Катада говорит, что Ислам это свидетельство "Ля иляха илля Аллах"; признание того, что придет от Аллаха и религия, которую Аллах сам установил для всех. Аллах не примет ничего другого, кроме этой религии и будет требовать только ее.
(Тафсир Багауи)
Ибн Касир в тафсире аята (3/19) говорит:
Это объявление Аллаха, что он не примет никакую религию, кроме Ислама. В общем смысле Ислам это следование за посланниками, которых Аллах послал со сводом законом в определенный период времени. В узком, техническом смысле, Ислам это религия, с которой Аллах послал Мухаммада, . Мухаммад, , - последний посланник, поэтому Ислам уже принял свою окончательную форму и отменил все предыдущие вариации Ислама. Поэтому если кто придет после смерти Мухаммада, , с какой-нибудь другой системой, с другим сводом законов, чем шариат Мухаммада, , он будет отвергнут и от него не примется. В связи с этим в другом аяте говорится:
"Кто же ищет иную религию помимо Ислама, от того не будет принято, и в последней жизни он окажется в числе потерпевших убыток".
(Семья Имрана(3), 85)
(Тафсир ибн Касир)
Из всех этих аятов, хадисов и высказываний ученых ясно следует следующее:
Религия, к которой Аллах приказал привязаться и ради которой приказал сражаться с людьми, это только Ислам. В отличие от других религий, Ислам это единственная религия, которой Аллах доволен и это единственный способ угодить Аллаху, спастись от наказания и войти в Рай. И вот эта религия состоит из того, чтобы единить Аллаха в господстве, божественности, поклонениях; направляться только Аллаху и отвергать все другое, кроме Него; отвергать ширк, ложных божеств, тагутов, мушриков; проявлять уаля сторонникам Аллаха и проявлять бара мушрикам и неверным. Ислам это вовсе не есть только формальное произношение свидетельства. Без наличия всего перечисленного Ислам недействителен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|