Сделай Сам Свою Работу на 5

Теперь опишем все упражнение более детально.





1. Движение правого указательного пальца от А (рука перекручена, ладонь вверх) к В вызвано переносом тяжести с передней ноги на заднюю, при этом таз поворачивается влево. Поворачивание таза вперед без переноса тяжести тела вызывает движение пальца от В к С (ладонь вниз). Расслабьте тазобедренные суставы, как бы садясь, согните правый тазобедренный сустав, поверните тело немного вправо; при этом указательный палец опустится от точки С через V (ладонь влево) к А (ладонь вверх). Назначение этих телодвижений – вести указательный палец, который переходит из шунъ-чанъ в ни-чанъ в точке Б, при помощи расслабления и легкого поворота вправо тазобедренного сустава. В дальнейшем постепенный перенос тяжести на переднюю ногу вызовет движение пальца от А через Е к С (ладонь вниз).

2. Поверните правую ступню примерно на 30 градусов вправо. Перенесите на нее вес, при этом указательный палец идет вниз через В к А (рука перекручена, ладонь вверх). Шаг вперед левой ногой является естественным продолжением предыдущего движения и побуждает левую руку подняться вперед ладонью вверх. Перенесите вес на правую ногу. Левый указательный палец проходит точки А – В – С (ладонь вниз). Расслабление таза и поворот вправо вызывает движение пальца по кривой внутри Диаграммы Тайцзи.



Движение шунъ-чанъ сменяется на ни-чань в точке V, где ладонь смотрит влево. В точке А рука перекручена и ладонь смотрит вверх. Переносите вес с задней (правой) ноги на левую, палец движется от А через Е к С (ладонь вниз). Разверните левую стопу влево примерно на 30 градусов для опускания указательного пальца от точки С через В к А (ладонь вверх). Шаг вперед правой ногой – и ваша правая рука, перекрутившись, выходит вперед ладонью вверх. 3. Продолжайте чередовать эти два порядка движений непрерывно. Упражняться лучше на открытом воздухе, так как потребуется много места для шагания.

Чанъсы-цзинъ не только учит тому, как двигаться всем телом как одним целым, но и помогает внутренним органам вырабатывать внутреннюю силу цзинь. Эта цзинь, неизвестная западным спортсменам, становится резервуаром энергии в чистой ее форме и дает чуть ли не безграничную выносливость. Для понимания этой цзинь, или источника энергии, давайте рассмотрим пример из природы.



Смерч -это вихрь энергии, который начинается из слабого вихревого ветерка. По мере роста торнадо дают о себе знать механизмы инерции: сдвинуть с места тяжело, поддерживать движение все легче и легче, зато потом остановить опять очень трудно. В конце концов смерч выглядит неподвижным, но в его воронке содержится невероятная мощь.

То же самое наблюдается в чаньсы-цзинь. Боец выглядит неподвижным, но создает внутренний вращательный момент.

Объединение с цзинь включает два шага:

1. Тин-цзинь, что означает «слушать» или ощущать цзинь в своем теле, а в дальнейшем и в теле противника.

2. Дун-цзинъ, что означает «понимать цзинь». По-видимому, адекватный перевод этого китайского термина невозможен. Дун-цзинь включает в себя осознание опыта и принятие этого понимания за базовый уровень. Сначала нужно познать себя и развить дун-цзинь у себя, а затем уже можно «понимать цзинь» противника. Поэтому необходимо упорно тренироваться в одиночных упражнениях и применять чаньсы-цзинь в каждом движении тайцзи-цюаня. Позднее вы сможете применять чаньсы-цзинь в бою благодаря практике Толкающих Рук (туйшоу), которая будет обсуждаться в главе 6.

В практике чаньсы-цзинь вы сможете понять ряд важнейших концепций китайской философии, связанных с Тайцзи. Это, например, «искать неподвижность в движении», или «не-действие в действии». В практике шагов рука не движется сама по себе. Она движется в связи с движениями туловища и ног, но, собственно, сама по себе является неподвижной. Очень важно, что неподвижность в движении объединяет сознание и тело. Представьте себе человека, который поскользнулся на льду. Он теряет равновесие, и тут разум берет власть над телом полностью в свои руки, на бессознательном уровне. В этот момент разум полностью освобождается от всех посторонних мыслей. Вся деятельность подчинена восстановлению равновесия или неподвижности. Занимаясь чаньсы-цзинь или тайцзи-цюанем, надо всегда искать эту внутреннюю неподвижность (не-действие).



Вторая концепция – «искать действие в не-действии» или «движение в неподвижности». Рассматривая дальше тот же пример с рукой в практике шагов, мы обнаружим, что, хоть рука и не движется независимо от тела, ей все же присущ тончайший, внутренний вращательный момент, создаваемый опять-таки движениями и взаимодействиями туловища и ног. Так рука ищет действия в не-действии.

Третья концепция – «Уцзи рождает Тайцзи» или, в свободном переводе, «ничто переходит в нечто». Пример – сам процесс обучения. Вновь приходящие ученики чаньсы-цзинь не знают ничего (Уцзи). Сначала они изучают упражнения для рук и ног в стоячем положении. Затем проходят практику шагов. Так они продвигаются от незнания ничего о чаньсы-цзинь (Уцзи) к знанию кое-чего (Тайцзи).

И наконец, принцип «возвращения от Тайцзи к Уцзи», или от чего-то к ничему. На первых порах ученик описывает контуры Диаграммы Тайцзи очень широкими движениями. Постепенно, по мере овладения чаньсы-цзинь, их размах становится все меньше и меньше. Конечная цель – добиться, чтобы акт движения продолжался, но внешне не проявлялся. Это лишенное внешней формы состояние показывает, что переход от Тайцзи к Уцзи совершился.

 

3-6. ПРОБУЖДЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ СИЛ

 

Всем, в общем, понятно, что для того, чтобы воздействовать на что-либо с большой силой, необходимо иметь мощную мускулатуру – или, во всяком случае, крепкий организм.

Возьмем в качестве примера процесс забивания кола в землю. Он в целом состоит из двух этапов: (1) поднимание кувалды как можно выше для получения максимальной потенциальной энергии и (2) опускание кувалды как можно быстрее для получения максимальной кинетической энергии. Обе фазы требуют физической силы, а последняя зависит от мышц. Итак, чтобы иметь большую физическую силу, надо наращивать мощную мускулатуру. Однако при выполнении тайцзи-цюаня рекомендуется применять лишь немного физического усилия, быть расслабленным и мягким. Как же это увязать с чудесами силы, которые демонстрируют мастера тайцзи-цюаня?

Секрет мастеров – в цзинь, особом виде внутренней энергии, который вырабатывается практикой тайцзи-цюаня.

Известно, что, будучи расслабленным и мягким, человек приучает мышцы работать только как механизм равновесия и поддержки. Тело становится сбалансированным и способным к мгновенному действию. Но что же является движущей силой действия? Конечно, не физическая сила, как ее обычно понимают, ибо это шло бы вразрез с принципами тайцзи-цюаня. Но, безусловно, это вид энергии. Каждый день мы пользуемся многими видами энергии, о которых могли только смутно догадываться сто лет назад. Электричество и его спутник магнетизм – самые известные виды невидимой энергии, используемые сегодня в технике. Высвобождение энергии при расщеплении атома или термоядерном синтезе становится все более обычным делом по мере роста сети атомных электростанций. Есть еще множество видов энергии, о которых мы в данное время знаем мало или почти ничего.

В результате экспериментов, длившихся тысячу или больше лет, китайские даосы пришли к выводу, что человеческое тело – самая удивительная машина, которая может быть генератором многих форм энергии. Для даосов первичным генератором является разум, поскольку он генерирует сознание. Последнее же может творить, будучи направляемым и тренируемым со стороны разума. Сила сознания -первая и главная цель практики тайцзи-цюаня. Например, когда вы отрабатываете позицию «толкание» (Ань), вы должны представить себе, что толкаете реального противника, но без усилия. Вас учат накачивать энергию цзинъ из стоп через ноги, туловище и руки – в кисти. Когда вы потрудитесь над этим год-другой, то начнете чувствовать жар или вибрацию в ладонях при выполнении толкания. Если вы будете практиковать этот вид концентрации в ходе всего сольного цикла упражнений тайцзи и сочетать его с ежедневной практикой тайцзи-цигун, тайцзи-медитации и чанъсы-цзинъ, то через пять-десять лет проявится энергия огромной мощи. Эта энергия в Китае называется цзинъ, а на Западе – «духовная», или «психическая» энергия. Мощь этой энергии по мере практики возрастает практически без пределов.

Встает вопрос: как же развить в себе эту цзинъ?

Для этого требуется больше, чем просто концентрация. Понаблюдайте, как различно поведение котят и старой кошки. Хотя у последней имеется преимущество опыта и она осуществляет свои намерения более эффективно и экономично, но зато она потеряла свою былую прыть в реакциях на раздражители. Котенок же, напротив, всегда готов действовать и действует синхронно с намерением; его нервная энергия пригодна к действию даже и без раздражения. У людей наблюдается то же самое: дети обладают духом, или шэнь, более сильным, с возрастом же он уменьшается. Поэтому развитие цзинъ - это, собственно, проблема шэнь, или непосредственно соответствующей (по времени) намерению мотивации действия. Необходима обратная связь прогресса с сознанием, которое движет мотивированное действие к завершению.

Чтобы развивать энергию цзинь, надо прорабатывать ее как внешние, так и внутренние аспекты, которые должны взаимно дополнять друг друга по законам Диаграммы Тайцзи. Не только занимаясь тайцзи-цюанем, но и при ходьбе, вождении машины, езде на велосипеде, в ожидании автобуса, сидя за обеденным столом, даже во время сна – постоянно поддерживайте состояние расслабленной бдительности, свойственное котенку. Только когда вы у себя дома научитесь находиться в этом состоянии, вы будете готовы развивать цзинъ и достигать новых рубежей знания и эффективности. Успех зависит только от вашей воли. Сначала вы будете быстро уставать от бдительности и отключаться. Это вполне естественно. Но надо снова и снова входить в это состояние, стараясь находиться в нем постоянно. Особенно важен этот момент для людей среднего возраста и старше - им обязательно надо снова стать «как котята».

В позе «Одиночный кнут» правая рука образует крюк и все пальцы руки соприкасаются кончиками, что представляет собой образ журавлиного клюва. Этот «клюв» имеет массу применений в боевых искусствах – тычки в глаз и другие точки, захваты и т. д. Китайская древняя песня говорит об этой позиции: Держа концы пяти пальцев вместе. Изобрази ими горный пик.

Это – точка концентрации эмбриональной ци, Особенно когда все сознание сосредоточишь в ней.

Медитация на этот образ весьма ценна в развитии цзинь. Держите «клюв журавля» в десяти дюймах от себя, направленным вам в лицо. Сосредоточьте безжалостный взгляд парящего сокола на «клюве». Старайтесь концентрироваться на пальцах как можно дольше и не моргая. В то же время представьте себе, как цзинь, хранящаяся в Даньтяне, поднимается по спине к глазам и в плечо, руку и к кончикам пальцев. Подобно магнитному полю между двумя противоположными зарядами, цзинь соединяет глаза и «журавлиный клюв». Практикуйте этот метод сидячей медитации три раза в день, каждый раз меняя руки. Со временем вы сможете медитировать 10 и более минут на одну руку. В конце концов вы будете ощущать необычное тепло в кончиках пальцев.

Вырабатывать духовную энергию можно и в ходе занятий по чаньсы-цзинь. Вместо открытой ладони используйте «журавлиный клюв» и, обводя им Диаграмму Тайцзи, представьте себе, как энергия из Даньтяня посылается в концы пальцев – словно вкручивается правонарезанный винт (при обведении по часовой стрелке). При движении против часовой стрелки энергия всасывается в тело, обратно в Даньтянь, как если бы винт выкручивался. Но понять эти движения энергии -это только начало. Совершенство достигается только практикой.

Хотя Ян Лучань, величайший мастер тайцзи, был не боксерского сложения – маленький и щуплый, он легко поднимал и бросал противников вдвое тяжелее себя. Где он брал такую силу? Ответ один: он долго и упорно развивал свою психическую энергию. Из книги Чэнь Яньлиня мы узнаем, что Ян Лучань мог отбрасывать своих учеников без касания, одним громким Хаах. Автор сравнивает этот феномен с гипнотическим воздействием, когда гипнотизер вводит человека в транс одним пассом руки. Очевидно, громкий звук Хаах оказывал на эмоционально подготовленных к этому учеников Яна большее влияние, чем на людей посторонних. Но ведь Ян мог с расстояния фута погасить пламя свечи либо притянуть его к себе, подержать и отпустить на место. Мастерство Яна доказывает, что индивидуум может генерировать и контролировать энергию, влияющую как на людей, так и на неодушевленные объекты.

Сегодня никто не может повторить это достижение. Причина ясна. Научившись ездить на велосипеде, можно укрепить мышцы за сравнительно короткое время. Развивать же психическую силу нужно очень долго и упорно. Хотя вышеописанное мастерство в принципе вполне достижимо, лишь у немногих людей хватает на овладение им времени, терпения и настойчивости.

Впрочем, это уже личное дело каждого из нас.

 

3-7. КЛЮЧ К ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЮ

 

Вспомните детскую игрушку «Ванька-встанька»: маленький шар, приклеенный к большому. С какой бы стороны ни воздействовала на «Ваньку-встаньку» сила, пытающаяся вывести его из состояния устойчивого равновесия, он всегда возвращается в исходное положение. Это кажется странным: по идее, после толчка игрушка должна упасть, а оба шара – касаться плоскости, на которой игрушка стояла. Секрет же весьма прост: у «Ваньки-встаньки» очень низко расположен центр тяжести. За счет этого он всегда стремится встать прямо.

Статическое равновесие физического тела может быть трех видов. Представьте себе конус, стоящий на плоской поверхности или платформе (рис.3-7а). В случае А конус стоит на своем основании, в случае В -на вершине, в случае С – лежит на боку.

 

Вариант А представляет устойчивое равновесие. Устойчивость его определяется двумя факторами:

1. Центр тяжести расположен сравнительно низко.

2. Линия действия силы тяжести не выходит за пределы поверхности касания

конуса и платформы.

Чтобы нарушить такое равновесие, т. е. повалить конус, потребуется значительная сила.

В случае В центр тяжести сравнительно высок, а линия действия силы тяжести может легко сместиться в сторону от точки касания. Такое равновесие называется неустойчивым. Достаточно ничтожной силы, чтобы конус упал.

Случай С – особый. Как бы конус ни катался на своей конической поверхности, рассматриваемые две характеристики всегда остаются теми же самыми. Именно, расстояние между центром тяжести и платформой не изменяется, а линия действия силы тяжести всегда пересекает линию касания, хотя последняя все время меняется вследствие вращения конуса.

Итак, для достижения устойчивого равновесия (случай А) следует, во-первых, как можно ниже опускать центр тяжести тела, а во-вторых, как можно больше увеличивать площадь касания.

В большинстве боевых искусств в качестве основной стойки принята ма-бу, или «стойка всадника». В ней ноги широко расставлены в стороны, колени согнуты и центр тяжести тела максимально опущен (см. рис. 3-7Ь). Вектор силы тяжести тела всегда попадает в пространство между ступнями. Эта позиция устойчива к воздействиям справа и слева, но менее устойчива к силе, действующей спереди или сзади (фронтальное или тыльное толкание либо притягивание).

 

Альтернативная стойка называется гунцзянь-бу, или «стойка лука и стрелы». Передняя нога выгибается подобно луку, а задняя прямая, как стрела (см. рис. 3-7с). В противоположность ма-бу, стойка гунцзянь-бу обеспечивает значительную фронтальную устойчивость, но слабее в боковой плоскости. Но вообще у гунцзянь-бу большая площадь опоры, чем у ма-бу.

Искусство тайцзи-цюаня сознательно ограничивает применение ма-бу и больше основывается на более устойчивой стойке гунцзянь-бу. Кроме уже упоминавшегося преимущества, важно то, что в гунцзянь-бу легче изменять весовые нагрузки на ту или другую ногу, выполняя круговые движения тайцзи в отходе или атаке.

В первоначальной длинной форме Ян-тайцзи-цюаня поза «Скрестить кисти рук», в которой используется ма-бу, фигурирует лишь в начале и конце формы. Более поздние вариации используют явную позу «Скрестить кисти рук» в конце первого и второго разделов янского тайцзи, между формами «Запечатать-закрыть» и «Обнять тигра, вернуться в горы».

Даже если выбросить явную форму «Скрестить кисти рук», вам все равно придется проходить через нее между секциями длинного тайцзи-цюаня. Это переходное движение -характерный пример проявления философского принципа увэй эр вэй, или «действие через недействие», – принципа, применимого ко многим аспектам тайцзи-цюаня и медитации. В медитации, например, нельзя быть ни слишком Ян (напряженным), ни слишком Инь (расслабленным и самозабвенным). Надо балансировать между бдительностью и расслабленностью, чтобы достичь медитативного состояния.

В тайцзи-цюане как боевом искусстве главным принципом является «нарушить равновесие противника, одновременно укрепив свое собственное». Этот принцип осуществляется переносом веса тела через одну ступню. Читатель спросит, какая может быть устойчивость при столь малой площади опоры. Этот вопрос затрагивает центральный принцип тайцзи-цюаня. Здесь же, кстати, и объяснение названия «тайцзи-цюань». Во второй главе объяснялось, что Диаграмма Тайцзи представляет собой движущуюся трехмерную сферу, хотя и изображается в виде плоского круга. Цель тайцзи-цюаня -научить индивидуума быть подобным динамическому Тайцзи, или вращающейся сфере, которая есть наиболее уравновешенная и красивая из всех фигур.

Обратите внимание, что центр тяжести при любом положении шара всегда находится точно над точкой касания шаром поверхности опоры (см. рис. 3-7d).

 

Научившийся «быть как шар» человек не может быть застигнут врасплох в состоянии неустойчивого равновесия; будучи атакованным, он немедленно возвращается в положение равновесия. Поверхность этого шара статична и сравнительно мягка, в то время как его «нутро» твердо и неподвижно. Представьте себе, что по вращающемуся твердому шару наносится прямой удар. Реакция шара делится на две составляющие: инерция вращения отводит удар в сторону от направления последнего, а упругость поверхности вызывает самоотражение удара, или отражение удара за счет собственной же энергии последнего. В схватках со специалистами по другим боевым искусствам Ян Лучань, основатель школы Ян в тайцзи, демонстрировал реакцию на атаки именно по типу плотного вращающегося шара. Любые попытки поразить его были обречены на неудачу.

Как же научиться быть как вращающийся шар Тайцзи? Требуется, конечно, природный талант, ум, хорошее интуитивное понимание, прилежание и физическая выносливость – словом, мотивированная готовность подчиниться довольно строгому режиму тренинга.

Ли Июй (1883-1892), мастер тайцзи школы У, сказал как-то, что только один-два человека в столетие достигают полного мастерства в тайцзи-цюане.

Сегодня, однако, сочетая то, что мы можем почерпнуть у знатоков тайцзи и из классических теорий, с современной научной методологией, я попытаюсь представить вам прямую и эффективную ТРЕНИРОВОЧНУЮ ПРОГРАММУдостижения этого мастерства.

1. Вы должны знать, где расположен центр шара Тайцзи, или центр тяжести в вашем теле. По даосской теории, эта точка -Даньтянь (см. разд. 3-1). От начинающего всегда требуют опускать ци в Даньтянь и сосредотачивать волю и разум в Даньтяне. Этот принцип настолько важен, что должен соблюдаться всегда, даже и во сне. Цель фокусирования на Даньтяне – стать центрированным внутри самого себя, не только для того, чтобы добиться успехов в боевых искусствах, но особенно чтобы выработать плавную, спокойную манеру держаться. Итак, тайцзи-цюань старается объединить три аспекта тайцзи: физическое движение, склад ума и философское понимание.

 

2. Рассмотрим движение шара, как показано на рис. 3-7е.

Линия РQ, описываемая центром тяжести по мере того, как шар катится по плоскости, и линия АВ, составленная из точек касания шара и плоскости, всегда параллельны и удалены друг от друга на расстояние радиуса шара. Это наблюдается и тогда, когда шар меняет направление движения.

Основное свойство тренинга по тайцзи-цюаню заключается в том, что вы учитесь всегда думать о себе как о шаре с центром в Даньтяне. Передвигаясь в любом направлении (без воздействия на вас внешней силы), наступая и отступая, вы должны держать Даньтянь на постоянном расстоянии от пола или земли. Нельзя (за исключением случаев реагирования на воздействие силы извне) поднимать или опускать тело.

3. Голову следует держать, как будто она подвешена на нитке. Копчик должен оставаться в нормальном прямом положении, т. е. не поворачиваться и не отклоняться. На эти две точки обращается большое внимание в классических теориях тайцзи-цюаня. Представьте себе туловище как цилиндр (см. рис. 3-70- Цель сосредоточения внимания на оси «голова – копчик» – научиться держаться прямо.

 

4. Есть два вида движения: поступательное (трансляция) и вращательное (ротация). При трансляции каждая точка тела проходит равное расстояние. Если тело – цилиндр, то его ось не отклоняется от первоначального направления (см. рис. 3-7g). Ротация -движение вокруг оси (см. рис. 3-7h), причем сама ось остается неподвижной.

 

У Юйсян писал: «Двигаясь вперед и назад, следует производить сгибание. Наступая или отходя, следует поворачивать тело и варьировать шаги» (см. комментарий в разд. 4-3). В терминах поступательного и вращательного движения, «сгибание» относится к сгибанию колен с целью обеспечить правильное поступательное движение оси тела и удержать постоянную высоту Даньтяня над полом при условии, что отсутствуют воздействия внешних сил). При таком движении все тело, особенно ноги, должно быть полностью расслаблено, но и полностью контролируемо сознанием.

Что же касается «поворотов тела», то принцип школы Ян – относиться к телу как к жернову, вращающемуся на вертикальной оси, которая сама неподвижна.

5. Как уже упоминалось, шар контактирует с полом только в одной точке. Представьте, что вы шар, а одна ваша ступня – точка контакта. Заставьте ваш центр тяжести (Даньтянь) проходить над этой точкой в движении вперед и назад.

Заканчиваем теоретическую часть и переходим к практике. Предлагаем ученикам четыре базовые позиции: 1) Начните с гунцзянь-бу, правая нога впереди. Тело полностью расслабьте, ум бдителен, голова как бы подвешена, копчик направлен вниз. Линия, опущенная перпендикулярно вниз из центра тяжести (далее «линия тяжести»), проходит как можно ближе к правой пятке. Правая голень вертикальна (см. рис. 3-71).

 

Не меняя высоты центра тяжести, переносите тело назад, пока весь вес не опустится на заднюю (левую) ногу. Правая нога теперь полностью расслаблена, или «пуста», не нагружена, но подошва касается пола и колено слегка согнуто. Левая, нагруженная, нога становится «наполненной» (рис. 3-7j).

3) Поверните тело вокруг его вертикальной оси влево градусов на 50. При этом не сдвигайте центр тяжести с левой ноги (рис. 3-7к).

 

4) Вернитесь в позицию (2) (рис. 3-7)).

5) Вернитесь в позицию (1) (рис. 3-71). Это завершает один цикл, который можно повторять несколько раз, до появления напряжения в ногах. Затем проделайте то же самое в положении «левая нога впереди, правая сзади».

Обобщим основные моменты «становления шаром Тайцзи»:

1. Осознавать тело как плотный твердый шар с центром в Даньтяне.

2. При отсутствии внешних силовых воздействий Даньтянь всегда перемещается лишь в одной, горизонтальной плоскости.

3. Ось тела (макушка-копчик) всегда остается вертикальной.

4. Линия тяжести всегда проходит либо через одну ступню, либо между ступнями.

5. Все движения тела суть поступательные или вращательные движения оси тела.

Следовать этом принципам – значит делать то, что предписывается в «Книге тайцзи-цюаня» (см. разд. 4-2): «Стой, как уравновешенные весы; двигайся, как колесо повозки».

 

3-8. ТРИНАДЦАТЬ МЕТОДОВ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

 

Методика школ Чэнь и Ян базируется на принципах классических теорий тайцзи. Школа же У уделяет также большое внимание так называемому Методу для туловища (шэнъ-фа). Этот метод постепенно дает прочное понимание применения классических теорий, которые сами по себе слишком рафинированны и абстрактны для новичка. Метод для туловища предлагает ученику серию техник, которые легко исполняются и весьма хорошо усваиваются.

У Юйсян (1807-1871), основатель школы У, разработал восемь методов для туловища; Ли Июй (1833-1892), его племянник и ученик, описал остальные пять. Итак, тринадцать методов для туловища.

Метод 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.