Сделай Сам Свою Работу на 5

Цзинь кажется провисшей и расслабленной, но это не так. Цзинь кажется натянутой, но это не так. Если цзинь прерывается, внимание сознания остается.





Комментарий:

До ее высвобождения, энергия не проявляется внешне. После ее высвобождения, энергию нельзя обнаружить. Но в самый момент атаки энергия разряжается, как молния, мгновенным взрывом, в то время как сознание продолжает сосредоточение на противнике.

 

4-4. ЛИ ИЮЙ, «СЕКРЕТЫ ПЯТИ СЛОВ» («У ЦЗЫ ЦЗЮЭ»)

 

1. Спокойствие, или синьцзин

Спокойное сознание – подлинный секрет практики тайцзи-цюаня. Без спокойного ума концентрация невозможна и движения бесцельны. Начиная изучать Толкающие Руки, будь бдительным, внимательным к действиям своего противника. Не сопротивляйся и не теряй контакта с ним. Если он применяет силу, отвечай ему силой без усилия. Так можно противостоять грубой силе. Усвой, что единственная цель -это применение техник цзоу и нянь.

Прозанимавшись тайцзи-цюанем и Толкающими Руками шесть-двенадцать месяцев, ты сможешь контролировать все тело. Натренировав сознание в бдительности, ты будешь отвечать на силу мягкостью и действовать без применения усилия. Но чтобы до конца понять себя, потребуются еще многие годы практики.

2. Ловкость, или шэньлин

Ловкость тела имеет существенное значение для плавного, текучего движения, будь то в наступлении или отступлении. Тело должно быть гибким, податливым. Когда противник касается твоей кожи, твое сознание должно как бы проникнуть в самые его кости. Каждая рука должна поддерживать другую, постоянно связываясь посредством ци. Если левая сторона тела чувствует тяжесть руки противника, что указывает на то, что атака будет слева, сделай левую сторону легкой (цин), как бы поддаваясь, и в то же время выдвигай правую сторону вперед (движение по типу рычага или детских качелей). Всегда уступай с той стороны, где тебя атакуют, и выдвигай другую сторону вперед. Ци - как маховик в часах, она заставляет все тело двигаться «в такт». Если этого не происходит вследствие, как правило, недостатка в координации и силе, ищи выход из положения в пояснице и ногах.



Сперва научись контролировать умом свое тело, затем начинай пробовать следовать больше за движениями противника, чем за своими. В конце концов оба процесса будут протекать сопряженно. Действия в одиночку ведут к неуклюжести, но следование за движениями оппонента порождает ловкость. Если сможешь на самом деле «прилипнуть» к движениям противника, твои руки будут в состоянии «измерять» величину и направление его силы очень точно. И здесь также чем больше времени уделяется практике, тем ближе твое искусство к совершенству.



3. Собирание ци, или цилянь

Если ци не запасается, движения неестественны и резки. Необходимо, чтобы ци проникала в кости, тогда дыхание будет задействовать все тело. Для этого приурочивай все закрывающие движения к вдоху, все открывающие-к выдоху. Во время вдоха легко подниматься и поднимать противника, выдох же способствует опусканию собственного тела и бросанию противника. Становится еще более очевидным, что все движения делаются скорее умом, чем силой.

4. Концентрация цзинь, или цзиньчжэн

К цзинъ тела при тренировках следует относиться как к одному целому. Пустое и полное должны распознаваться четко. Цзинь нужно извлекать из пяток, направлять поясницей, двигать спиной и давать ей течь по пальцам. Самое важное: пусть разум будет направлен в одну точку. Лучшее время применять цзинь - когда противник готов задействовать ее, но еще не начал, не раньше и не позже. Наступай и отступай как одно целое с противником. Накапливай цзинь, прежде чем высвободить ее. Успех достигается использованием силы противника для ответного удара ему. Используй четыре унции силы, чтобы сдвинуть десять тысяч фунтов.

5. Развитие шэнь, или шэньчу

Когда выполняются четыре предыдущих требования, можно начинать развивать шэнь, или дух. Если сосредоточиться на этом, можно «переводить ци в шэнь» (лянь ци хуа шэнь), что дает легкость открывающих и закрывающих движений и четкое различение пустого и плотного. Опорожнить левое – значит наполнить правое и наоборот. Не следует лишь уравнивать пустоту со слабостью. Внутри будь тверд, устойчив, контролируем и силен. Так же и полнота не означает силу, но крепкое движение и присутствие духа. Все действия руками рождаются в грудной клетке и пояснице. Ци извлекается из позвоночника и сочетается с силой противника.



Каким образом активизируют ци в спине? Ее толкают из плеч в хребет; этот процесс называется «закрыванием». Когда же ци заставляют двигаться из позвоночника в плечи и к пальцам, то это «открывание» (см. рис. 4-4а).

 

Процесс, называемый «закрыванием», включен в запасание энергии, в то время как «открывание» – проявление ее расхода. Понимание «закрывания» и «открывания» связано с пониманием Инь и Ян; достигнув этого понимания, вы начнете быстро совершенствовать свое мастерство.

 

4-5. ЛИ ИЮЙ, «ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ И ТОЛКАЮЩИХ РУК» («ЦЗОУ ЦЗЯ ТУЙШОУ СИН ГУН ЯО ЯНЬ»)

 

Древний мастер тайцзи сказал: «Кто может заставить противника потерять равновесие, тот может усилием в четыре унции сдвигать десять тысяч фунтов. Иначе с десятью тысячами фунтов ничего не сделаешь». Позволю себе развить эту мысль дальше.

Кто хочет заставить противника потерять равновесие и надеется четырьмя унциями перемещать десять тысяч фунтов, тот должен прежде всего знать противника, как самого себя.

Кто хочет знать противника, как самого себя, тот должен забыть о себе, стараясь следовать за противником. Для этого он должен точно рассчитывать время и быть настороже.

Чтобы достичь этого, надо, чтобы тело двигалось как одно целое.

Это значит – никакой резкости.

Для этого надо активизировать ци, поднимать дух.

Это достигается собиранием ци в спине.

Чтобы собирать ци в позвоночнике, нужны сильные икры, а также совершенно расслабленные плечи, чтобы ци могла опускаться в Даньтянь.

Цзинь из пяток течет по ногам в нижнюю часть туловища, проходит поясницу, некоторое время накапливается в грудной клетке и следует дальше в руки. Цзинь контролируется поясницей. Процесс накопления энергии называется «закрыванием», а ее высвобождение – «открыванием». Имейте в виду, что в состоянии «закрывания» присутствует немного «открывания» и наоборот. Вспомните Диаграмму Тайцзи и изменения Инь и Ян. Когда одна часть тела неподвижна, все части тела должны быть неподвижны. Когда один член движется, все тело должно участвовать в движении.

«Неподвижность» можно сравнить с «закрыванием», а «подвижность» -с «открыванием». И опять-таки здесь всегда присутствует доля «открывания» в «закрывании» и наоборот (вспомним Инь в Ян и Ян в Инь). Последовательная практика этого помогает телу стать подобным шару Тайцзи, вращающемуся без помех при каждом прикосновении к нему. И тогда-то уж можно вывести противника из равновесия и четырьмя унциями двигать тысячи фунтов.

Ежедневная практика тайцзи-цюаня необходима для правильного понимания самого себя. В каждой позиции надо спрашивать себя, совершенна ли она во всех мелочах, и если нет, то исправлять. Конечно, занятия в этом случае будут проходить в очень медленном темпе. Дополнительный способ самопознания дает практика Толкаюших Рук. Она поможет в конце концов знать намерения противника. Эти упражнения выполняются с партнером, чьи движения нужно изучить так, чтобы предчувствовать их. Понимание движений противника невозможно без понимания себя. Очень помогают точный расчет времени и выгодная позиция. Когда противник вас касается, вы можете следовать за его осознанием. Тайминг (правильный расчет времени) – ключ к успеху, ибо в противостоянии важна точность. При соблюдении этих условий можно выбить противника из равновесия или по крайней мере заставить его принять положение двойного веса.

Необходимо также дополнительное изучение концепций Инь-Ян, открывания-закрывания. Противника можно понимать полностью, если понимаешь себя.

 

4-6. ДВЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ О ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЕ

 

/. ПЕСНЯ О ТРИНАДЦАТИ ПОЗИЦИЯХ («ШИ САНЬ ШИ ГЭЦЗЮЭ»)

Никогда не пренебрегай ни одной из Тринадцати Позиций.

Источник воли – в пояснице.

Уделяй внимание малейшему изменению

От полного к пустому.

Пусть ци постоянно течет через все тело.

Неподвижность воплощает движение.

Движение – неподвижность.

Ищи неподвижность в движении.

Удивительные вещи ждут тебя во встрече с противником. Давай осознание и цель каждому моменту.

Все выглядит не требующим усилия, когда выполняется правильно.

Всегда уделяй внимание пояснице.

Когда живот расслаблен и легок, ци активизируется.

Если копчик вертикален, шэнь поднимается в темя.

Тело должно быть гибким.

Держи голову, как будто она подвешена на струне.

Будь бдителен, ищи значение движений тайцзи-цюаня.

В наклоне и выпрямлении, открывании и закрывании

Пусть природа идет своим путем.

Начинающие руководствуются устным поучением.

Постепенно втягиваешься все больше и больше.

Мастерство будет заботиться о себе само.

Каков главный принцип тайцзи-цюаня?

Разум действует первым, тело – вторым.

Какова цель и какова философия тайцзи-цюаня?

Омоложение и продление жизни сверх нормальной меры,

Вечная весна.

Каждое слово этой песни необычайно важно и ценно.

Если не следуешь ей внимательно,

То напрасно теряешь время.

 

2. ПЕСНЯ О ТОЛКАЮЩИХ РУКАХ («ТУЙШОУ ГЭ»)

В отражении, откатывании, нажимании и толкании

Делай все действия с определенной целью.

В движении каждая часть тела поддерживает другую,

И тогда нет «щели», куда бы вклинился противник.

Если противник применяет к тебе силу,

Замани противника поглубже и дай ему потерять равновесие:

Уступка и защита в одно и то же время.

Не забывай о техниках цзоу и нянь.

 

 

Глава пятая Опыт

 

Во всех видах спорта и боевых искусств адептам присваиваются различные звания или выдаются отличительные пояса. В тайцзи-цюане также выделяются специфические уровни достижений. Чжэн Маньцин обозначал уровни тайцзицюаньского мастерства в терминологии «Трех Сил»: Человек, Земля и Небо. Каждую силу-уровень он подразделял еще на три категории, получая в итоге девять уровней. Я не хочу использовать эту систему именно как шкалу градации, но она может быть полезной, например, для определения, с чем должен иметь дело начинающий ученик и какое естественное движение практики ждет более опытного ученика. Следующий раздел на основе концепции Трех Сил обрисовывает три главные стадии практики тайцзи-цюаня.

 

5-1, ПРАВИЛА ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СТАДИИ

 

Следуя правилам для человеческой (т. е. первой) стадии, новичок может создать себе прочную основу в тайцзи-цюане.

Надо заметить, что вы получите больше пользы от упорной практики одного или двух базовых моментов, чем от попыток заниматься сразу многими различными моментами. Старайтесь хорошо укрепиться в каждом принципе, прежде чем переходить к следующему. Правила для начинающих в деталях описываются ниже.

/. Легкость, или цин

В «Теории тайцзи-цюаня» первый принцип выражается следующим образом: «В каждом действии все тело должно быть легким (цин) и подвижным, ловким (дин)». Сначала упор должен делаться на цин, поскольку легкость труднее культивируется, чем подвижность. Для адептов других боевых искусств цин является проблемой, хотя подвижностью (в смысле скорости) они обычно обладают, пусть и затрачивая на это слишком много внешней силы и мускульного напряжения. И атлеты и неатлеты, начинающие изучать тайцзи-цюань, нуждаются в выработке легкости.

Пониманию цин может способствовать такой пример. Кошка, играя с котятами, бьет их; при этом она контролирует свои движения так, что не причиняет котятам никакого вреда. Нечто очень похожее происходит, когда мы применяем принцип цин в спарринге. Передвижения в тайцзи-цюане тоже основаны на цин. Доски старого пола могут скрипеть под ногами, но когда по ним ступает человек с цин, не слышно ни звука.

Понимание легкости (Инь) должно включать в себя понятие о тяжелости (Ян). Как тяжелостъ со стороны воспринимается использование слишком большого количества внешней силы в тайцзи-цюане. В природе можно приписать характеристику тяжелости смерчу, в то время как легкость ассоциируется с легким весенним ветерком.

Цин относится не только к сфере внешнего движения, но и к контролю за сознанием. Ментальная цин контролирует цину проявляющуюся в движении. Если у кошки серьезные намерения, она кусает так, чтобы причинить боль, но если она играет с цин в уме, то кусается осторожно и не больно.

Главная цель тайцзи-цюаня – это прежде всего культивировать внутреннюю чувствительность, а не развивать внешнюю силу. Чувствительности способствует сокращение силы и лишнего мышечного напряжения, и наоборот, применение слишком большого количества внешней силы глушит чувствительность. Поэтому в начальной стадии следует больше сосредоточиваться на расслаблении. Пусть движения будут легкими и естественными, как ход облаков по небу или качание ветвей на ветру.

Как говорят классики тайцзи-цюаня, практика цин открывает дверь в невиданные глубины чувствительности, так что в конце концов даже «можно почувствовать и перышко». Применяя цин к каждому движению, ученик прокладывает дорогу к более продвинутым техникам. Применение же силы или тяжелости перекрываег путь к высшим уровням тайцзи-цюаня.

2. Медленность, или мань

Движения в тайцзи-цюане выполняются крайне медленно, особенно на начальной стадии. Чем медленнее движения, тем лучше можно сосредоточиться на их деталях, к тому же вырабатывается более четкое чувство равновесия.

Применение мань, или «медленности», в тайцзи-цюане можно сравнить с очень медленной ездой на велосипеде. Этот метод не подразумевает быстрых переходов, а затем долгих стояний в позиции; так же как медленно ехать на велосипеде – не значит быстро крутнуть педали, а затем остановиться. Педали крутятся медленно и равномерно, непрерывно – это и есть мань.

Можно получить некоторое представление о мань, если идти медленно, как только возможно, с постоянной скоростью, и обращая внимание на все части тела. Очень скоро становится очевидным, что мань -не такая уж простая вещь. Шаг должен быть медленным, неторопливым и непрерывным. Надо ступать как бы «в воздухе» и быть готовым остановить движение в любой момент.

Принцип мань должен господствовать в сознании, когда вы выполняете формы, – но лишь до тех только пор, пока выполнение одиночных упражнений в медленном темпе не приходит в столкновение с фундаментальными принципами. Так, если на длинную форму стиля Ян у вас уходит 25 минут, а при дальнейшем замедлении начинают появляться технические ошибки, следует ускорить темп. Но если вы чувствуете, что движетесь слишком быстро и опять-таки нарушаете фундаментальные принципы, вернитесь к мань. Так и должно происходить обучение: идти быстро, пока не получите все, что можно, из быстроты; идти медленно, пока не получите все, что можно, из медленности. В конце концов вы найдете, что для сохранения принципа мань оптимальное время, затрачиваемое на тайцзи-цюань стиля Ян, – почти 1 час.

Принцип мань оказывается уже хорошо знакомым нам, если вспомнить, что в различных видах спорта -теннисе, гольфе и т. д. -для обучения новичков правильной технике применяется просмотр видеозаписи в замедленном воспроизведении. Но, в то время как для такого тренинга требуются материальные средства, для выполнения мань в тайцзи-цюане нужно лишь понимание и упорство.

Добавим, что успокаивание «наружного», или «внешнего», при медленных и спокойных занятиях упражнениями приносит пользу вашему «внутреннему» -мыслям и эмоциям. Полностью расслабляясь при помощи мань , вы становитесь мягче. В конечном итоге медленная мягкая практика форм дает состояние, описываемое как «активное снаружи, пустое внутри» или «недействие в действии». Другими словами, отражая внешнее спокойствие, ваша внутренняя самость будет успокаиваться и приобретать неподвижность, как вода в старом колодце. С проявлением этого состояния вы сможете оценить и другое важнейшее преимущество мань. Если тело движется медленно и умиротворенно, это позволяет сознанию руководить протеканием ци в теле. Фокусируя внимание на Даньтяне и затем мысленно следуя за ци распространяющейся оттуда по мере выполнения движений в разные части тела, вы будете реально усиливать этот поток ци. Такая практика иллюстрирует главный принцип даоинь.

Всегда помните, что в начальной стадии движения должны быть медленными и непрерывными – так непрерывно отбрасывает тень летящая птица (см. разд. 2-5).

После того как заложено основание медленности и легкости, всегда будет возможно поддержание постоянной высокой скорости в движениях. На продвинутых стадиях снижение скорости больше не является необходимым, поскольку ваши движения вытекают наружу из неподвижности, находящейся внутри.

3. Круговое движение, или юань

Все движения в тайцзи-цюане состоят из кругов (как противоположностей прямых линий). Действие юань, или «кругового движения», в защите и атаке в боевых искусствах можно сравнить с действием крученой подачи в бейсболе. Питчер (подающий) может подать мяч с огромной скоростью. Но опытные игроки знают, что чем сильнее, быстрее и прямее мяч подается, тем легче его отбить. Поэтому питчер использует «крученые» мячи, которые труднее всего отбить, поскольку нельзя предсказать куда они полетят, будучи отбитыми. Специалист по тайцзи-цюаню постоянно «подает крученые» своему противнику – в противоположность «быстрым прямым подачам» в большинстве других боевых искусств.

Круговые или дугообразные движения порождают значительно большую силу удара, чем прямолинейные. Силу юань хорошо демонстрируют ветер и вода. Прямой постоянный ветер, как бы ни был силен, не причиняет большого вреда, но торнадо или смерч разрушает безжалостно. В прямом постоянном течении, как бы оно ни было быстро, все-таки можно плыть и маневрировать, но водоворот очень и очень опасен!

Когда новичок начинает заниматься тайцзи-цюанем, ему следует не забывать о мань и цин, заботиться о том, чтобы все движения следовали по дугам, продлевая каждую насколько возможно, делая ее настолько размашистой, насколько позволяет правильная поза. С приобретением мастерства в юань размеры дуг могут сокращаться. Вне зависимости от того, насколько коротко движение, оно все равно должно быть дугообразным. Следует задаться целью сделать все движения круговыми, начиная с рук. Постепенно эти круговые движения начнут «просачиваться» во все остальное тело, и в итоге именно тело будет руководить руками.

Выработке навыков юань очень способствует ежедневная практика Чань-сы цзинь. Начиная пытаться совершать руками круговые движения, новички могут забывать о том, что руки следуют за телом. Вместо этого они позволяют рукам вести тело. Чаньсы-цзинь помогает предотвратить подобные ошибки и существенно ускоряет прогресс.

4. Постоянный темп, или юнь

Юнь (букв, «однородность») является термином, обозначающим равномерный темп тайцзи-цюаня. В обыденной жизни движения совершаются автоматически; при этом не возникает желания анализировать или контролировать их. Но в тайцзи-цюане, особенно при первом знакомстве с формами, необходимо учиться выполнять каждое движение медленно и обдуманно. Даже если новичок умом понимает юнь, его движения все-таки неизбежно совершаются в неправильном темпе. Поэтому прежде всего надо вырабатывать общую дисциплинированность сознания во время выполнения форм. Правильная техника включает в себя особую концентрацию на движениях как на фильмах, состоящих из отдельных неподвижных кадров. Каждый, кто наблюдал движения в свете стробоскопа с большой частотой вспышек, поймет, что имеется в виду. Попрактиковавшись, вы можете добиться того, что мысленная разбивка каждого движения «по кадрам» станет для вас привычной и полуавтоматической, не требующей особых усилий со стороны интеллекта.

Солнце явно каждый день пересекает небо с востока на запад с постоянной скоростью, но кто может действительно видеть движение Солнца? Только усердный наблюдатель со спокойным умом может воспринимать этот постоянный темп, и только с применением какой-нибудь техники (например, наблюдать за тенью). Следует учиться равномерности движения у Солнца и вырабатывать специальные техники восприятия этой равномерности при выполнении тайцзи-цюаня.

Итак, приобретя цин (легкость), мань (медленность), юань (совершенную циркулярность движений) и юнь (постоянный темп), вы завершаете человеческую стадию. Как можно проверить это достижение? Считается, что вы не нарушаете правил человеческой стадии, если, выполняя тайцзи-цюань на открытом воздухе, не пугаете птиц и других животных. Тогда можно переходить ко второй, земной стадии. Помните, что, хотя на чтение главы о человеческой стадии у вас ушли всего лишь минуты, реальное достижение этого уровня может потребовать трех-пяти лет.

 

5-2. ПРАВИЛА ДЛЯ ЗЕМНОЙ СТАДИИ

 

Достижение человеческой стадии – это основа для всего дальнейшего совершенствования. Построив прочный фундамент, вы, однако захотите возвести и верхние этажи. При этом все с таким трудом достигнутое ранее должно быть забыто, а все усилия -мобилизованы для стадии земли. В настоящем разделе мы описываем принципы, которые необходимо усвоить на этой стадии. Эти принципы, как и предыдущие, надо вводить в форму тайцзи очень внимательно и по одному. В итоге вы научитесь выполнять форму без усилий, автоматически учитывая все следующие ниже принципы.

/. Ловкость, или лин

Как результат упора в занятиях на мань и юнь, у ученика обычно вырабатывается некоторая жесткость, или негибкость. До поры до времени это допустимо, поскольку взамен достигается единство движения тела. Но потом жесткость должна быть уравновешена введением особого рода ловкости, называемой лин. Мы говорим «особого рода», потому что обычно под «ловкостью» понимается быстрое, стремительное движение, скорость, происходящая из внешней силы. Лин же надо понимать так, как ее объясняли классики тайцзи-цюаня: «Стой как уравновешенные весы, и совершай активное движение, как колесо повозки». Стоя как уравновешенные весы, вы готовы к моментальному реагированию. Двигаясь как хорошо смазанное колесо, вы не оказываете сопротивления и вращаетесь быстро. Рыба быстро уплывает от опасного объекта, если она находится в пруду, где есть пространство, куда уплыть. Это – пример ловкости в ее обычном понимании. Рыба в тесном сосуде будет лишь настораживаться, когда кто-то опустит руку в воду, и будет двигаться, только если рука попытается ее схватить. Но и тогда это будет самое незначительное движение, минимально необходимое для того, чтобы не быть схваченной. Это – ловкость лин.

Представьте себе бой быков. Матадор стоит уравновешенный и ждет, дразня быка своим плащом и криками. Наконец бык срывается с места, и матадор изящным, текучим и минимальным движением уклоняется от его броска. Это еще один образец ловкости лин.

Итак, лин - это ловкость в широком смысле; лин применяет на практике закон тайцзи о том, что Инь становится Ян, а Ян – Инь. Применительно к поединку это означает, что, если вы пытаетесь схватить мою руку, я уворачиваюсь и одновременно хватаю вашу, обращая таким образом мою Инь в Ян. Или же, если вы меня толкаете, я уклоняюсь и одновременно толкаю вас, опять-таки изменяя знак взаимодействия на противоположный. Это и есть истинная ловкость лин.

Лин должна быть предметом постоянного и непрерывного изучения, поскольку без нее практика Толкающих Рук и далюй не имеют смысла. Можно развивать лин преимущественно через практику чанъсы-цзинъ, если достигаются следующие результаты:

1) вес тела опускается в ступни;

2) все движения контролируются вращением поясницы, никаких самостоятельных движений конечностей;

3) плавные пространственные кривые, описываемые руками и плечами, позволяют энергии войти в пальцы.

Когда все тело мобилизуется на такое контролируемое движение, это означает, что вы прошли через врата лин и получили искомую свободу действия.

2. Расслабление, или сун

Хотя ученик тайцзи-цюаня слышит слово «расслабление» чаще, чем кто бы то ни было, значение этого слова, как правило, понимается все же неверно. Дело в том, что понятие сун содержит в себе некоторые идеи, не присущие содержанию английского слова «расслабление» (геlахаtiоп). Поэтому часто случается такое: учитель говорит: «расслабься». Ученик пытается продемонстрировать расслабление тела и сознания и вдруг, к своему разочарованию, слышит: «Нет, нет, ты расслабься!» Причина недоразумения проста. Ученик считает, что расслабиться – это чувствовать себя так, как будто ты мирно дремлешь на диване, пассивный, равнодушный, беззащитный… Но в практике тайцзи-цюаня нет места такому состоянию сознания. Тайцзицюаньское сун - это равновесие Инь-Ян, интеграция твердого и мягкого. Жесткость, напряженность «руки-копья» демонстрируют максимальное Ян, а вялая, безжизненная «мертвая рука» – максимум Инь. Ни эти крайности, ни их комбинация «половина жесткого, половина мягкого» не являются правильными. Рука в тайцзи, правильно расслабленная, уравновешена так, что немедленно может быть мобилизована в любое из крайних состояний, может стать крайним Ян для атаки или крайним Инь для наступления -но только когда это необходимо. В следующий момент уже снова возобновляется положение сун. Этот принцип применим ко всем частям тела, равно как и к сознанию.

При практиковании сун энергия (ци и цзинь) сберегается, как деньги в банке. Никогда не следует волноваться ни физически, ни эмоционально, словно вас беспокоит сохранность денег, зашитых в матрас. Действуйте спокойно и безмятежно, как бы осознавая, что ваши ценности помещены в надежный банк. Когда энергия сохраняется, а тело и ум безмятежны, поток энергии может войти в любую часть тела. Общей ошибкой всех начинающих является то, что они пытаются посылать энергию сквозь сжатое тело. Но не стоит слишком огорчаться по этому поводу. Сун будет учить расслаблению все новые и новые мышцы. Известно, что мускулы автоматически расслабляются, когда очищается сознание и успокаиваются эмоции. Так ученик должен достигать сун. И такое же расслабление наблюдаем мы в природе. Змея во время зимней спячки не расслабляется полностью, иначе она бы умерла. Она сознательно сворачивается, сжимается, сохраняя энергию до весны. Дерево, сбрасывающее к зиме листья, не засыхает и не умирает, но «втягивается» в преднамеренное состояние покоя, или сун, и ждет дальнейшего развития событий.

Конечные цели изучения тайцзи-цюаня – совершенствование боевого искусства и достижение физического омоложения, а точнее, и то, и другое в сочетании. Осознание этих целей должно опираться на понятие о сун. Достигнув сун, вы перейдете к следующей ступени – чэнь, или «опусканию», что совершенно необходимо для приобретения бойцовского мастерства, поскольку эффективно сражаться можно, только умея расслабляться и опускать. Что касается омоложения, то с возрастом люди постепенно теряют способность чэнь, сун же может восстановить то, что теряется, а затем даже и увеличить запас.

Наконец, только через понимание и достижение состояния сун можно подойти к третьему аспекту земной стадии – к овладению Тремя Силами.

3. Три Силы

Для выработки правильного равновесия на этой стадии практики тайцзи-цюаня необходимо глубоко усвоить концепцию Трех Сил, которые в данном случае проявляются как: опускание веса тела вниз, в стопы (соответствует Земле), направление шэнь вверх, к макушке головы (Небо), и концентрация на Даньтяне (Человечество; см. разд. 2-5). Если эта концепция применяется правильно, тело будет уравновешенным в любой позе тайцзи -ни слишком низко опущенным, ни чересчур вытянутым вверх, но напоминающим Вселенную, где, по традиционным китайским представлениям, легкие субстанции поднимаются и составляют атмосферу, а более тяжелые опускаются и становятся землей. На рис. 5-2а мы видим позу «Золотой петух стоит на одной ноге» в правильном исполнении Ян Чэнфу (в центре) и с ошибками двух видов (по бокам).

Только через понимание этой концепции разрешается кажущееся противоречие, смущающее многих учеников тайцзи-цюаня, а именно необходимость применять одновременно принципы сун, лин и чэнь. Как можно расслабляться, быть ловким и опускаться в одно и то же время? Но мнимый конфликт разрешается применением концепции Трех Сил. Сначала вы опускаете вес к земле. Затем сосредоточиваетесь на Даньтяне. Наконец посылаете шэнь к макушке головы, становясь уравновешенным и ловким.

 

4. Перемены

Концепция перемен, разработанная в И-Цзине, играет в системе тайцзи-цюаня очень важную роль. И-Цзин утверждает, что все меняется или развивается по определенному циклу. Нет ничего постоянного, все меняется. Но тем не менее способы или пути проявления этих перемен оказываются постоянными. Итак, И-Цзин советует искать неизменное в том, что меняется.

Практическое применение этого принципа в тайцзи-цюане имеет столько же аспектов, сколько есть возможностей для перемен. Другими словами, применение его безгранично. Ниже мы рассмотрим только три важных момента, связанных с переменами.

Во-первых, тайцзи-цюань делает упор на циклическое индивидуальное развитие в противоположность имитации стандарта и единообразию. В большинстве видов физической деятельности единообразие положений учеников является целью учителя, а точная имитация учителя – целью ученика. У такого обучения есть много преимуществ, но, если не вводится концепция перемен, весь метод упирается в тупик. Балет, кун-фу и многие другие виды физической деятельности требуют бесконечного повторения поз для приведения их к стандарту. Последнее, конечно, само по себе замечательно, но ведь при этом ученик лишается возможности превзойти учителя. Далее, игнорируются физические и духовные различия учеников и все разнообразие их запросов и интересов. Другими словами, убивается живое и динамичное начало и торжествует пассивное и мертвое.

В тайцзи-цюане концепция перемен неотделима от системы обучения. Ученик получает знания о том, что неизменно; затем ему позволяют практиковаться так, чтобы оставалось место для перемен. Например, в позиции «Змея прижимается к земле» ученику даются следующие наставления: ступни плотно прижаты к полу, корпус прямой, постоянная высота и т. д. (см. на рис. 5-2Ь в исполнении Ян Чэнфу).

 

За исключением этих неизменных моментов, ученику открывается простор для творчества и развития. Он не пытается копировать позицию учителя, но длительным повторением вырабатывает такую индивидуальную позицию, которая бы для него максимально раскрывала основные принципы. При этом учитываются личные запросы каждого: тот, кому всего важнее здоровье, может выполнять позу не так, как тот, кто хочет достичь мастерства в боевых искусствах. Оба они будут выполнять позицию хоть и по-разному, но правильно, если, конечно, не нарушаются основные принципы тайцзи-цюаня.

Во-вторых, правильному развитию мань способствует поочередная смена медленного и быстрого. Чтобы действительно быть способным идти медленно, надо быть способным идти быстро. Нельзя идти быстро как только возможно, если ты не способен идти медленно, как только возможно. В данном случае то, что изменяется, – это скорость, с какой выполняется форма, а то, что неизменно, – это цель: уметь двигаться так медленно, как только возможно. Когда медленнее уже никак нельзя, тогда позицию следует выполнять быстро, но даже и это изменение имеет целью все то же – вернуться к медленности. В этом циклическом чередовании ученик вырабатывает с каждым разом все больше мань. Чтобы научиться быть еще медленнее, чем возможно, надо только чередовать медленное с быстрым.

В-третьих, с целью развить «отсутствие позиций», или бесформенность, применяется расширение и сжатие позиций. Сначала вы до предела расширяете, «вытягиваете и увеличиваете» позиции. Когда наступает предел, вы должны уменьшать, сжимать позы до состояния «сжато, закрыто». Поскольку дальнейшее сокращение может привести к нарушению базовых принципов, цикл снова входит в стадию расширения.

В этом примере меняется размах позиций; неизменной остается идея сжать позицию в точку, т. е. достичь отсутствия позиции.

Применение этих трех принципов перемен зависит от индивидуальных целей и способностей. Это относится и к тайцзи-цюаню вообще. Только самостоятельно можно разработать для себя курс обучения. Только сами себя вы сможете обучить тайцзи-цюаню. Никто, кроме него самого, не учил Чжан Саньфэна. Он учился, открывая основные законы тайцзи. Это должно быть целью каждого ученика тайцзи-цюаня. Ищите неизменное в переменах и проникайте в источник. И тогда перемены станут важнейшим инструментом и техникой в вашем арсенале.

Чтобы эти идеи не выглядели слишком абстрактными, дадим один практический совет. Когда ученик в совершенстве овладел правой стороной формы (путем долгой и прилежной практики и под руководством превосходного учителя), он должен достичь такого же уровня на левой стороне, но уже без учителя. Только так он сможет определить, что он изучил и выработал сам, а что было лишь поверхностной имитацией.

 

5-3. ПРАВИЛА ДЛЯ НЕБЕСНОЙ СТАДИИ

 

В человеческой и земной стадиях упор делался на выработку правильных тайцзицюаньских поз. В стадии неба внимание уделяется больше ментальной тренировке. В настоящем разделе объясняются следующие принципы: ощущение пустоты в плотности, контроль над дыханием, дисциплинирование сознания и, наконец, поиск пустоты и неподвижности.

1. Чувствовать пустоту и плотность

В человеческой и земной стадиях ваше движение ограничивается требованиями медленности и постоянного темпа движения. В то же время нужно уделять внимание и другим моментам, так что трудно бывает чувствовать себя легко и спокойно. Первый шаг в небесной стадии поможет вам успокоиться при помощи еще одного метода: учиться сужать фокус внимания вместо того, чтобы следовать множеству правил. Практикуя этот метод, вы сосредоточиваетесь только на отличении неплотного или пустого от плотного или твердого и стараетесь забыть все остальные ранее упомянутые моменты. Отбросьте сложности.

О принципе, который мы будем рассматривать, большинство людей знают только применительно к перемещению своего центра тяжести. Известно, что, если перенести вес тела на одну ногу, она будет плотной, а другая – пустой. Но в законе о различении полноты и пустоты много более тонких моментов. Например, в позе «Толкание» руки пустые в начале, но полные в конце движения. По мере того как ладони постепенно вытягиваются вперед, вплоть до конечной точки, их центры слегка поднимаются, проявляя чаньсы-цзинь, которая «коренится в стопах, вспыхивает в ногах, контролируется поясницей и функционирует через пальцы рук». Результатом этого вытягивания является максимум плотности, иначе говоря, предельное Ян. Когда руки «втягиваются», переходя от полноты к пустоте, крайнее Ян порождает Инь. В этом процессе напряженная ладонь расслабляется, или становится предельным Инь. Удар кулаком подчиняется тем же законам. Снача

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.